К.ф.н. Швачкина Л.А.

Южно-Российсий государственный университет экономики и сервиса, Россия

Неогуманизм: духовно-нравственные представления

В 16 в. в Западной Европе возникло движение Реформации, осуществившее пересмотр средневековой культуры в соответствии с потребностями новых общественных отношений. Направленное, прежде всего, против римско-католической церкви, оно привело к возникновению протестантизма. Джон Уиклиф, Ян Гус, немецкие мистики 14 в., идеологи Возрождения и другие свободомыслящие теологи давно обличали аморализм пап, вопиющие злоупотребления духовенства, а также церковный формализм и ханжество. Реформация потребовала не просто исправления католицизма, а пересмотра его фундаментальных положений. В ней участвовали различные социальные силы, каждая из которых оказала определённое влияние на последующее развитие европейской культуры. Гуманисты, представлявшие собой наследников культуры Возрождения, не только подготовили Реформацию, но и оказывали существенное влияние на её развитие даже после появления Мартина Лютера, который был основателем немецкого протестантизма. Наиболее известным из них был Эразм Ротердамский, прозванный «королём гуманистов». Будучи основателем христианского гуманизма, он пытался синтезировать культурные традиции античности и раннего христианства. Основное внимание в своём учении Эразм Ротердамский уделяет моральным проблемам, рассматривая Иисуса Христа прежде всего как Учителя и пример для подражания, а уже потом как Сына Божия. Его выступления против обмирщения церкви и культа реликвий, а также борьба за всеобщую доступность книг Священного писания предвосхитили требования Реформации. Центральной фигурой движения за реформирование церкви был Лютер, который сформулировал основные принципы протестантизма. Эти принципы сводились к принятию того, что Библия является единственным источником вероучения, а спасение достигается верой, обусловленной милостью божьей, и отрицанию папской власти, всех таинств (за исключением видоизменённых форм крещения и причащения), чистилища, индульгенций, мощей, монастырей, икон, обязательных постов, церковной иерархии и др. Кроме того, вся повседневная деятельность человека, стимулом которой является вера в спасение, признаётся в протестантизме священной, а мирское призвание усматривается им в добросовестном выполнении своих обязанностей и служении  ближнему. Будучи одним из источников Реформации, гуманизм в конечном счёте растворился в ней и прекратил своё существование.

Движение Реформации положило конец гуманизму, понимаемому как особое направление философствования, а также сопряжённая с ним интеллектуальная традиция. В конце 18 – начале 19 в., когда в Европе и Северной Америке происходило становление буржуазных отношений, среди философов и деятелей культуры вновь пробудился интерес к античности. Впоследствии этот интерес получил название неогуманизма, который был представлен прежде всего Вильгельмом фон Гумбольдтом, а также Лессингом, Гердером, Гёте и Шиллером. Усилиями представителей школы романтизма, а также вышеуказанных философов гуманизм был вновь легитимизирован в связи с реконструкцией идеалов античного мировосприятия. Романтизм как движение в европейской культуре был порождён множеством причин как социально-исторического, так и внутрихудожественного характера. Важнейшей из этих причин было воздействие нового исторического опыта, порождённого Великой французской революцией. Утверждение о том, что романтизм оказался духовной реакцией на негативные социальные последствия этой революции, стало уже общим местом. Романтики полагали, что современная им культура утратила цельность, которой обладала античность. Отсюда их интерес к античной культуре, выработавшей пластико-поэтическое видение мира. Возрождение интереса к гуманистической проблематике требовало введения термина, выражавшего высшую, самодостаточную и самоосознающую значимость человека. В 1808 г. в научно-просветительский оборот был введён термин «гуманизм», автором которого является немецкий педагог Ф. Нитхаммер.

Ведущим представителем гуманизма в конце 18 – начале 19 в. был Гумбольдт, который приобрёл известность как философ, языковед, государственный деятель, дипломат, а также один из основателей Берлинского университета и реформатор гимназического образования в Пруссии. Будучи одним из основоположников лингвистики как науки, он понимал язык как непрерывный творческий процесс, а его «внутреннюю форму» - как выражение индивидуального мировосприятия народа. Гумбольдт в значительной степени определил направление развития не только немецкой, но и европейской гуманистической мысли своего времени. В 1789 г. он поехал в Париж, чтобы увидеть «похороны французского деспотизма». На поставленный историей вопрос о взаимоотношениях между государством и личностью Гумбольдт ответил в своём раннем произведении «О пределах государственной деятельности» [1], которое было частично опубликовано в 1792 г., а полностью – только в 1851-м. В этом произведении он рассуждает о политических условиях, которые призваны обеспечить свободное развитие как отдельного индивида, так и всего народа. Согласно Гумбольдту, задачи государства сводятся к защите внешних рубежей, а также обеспечению правопорядка внутри страны. Однако условием их решения является предоставление возможностей для свободного и раскрепощённого развития – как индивидуального, так и национального. Гумбольдт полагал, что содействие государства благосостоянию граждан невозможно без его вмешательства в различные сферы человеческой жизни, а оно может ограничить личную свободу и помешать своеобразному развитию индивида. Поэтому высшую цель, которая должна устанавливать пределы государственной деятельности, он видел во всемерном развитии индивидуальности человека. К совершенствованию личности, а вместе с ним и общественной жизни приводят религиозно-нравственные представления, совокупность которых стали в дальнейшем называть духовной культурой общества. Духовная культура включает в себя формы общественного сознания, а также их воплощение в литературных, архитектурных и других памятниках человеческой деятельности. Поскольку Гумбольдт надеялся достичь своего идеала с помощью социальных реформ, воспитания и самосовершенствования, ведущую роль в его деятельности играли педагогические мотивы. Результатом реформы образования, проведённой в Германии, было создание гуманистической гимназии в её классическом виде. Такая гимназия способствовала культивированию в обществе идеи милосердия, которая составила основу деятельности благотворительных организаций, получивших широкое распространение во второй половине 19 в.

