к. ю. н. Одинцова Е.А.
Донецкий национальний университет экономики и торговли
имени Михаила Туган-Барановского
Щучкин А.В.
Борьба с коммерческим сексом как формой социальной девиации:
исторический и правовой аспекты
Сегодня
существует ряд негативных явлений, подрывающих социально-экономические,
нравственные и духовные основы современного общества. К таким явлениям
относится нелегальная секс-индустрия. Снижение уровня жизни населения,
безработица, социальная и правовая незащищенность способствует утрате
морально-нравственных ориентиров и вовлечению, зачастую насильственному, в
секс-бизнес.
Проституция (коммерческий секс) как форма
социальной девиации имеет глубокие исторические корни. С данной формой
«социального зла» безуспешно боролись во все времена. Первые попытки поставить
под контроль проституцию предпринимались ещё в дореволюционной России. Функции
по учету проституток были возложены на полицейские управления. Известно, что в
те времена проститутки делились на поднадзорных, т.е. зарегистрированных в
полицейском управлении, и безнадзорных – тайных. Те и другие делились в свою
очередь на профессиональных и случайных. Среди поднадзорных проституток
выделяли явных и «секретных». Разница заключалась в том, что у явных документы
находились в полицейском управлении, а у «секретных» документы были на руках
[1, 59].
Для контроля над проституцией и
предупреждения эпидемий венерических заболеваний в 1843 году в Петербурге, а в
1844 году и в Москве при медицинском департаменте МВД в виде эксперимента
создается лечебно-полицейский комитет. В штат комитета входили
обер-полицмейстер, штатс-физик, два врача по особым поручениям, шесть
участковых смотрителей.
В целом в России проститутки подвергались
надзору со стороны полицейских и медицинских служб. После регистрации в
медицинских учреждениях каждой девице выдавалось медицинское свидетельство или
«желтая карточка», которая обменивалась на паспорт в полицейском управлении. В
карточке были помещены правила для публичных женщин, отмечалось состояние
здоровья, фамилия, имя, отчество, место жительства, номер паспорта, по которому
она проживала в доме терпимости или на квартире. В 1909 г. было принято решение
изъять из обращения «желтые билеты», которые выдавались на руки проституткам, и
заменить их на билеты белого цвета. На новые билеты предполагалось наклеивать
фотографии женщин, поскольку на осмотр к врачу не всегда являлась настоящая
обладательница документа. Но эти нововведения так и не были приняты.
Несмотря на осуществление властями
врачебно-полицейского надзора значительной части проституток удавалось избежать
регистрации.
В Советском Союзе предпринимались попытки
искоренить данное явление. До конца ликвидировать проституцию не удалось, она
была лишь загнанна в подполье и продолжала существовать в латентной форме в
течение всего советского периода. Однако следует отметить, что Советский Союз
было сильное государство с высоко-моральными общественными устоями, жёсткой
идеологией и государственной индивидуальностью, поэтому о масштабной
проституции речь идти не могла.
После развала соцсистемы преступления
связанные с секс-индустрией стали расти как «снежный ком». В нашем неокрепшем
перестраивающемся обществе, на ряду с активизацией уже имеющихся преступных
явлений стали появляться и новые, которые были неизвестны и невозможны в
Советском Союзе. В частности речь идет о торговле людьми, детской проституции и
других.
Ухудшение условий жизни, неуверенность в
профессиональной принадлежности основной массы населения и стремление к
обеспеченной, яркой жизни – всё это способствует росту преступлений связанных с
секс-бизнесом.
Основным объектом, так называемого
коммерческого секса, по-прежнему остается женщина. «Ринувшиеся в это, кажущееся
легким заработком, болото молодые девушки, женщины даже сразу не улавливают, как
их засасывает трясина, где теряется их индивидуальность, где гибнут мечты об
обеспеченной блестящей, без особого труда жизни, где с каждым годом, месяцем,
днём делается всё более безнадежной их судьба» [2, 149].
Торговля женским телом достигла огромным
масштабов. Проституция (коммерческий секс) в наше время стало обычной торговой
операцией. Сегодня женщина стала вещью, товаром, имеющим определенную цену.
Торговля женщинами, по словам Друзь Е.В., «организована наилучшим образом…,
хотя она совершается в огромных размерах в самой середине очагов цивилизации и
культуры. Войско маклеров, агентов, транспортировщиков мужского и женского пола
ведёт предприятие с таким же хладнокровием, как будто дело идёт о
распространении какого-нибудь товара. Цена, как у всякого товара, зависит от
качества, а товары сортируются и высылаются по вкусу и требованиям
покупателей…» [2, 150].
Из исторических источников известно, что
со времен татарских и турецких набегов женщина считалась ценным товаром. Тогда
украинские девушки и молодые женщины брались в плен в виде трофея. Прежде
всего, это было связано с тем, что украинцы в (ХV – ХVІІ) являлись основным
источником поступления рабов на татарские невольничьи рынки в Крыму, отсюда их
развозили по всему Средиземноморью. Татары заключали ежегодные контракты на
поставку определённого числа рабов, захват рабов был постоянным их промыслом.
Украинцы особенно ценились на невольничьем рынке, как неиспорченные и нехитрые
в сравнении с поданными Московии.
