Философия / 1. Философия литературы и искусства

Зайцева М.Л.

Государственная классическая академия им. Маймонида, г. Москва

Синестезия и кулинария – миф или реальность?

 

         Явление синестезии активно обсуждается в научной литературе, все больше фактов его конкретного проявления становится известным. Синестезия служит предметом изучения ученых, актуальной тематикой кандидатских и докторских диссертаций искусствоведческой и лингвистической проблематики.

         В настоящее время уже сложно оспаривать реальность и объективность синестезии. Мы предлагаем пойти еще дальше, – признать синестезию как философское  понятие, связанное с процессом познания объективной реальности.

         Синестезия играет важную  роль в процессе познания. Под синестезией понимают наложение в одновременном когнитивном акте различных по модальности восприятий. Например, зрительные образы могут постоянно сопровождаться запахами, вкусовыми ощущениями, образы букв – цветовой окраской, массивы информации – ассоциироваться с цифрами и т.д.

         В научных публикациях приводятся факты того, что люди могут слышать форму предметов и определять вкус звука. Так, эксперименты показали, что, например, большие и круглые предметы люди ассоциируют с низкими звуками, а угловатые и маленькие – с высокими. Такая способность людей связана с понятием «синестезия». Ранее считалось, что синестетами является только 1% населения мира, однако современные исследователи утверждают, что все люди в той или иной степени обладают такой способностью.

         Синестезия как способность к гармоническому восприятию реальности является одной из форм ассоциативного непосредственного мышления.

         Буквальная этимологическая расшифровка понятия синестезии как «со-ощущения» не соответствует реальному содержанию этого явления. Синестезия – это скорее «со-представление», «со-чувствование». По своей психологической природе это конкретно-межчувственная ассоциация. Простейшие ассоциации – это «ассоциации по смежности» (основа метонимии в поэзии), а наиболее значимые для искусства – «ассоциации по сходству» (основа метафоры). Последние могут возникать на основе сходства по форме, структуре, гештальту слухового и зрительного образов (на этом строится синестетическая аналогия «мелодия – рисунок»). Сходство может быть и по содержанию, по эмоциональному воздействию (на этом основаны синестетические аналогии «тембр – цвет», «тональность – колорит»). Последний тип синестезии наиболее присущ искусству.

         К литературной синестезии относят выражения типа «Флейты звук зорево-голубой» (К. Бальмонт), к живописной – картины М. К. Чюрлёниса и В. Кандинского, к музыкальной – произведения К. Дебюсси и Н. А. Римского-Корсакова, подразумевая при этом существование особых «синестетических» жанров (программная музыка, музыкальная живопись) и видов искусства (светомузыка, синестетический фильм). Избегать издержек подобной терминологической размытости нужно не корректностью дисциплинарного подхода (рассматривая синестезию, соответственно, как предмет психологии, лингвистики, поэтики, музыкознания, искусствознания, эстетики), когда все уровни синестезии обусловлены базовым, психологическим явлением (межчувственная связь), а признанием того, что синестезия является философским  понятием, связанным с процессом познания объективной реальности.

         Б. Галеев охарактеризовал  синестезию как концентрированную и симультанную актуализацию чувственного в широком спектре его проявлений: «удвоенной» сенсорности, эмоции, осуществляющей метафорическое «удвоение» в искусстве как способе развития универсальной человеческой чувственности в ее целостности и гармоничности. По его мнению, синестезия как сущностное свойство художественного мышления содействует выполнению компенсаторных функций по опосредованному возмещению неполноты самой чувственности. Именно участием синестезии объясняется относительная индифферентность художественного образа к видовой ограниченности, а также универсальность феномена единого художественного «пространства – времени» в искусстве. При этом в каждом виде искусства совокупность присущих ему синестезий образует свой так называемый «синестетический фонд».

         Кулинария (от лат. culina, кухня) – область человеческой деятельности, связанная с приготовлением пищи. Включает комплекс технологий, оборудования и рецептов. Пища необходима организму для построения растущих тканей тела и восстановления разрушающихся в процессе жизнедеятельности, для поддержания этого процесса и восполнения расходуемой энергии. Основное назначение пищи – быть источником энергии и «строительного материала» для организма, однако, немаловажным в питании человека является и фактор получения удовольствия от еды. Кулинария – язык богатейших возможностей, и образ еды человека скажет о нем больше, чем врач и исповедник с адвокатом.

         Некоторые исследователи планируют использовать синестетическую способность человека во многих сферах жизни. Например, в кулинарии для усиления вкусовых ощущений можно сочетать вкус отдельных блюд с определенными звуками и даже словами.

         В кулинарии необходимы не только исследования, подходящие к вопросу с точки зрения физико-химических основ и разъясняющих с этой точки зрения все нюансы (например, в чем разница между нарезкой соломкой и кубиками, как состав разных продуктов влияет на подбор оптимального температурного режима варки или жарки, какие продукты и как вступают в реакции, а что просто вместе болтается), а и объясняющие особенности восприятия вкусов. Какие вкусы как между собой сочетаются, порождают новые ощущения, влияют на восприятие. Какова оптимальная последовательность вкусов для наилучшего впечатления от трапезы? Какие вкусы усиливают друг друга, какие – глушат, можно ли композиционно создать неожиданный и приятный вкус? Как влияют на ощущения текстуры продуктов, форма, температура, время воздействия, запахи и степень насыщенности едока.

         Синестезия и кулинария – не миф, а объективная реальность. Синестезия в кулинарии – наложение в одновременном когнитивном акте различных по модальности вкусовых, консистентных, эстетических и др. восприятий.