Идеи гуманизма пронизывают творчество Лессинга, Гёте и Шиллера, которых относят к творцам золотого века немецкой литературы. Готхольд Эфраим Лессинг, расцвет деятельности которого пришёлся на вторую половину 18 в., вошёл в историю как философ, писатель, критик, а также основатель национального немецкого театра. Он выступил с новым пониманием литературы и искусства вообще, обосновав право третьего сословия быть предметом художественного изображения. Вершиной творчества Лессинга стала пьеса «Натан мудрый», главный герой которой проповедует свободу совести и братскую любовь к людям [2]. Хотя драматически эта пьеса далека от совершенства, она представляет собой призыв просвещённого либерала к религиозной терпимости. За год до своей смерти Лессинг опубликовал эссе «Воспитание рода человеческого», в котором он проследил поступательное развитие человечества к универсальному гуманизму [3].

Иоганн Вольфганг Гёте, деятельность которого протекала во второй половине 18 – первой половине 19 в., известен не только как поэт, но и как учёный, а также философ. Хотя он не относил себя к философии, она всегда была в центре его интересов. Совершив в 80-х годах путешествие по Италии, Гёте увлёкся античностью, которая стала для него примером гармонии в отношениях между людьми. В последние годы своей жизни он разочаровался в своём желании построить мир по античному образцу, однако у него сохранилась вера в творческую активность человека, стремящегося создать «свойственный ему мир».

Фридрих Шиллер, который был современником Гёте, известен как поэт, философ и историк. Его философские взгляды формировались сначала под влиянием Лейбница, Вольфа, Шефтсбери и Руссо, а затем – под влиянием Канта. Согласно Шиллеру, человек является существом, желающим свободы, в приобретении которой ему должна содействовать культура. Главная проблема практической философии заключается в том, чтобы воспитать у него нравственное желание. Если желания человека благородны, то они никогда не будут чрезмерны. Приверженность идеям гуманизма была характерна также для Иоганна Готфрида Гердера, философские взгляды которого сформировались под влиянием Бруно, Спинозы, Лейбница и других мыслителей, а также знакомства с Гёте. В своём произведении «Идеи к философии истории человечества» он говорит, что человечество в целом устремлено к конечной цели, которой является достижение гуманности и счастья [4]. При этом природные катаклизмы и исторические бедствия имеют характер необходимых и прискорбных эпизодов, которые лишены окончательного трагизма. 

Центром неогуманизма была Германия, состоявшая фактически из отдельных государств, среди которых в 18 в. выделялись Австрия и Пруссия. Её экономическое развитие тормозилось политической раздробленностью, препятствовавшей созданию в ней национального рынка. Ещё с конца 17 в. в Германии в большом количестве стали создавать дома для призрения бедных, в которые помещались также сироты и умалишённые. Поскольку в организации этих домов преобладал полицейский подход, в ряде германских городов стали создавать общества, которые вместе с властями брали в свои руки дело призрения бедных. Представители нарождавшегося класса буржуазии, которые порой стояли близко к литературным кругам, стремились к «осуществлению на практике гуманитарных идей, проповедуемых Вердером и Лессингом» [5; С. 331]. Образцом для многих городов, как в самой Германии, так и за её пределами послужила гамбургская система призрения бедных, созданная экономистом Бюшем и купцом Фохтом. Основной принцип её функционирования сводился к тому, что каждый бедняк должен зарабатывать столько, сколько он может. За улучшение дела призрения бедных принялись также правительства германских государств, действовавшие «в духе гуманизма» [5; С. 333]. С целью противодействия обеднению путём лучшего воспитания низших классов открываются технические и ремесленные училища, основываются школы для беспризорных детей, а сирот начинают отдавать на воспитание в семьи.

Несмотря на богатство новых идей, результаты деятельности благотворительных организаций не отвечали ожиданиям общества. Эти организации не пользовались авторитетом власти, а их средства создавались за счёт частных пожертвований. Проблемы, с которыми они сталкивались в своей деятельности, сковывали активность «людей, проникнутых самым горячим человеколюбием, и многие прекрасные начинания погибали безрезультатно. Но и этот опыт оказался целебным. Сначала нужно было изучить дело призрения бедных и прежде всего понять то, что один идеальный подъём гуманных идей, как бы высоко его ни ценить, всё же ничего не может поделать в борьбе с суровой действительностью» [5; С. 336].

Таким образом, неогуманизм показал, что эффективная помощь нуждающимся предполагает соединение благотворительности, реализующей в своей деятельности идею милосердия, и авторитета власти, которая заботится о сохранении общественной стабильности.

Литература:

1. Гумбольдт В. О пределах государственной деятельности. М., 2003.

2. Лессинг Г.-Э. Натан мудрый / Пер. В. С. Лихачёва. М., 1953.

3. Lessing G. Die Erziehung des Menschengeschlechts. М., 2003.

4. Гердер И. Г. Идеи к философии истории человечества. М., 1977.

5. Ульгорн. История общественного призрения бедных // Трудовая помощь. 1903. № 8.