Наиболее дорогим товаром у татар считались
украинские женщины. Плен и продажа в рабство были обычным явлением в судьбе
украинских женщин. Попадая в плен, женщина становилась рабыней, а ее судьба
определялась в зависимости от внешних данных. Красивые пленницы представляли
очень ценный товар, а поэтому при перегоне пользовались исключительным
обращением. Красивые женщины, попадая к знатному человеку, могла занять высокое
положение, как «девка-бранка». Женщина становясь «девкой-бранкой» меняла
христианскую веру на «бусурманскую». В украинском фольклоре «девка-бранка»
показана как негативный персонаж, но в то же время представлена как
женщина-мученица, тяжело страдающая от сознания своей неверности [2, 165-167].
В многовековой истории Украины нигде не
упоминается, чтобы наши женщины в поисках заработка выезжали за границу
торговать собой, разве в конце 19 века – начале 20 века были попытки отправки
изголодавшихся красивых женщин западной Украины в дома терпимости азиатских
стран.
Сегодня же в поисках высокооплачиваемой
работы наши соотечественницы всё чаще обращают свои взоры в сторону зарубежья.
Зачастую цепляясь за первое попавшееся предложение, женщина становится легкой
добычей для сутенеров.
Группы украинской организованной
преступности активно участвуют в торговле женщинами. Данные группы действуют
слажено, целенаправленно и используют различные преступные методы, а в
частности «дают взятки украинским иммиграционным должностным лицам, чтоб те
помогали нелегальному выезду или въезду женщин без документов или с
несоответствующими документами» [3, 295].
Международная организация миграции
сообщает о том, что большинство молодых украинских женщин и девушек впервые
вербуются как-будто для легальных неквалифицированных работ, а потом принуждают
заниматься проституцией.
Подобная практика сегодня приобрела широкий
размах, как в Украине, так и на всем постсоветском пространстве.
Массовый поток украинских девушек в Европу
обеспечивается по линии так называемых «марьяжных кабинетов», то есть
специальных агентств, которые поставляют секс-товар. Из самых известных
находящихся во Франции можно отнести «Кабинет мадам Десаж», «МММ Консель»,
«Бушон». Вербовщики «секс-товара» прибывают в Украину записывают на видеокасеты
симпатичных девушек, которым потом обещают работу в сфере шоу-бизнеса,
манекенщиц, певиц, танцовщиц [3, 489]. Однако большая часть девушек вынуждена
заниматься проституцией.
Между тем сексуальная эксплуатация –
далеко не единственное, ради чего вывозят женщин за рубеж. Их пытаются
использовать как биосырьё для пересадки органов, вовлекают в преступную деятельность,
склоняют к продаже детей. По данным секретариата уполномоченного по правам
человека при Верховной Раде Украины, в притонах Европы и Азии сейчас находятся
более 400 000 украинок [2, 152].
Во всем мире секс-торговля женщинами
признана формой рабства, а рабство в наше время безоговорочно осуждено как одно
из самых фундаментальных нарушений прав человека. В этой связи 24 марта 1998
года парламент принял Закон Украины о внесении изменений и дополнений к
действующему законодательству о запрете на торговлю людьми в Украине. В
Уголовный кодекс была внесена новая статья 124(1) «Торговля людьми», а также
были дополнены и изменены ещё ряд статей.
Подобные изменения послужило толчком для
начала активной работы правоохранительных органов. В первое полугодие 1999 года
было заведено 14 уголовных дел по ст.124 УК Украины. Выявлена и прекращена
деятельность ряда организованных преступных групп и отдельных лиц в Луганской,
Запорожской, Николаевской, Харьковской и других областях, а также в г.
Севастополе, которые под разными прикрытиями (трудоустройство, туризм,
бизнес-туры и т.п.) нанимали и отправляли за рубеж граждан Украины для
дальнейшего использования их в секс-бизнесе. Перекрыто ряд каналов незаконного
перемещения за рубеж граждан Украины в Хмельницкой, Харьковской, Черниговской и
других областях [2, 162].
Невзирая на то, что правоохранительные
органы ведут активную работу в данном направлении, надлежащее противодействие
этим преступным явлениям в Украине ещё не соответствует их уровню
распространения и опасности.
Итак, следует отметить, что
правоохранительные органы в одиночку не смогут справиться с данными видами
преступлений. Проституция, торговля людьми, сексуальная эксплуатация – это
болезни современного общества. Правоохранительные органы борются с
последствиями порожденные обществом, а надо искоренить причины, т.е. поднять
уровень материального и социального обеспечения населения. Конечно, не только
нищета порождает преступные явления, связанные с секс-бизнесом. Факты
отечественной истории указывают на то, что в тяжелые годы разрухи, голода после
гражданской и великоотечественной воин речи не могло идти о массовом спросе на
проституцию. В то время была другая мораль, и боязнь общественного осуждения
заменяла все виды наказания.
Таким образом, проблема борьбы с преступлениями в сфере секс-индустрии должна
решаться сообща всеми государственными и общественными институтами. Для решения
этой проблемы должны быть привлечены социологи, психологи, медики, педагоги,
культовые и правоохранительные работники.
Литература:
1.
Быкова А.Г. Проституция
в городах Западной Сибири (1880-е-1917 гг.) // Социс. – № 5. – 2000. – С.59-95.
2.
Друзь Е.А. Социальное
положение женщины в обществе. – Харьков.: Консум, 2001. – 424 с.
3.
Міжнародно-правові
проблеми протидії нелегальній міграції та торгівлі жінками
(теоретико-методологічний аналіз) / Відп. редактори Ю. Римаренко, Я.
Кондратьєв, Ю.Шемшученко – К.: Ін-т держави і права ім.В.М.Корецького НАН
України, 2003. – 532 с.