Право/8. Конституционное
право
Студентка 4-го курса Шабарова
А.
Евразийский Национальный Университет им. Л.Н. Гумилева,
Казахстан
Значение и роль суда биев в становлении
и развитии
судебной власти Республики Казахстан
Обращение к
национальным истокам, сознанию и исторической памяти народа, общепризнанным
моральным и человеческим ценностям вовсе не случайно. Сегодя, когда Казахстан
становится равноправным партнером мирового сообщества, вопросы адекватной
реализации фундаментальных положений о справедливом и доступном правосудии
приобрели особую значимость. Это диктует свои требования не только к содержанию
правовых предписаний, но и к уровню правовой культуры общества. И в этом
контексте значение института биев в формировании государственности и правовой
культуры казахстанского общества трудно переоценить. Великие казахские бии
оставили нам богатое духовное наследие, которое не утратило своей актуальности
и по сей день.
Суд биев, как
суд высокой морали, строился и
основывался на таких фундаментальных принципах, составляющих его незыблемые
основы, как неподкупность судьи, справедливость как суть и моральная ориентация
судебных решений, доступность и публичность суда, владение судьей ораторским
искусством как средством доказывания и обоснования судебного решения,
ориентированность суда на примерение сторон и полное возмещение причиненного
правонарушением ущерба. Одна из ярких особенностей суда биев – в его
духовности: духовное содержание рассматриваемых споров всегда превалировало,
бии старались придерживаться в первую очередь моральных установок, сложившихся
в обществе.
Лучше всего
правосудие древних казахов можно охарактеризовать определением «народный».
Авторитет биев держался на народном признании, по существу, это было и охранной
грамотой, и своего рода «лицензией» бия на отправление правосудия. Бии являлись
главными носителями норм права казахов, выполняли практически все правовые
функции государства: знатоки, интерпритаторы и охранители существоваших
законов, реформаторы и законодатели, советники ханов и султанов. Главным
принципом их деятельности был принцип справедливости.
Бием мог стать любой представитель черной
кости знающий нормы обычного права, обладающий красноречием и достаточным
авторитетом. Очень часто в степи возникали целые династии биев, однако это
звание ни в коем случае не было наследственным. В XVII – начале XVIII
веков ряд влиятельных биев осуществляли также властные функции, входя в состав
Совета биев и возглавляя жузы и отдельные военно-протестарные объединения.
Одним из
обязательных требований было знание норм обычного права. Обычное право
господствовало на территории Казахстана на протяжении столетий. Бии располагали
большими правами в толкованиии норм, обосновании и вынесении решений, а также в
определении методов и форм приведения этих решений в исполнение.
Таким образом,
бии должны были знать широкий круг источников, огромный объем различных норм обычного права. Но, кроме
этого, к биям предъявлялось еще одно требование – красноречие и ораторское
мастерство.
Суд проводился
публично, в словесной форме, во всех случаях допускался защитник. Сердцевиной
суда биев часто становилось выступление самого бия или же судебный словесный
поединок между двумя биями. Военный губернатор Тургайской области Л.Ф. Баллюзек
в 1871 году записал следующее: «Суд биев – суд изустный, со свойственной ему
гластностью и публичностью, суд, в котором всякое дело, начиная с самой простой
обиды человека словом до самого высшего уголовного преступления, как убийство,
и от самой маловажной кражи до значительной барымты, разбиралось и судилось
словесно, без малейшего участия пера и бумаги» [1, с.74].
Естественно,
что подобная форма суда закономерно предполагала высокий уровень ораторского
мастерства бия. Как подчеркивали современники, а затем и историки, само право
быть бием в казахской степи определялось двумя исходными моментами: требовались
глубокие познания в судебных обычаях и учитывалось личное ораторское мастерство
[2, с. 4].
Таким
образом, бийские суды в то время были основным судебным органом, в который обращались
тяжущиеся. Целью суда был не столько поиск истины, а сколько примерение сторон
и прекращение конфликтов. Но эти судебные органы как видно из вышеизложенного
не были государственными органами, хотя и выполняли судебные функции в
казахском обществе. Это были общественные суды, организация деятельности
которых не подвергалась регулированию со стороны государственной власти. То
есть судебная система казахского общества состояла из двух уровней:
общественные суды (суды биев), которые составляли основу судебной системы и
были судами первой инстанции; и ханский суд – суд высшей инстанции.
Роль суда
биев в системе государственного механизма того времени неоценима. Правовой
статус биев и правовое положение бийских судов можно сказать регулировался неписанными
обычаями, наболее влиятельные и знаменитые бии осуществляли не только судебные
и правотворческие фукнции, но обладали
и административной властью, а некоторые из них осуществляли
консультативно-совещательные фукнции при ханском дворе. Например, знаменитые бии,
которыми гордится весь казахстанский народ, Толе би, Казыбек би, Айтеке би –
представители трех жузов, помощники Тауке хана, составители важнейшего кодекса
«Жеті Жарғы».
Разумеется,
современные реалии намного отдаляют нас от прошлого, и невозможно механически
перенести давние традиции в сегодняшний день, хотя иногда слышатся и такие
предложения, особенно когда речь идет о третейских, мировых судах или институте
досудебного примерения. Но, несомненно, мы многое можем и должны почерпнуть из
богатейшего наследия суда биев. Самое главное и ценное – исторические уроки
призваны помочь нам возродить нравственные начала в воспитании дойстойных
судейских кадров, в судопроизводстве [3].
Список использованной
литературы
1.
Гиздатов Г. Очерки по истории судебной речи. Алматы.: Жеті Жарғы. -1998. -С.74.
2.
Ахажанова А.Е. Эволюция судебной системы казахстана от бийский судов до
судов с участием присяжных заседателей. Магистерская диссертация. Астана.
-2006. –С.80.
3.
Мами К. Суд биев // Материалы
сайта: htpp://www.supcourtkz.