Лещенко А.А., Давыденко Э.Н.
Донецкий национальный университет
экономики и торговли
имени Михаила
Туган-Барановского
ТРАНСФОРМАЦИЯ
УКРАИНСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЕНТАЛЬНОСТИ
Теоретическое
осмысление политического бытия стало сегодня одной из первейших потребностей.
Оно формирует политическую ментальность украинского общества.
Термин "ментальности"
(mentalites) был введён в оборот в историческую науку представителями
французской медиевистики в начале XX века. Разработка истории ментальностей, благодаря
которым изучение ментальных структур является одним из наиболее притягательных исследовательских
проблем до сих пор, началась во Франции в 1950-ые годы и осуществлялась историками
различных теоретических и методологических ориентаций (П. Вилар, Ж.-П. Вернан,
Ж. Дюби, Ф. Бродель, Э. Лабрусс, Р. Мандру, Ф. Ариес, А. Дюпрон)[1].
Политическая
ментальность -
это исторически сложившееся политическое умонастроение, единство политических
ценностей, норм, установок, стереотипов в их когнитивном и поведенческом
проявлении.
Следует обратить внимание на такой важный
аспект понятия "политическая ментальность", который отмечает
представитель украинской диаспоры А.Кульчицкий. Имея в виду именно ментальные
образования, он пишет, что совокупность осознаваемых и неосознаваемых представлений,
установок, стереотипов, архетипов социально - политического поведения формируется
у народа на протяжении всей его истории и влияет на современный образ жизни, деятельность
и тип мышления. Следует согласиться с мнением А.Кульчицкого, что ментальность человека,
социальной группы отражает уровень индивидуального и коллективного сознания, который
складывается на протяжении длительного периода времени, по крайней мере,
нескольких десятков лет и медленно поддаётся изменению[3].
Некоторые проявления политической
ментальности могут быть зафиксированы по таким её показателям, как
эмоционально-оценочное отношение к происходящим политическим явлениям и процессам,
представления о демократии, знания и представления о правах и свободах
человека, готовность к социально-политическим изменениям.
По данным социологического мониторинга
Института социологии НАН Украины о политико-идеологических предпочтениях
населения Украины, как свидетельствуют результаты исследования, за период с
1992 по 2009 года почти вчетверо увеличилось число сторонников коммунистической
идеологии (1992 год - 2,9%, 2009год - 8,3%), возросло количество тех, кто разделяет
социалистические позиции (1992 – 5,2%, 2009 - 16%), то есть в целом количество
сторонников левой идеологии увеличилось. Существенно не изменилось количество
сторонников национал-демократов (1992 – 8%, 2009 - 15,1%), которые, как
представители правой идеологии, преимущественно выступают за радикальные
изменения в обществе. Поддержка населением центристской политической идеологии
– социал-демократов – увеличилась почти вдвое [2].
Происходящие в последнее время в Украине
трансформационные изменения, целью которых является создание
экономически развитого и политически стабильного государства по западному
образцу, без учёта объективных условий и субъективного фактора, ментальных особенностей
дало обратный эффект и привело к так называемым "провалам
модернизации". О таком возможном результате писал ещё в 1970-ые
годы Ш.Эйзенштадт, работы которого во многом способствовали
переосмыслению ранних подходов к процессам модернизации, отказу от поверхностной
однолинейной модели модернизации как уподобления западному образцу.
Можно выделить два аспекта проблемы
соотношения модернизации украинского общества и ментальности украинского
народа: динамический и статический. С точки зрения статического аспекта,
ментальность выступает как консервативный противовес любому значительному социально-политическому
изменению. Рассматривая динамический аспект проблемы отметим, что структурной
особенностью ментальности украинского народа является преимущественное развитие
духовного измерения менталитета, в то время как у народов Западной Европы и
Северной Америки приоритетным является развитие социального измерения [3].
В процессе политической модернизации могут
быть использованы такие ментальные особенности украинского народа: во-первых,
индивидуализм, понимаемый не как эгоизм, а как способность самостоятельно
решать проблемы, постоять за себя; во-вторых, природный демократизм, который
способствует возникновению различных форм самореализации на групповом и
личностном уровнях; в-третьих, природная толерантность к ближнему, соседу и
просто чужому.
Таким образом, характер и темпы
противоречивого и сложного процесса формирования политической ментальности
населения Украины в большой степени зависит от исторического опыта, традиций,
укорененных в прошлом стереотипов и установок, которые медленно поддаются
изменению. Модернизационному периоду развития украинского общества свойственно
существование прежних и новых социально-политических норм, ценностей и
традиций.
Литература:
1. Попова И.М. Повседневные
идеологии. Как они живут, меняются и исчезают. – К.: Институт социологии НАНУ,
2008. – 219 с.
2. Українське суспільство
1992 - 2009. Соціологічний моніторинг / За ред. д.ек.н. В.Ворони, д.соц.н.
М.Шульги. К.: Інститут соціології НАН України, 2009. – 578 с.
3. Стегній О. Регіональні
особливості розвитку політичної культури українського суспільства // Українська
діаспора/ За ред. д.е. н. В.Ворони, д. соц. н. М.Шульги. – К.: Інститут
соціології НАН України, 2007. – C. 243 – 251.