История/2. Общая история

 

Ст. преподаватель Тлеугабылова К.С

Ст.гр.ИС-11-1 Кадирова Д.Т.

Карагандинский государственный технический университет, Казахстан

Уникальная роль кочевников в процессе развития человеческой духовности и цивилизации

 

Кочевники — люди,  временно или постоянно ведущие кочевой образ жизни, люди без определенного места жительства. Средства к существованию кочевники могут получать из самых разных источников - кочевое скотоводство, торговля, различные ремесла, рыболовство, охота, различные виды искусства (музыка, театр), наемный труд или даже грабеж или военные завоевания. Если рассматривать большие промежутки времени, то каждая семья и народ так или иначе переезжает с места на место, ведут кочевой образ жизни, т.е. могут классифицироваться как кочевники.

В современной историографии выделяют три основные категории кочевников. Во-первых, это охотники и собиратели (австралийские аборигены, арктические индуины, африканские кунгсаны), существующие в естественной среде, незнакомые с сельским хозяйством или животноводством. Во-вторых, это кочевники, занимающиеся ремеслом и торговлей, такие, как цыгане или туареги, которые регулярно перемещаются ради торговли или выполнения небольших ремесленных работ. В-третьих, это кочевые скотоводческие народы от древних скифов, сарматов, гуннов до современных бедуинов, монголоязычных народов, сезонно перегоняющие скот с одного пастбища на другие, приблизительно в одни и те же места.  Кочевой образ жизни испытал упадок в 20 веке главным образом по экономическим причинам, таким как индустриализация или прогресс в сельском хозяйстве, различные условия землевладения, а также по причинам политического характера, прежде всего из-за образования национальных государств, которые не поощряют свободного движения населения без границ.

Какую же роль сыграли кочевники в историческом процессе? Вопрос этот далеко не нов, но на него все еще нет общепринятого ответа. Существуют самые различные взгляды на историческую роль кочевников. Первый из них сформулировал уже Гегель: «Они внезапно, как опустошительный поток, нападают на культурные страны, и вызываемый ими переворот не приводит ни к каким результатам, кроме разорения и опустошениям. Такие движения народов происходили под предводительством  Чингисхана и Тамерлана: они все растаптывали, а затем исчезали, как сбегает опустошительный лесной поток, так как в нем нет подлинного начала». В дальнейшем многие ученые склонялись к той идее, что кочевники не только опустошали земледельческие области, но и губили сам культурный ландшафт.

В действительности история кочевого мира – это история постоянных столкновений кочевников с земледельческими цивилизациями. Различие между кочевым и оседлым образом жизни заключается в первую очередь в проблеме территориальности, ресурсов и поведенческо-культурных норм. Пространство земледельца – его участок земли или деревня с ее окрестностями – было четко определено и ограничено. Земледелец воспринимает мир концентрически: его деревня – это центр, поля и выгоны – ближайший концентр, лесные угодья общины – второй концентр, дальнее пространство – третий концентр. Следовательно, географический кругозор земледельца были гораздо уже в отличие от пространственной осведомленности древних охотников или скотоводов-номадов. В течение поколений подавляющее большинство людей жили в замкнутом мире, и все, что происходило извне, вносило в него смуту.

Однако, в нашем современном веке общепринятые взгляды и понимание истории не являются верными. В них кроется какой-то подвох. Взгляд на эволюцию человеческой духовной культуры, к сожалению, в полной мере не отдает должное уникальной роли и вкладу духовной культуры кочевников еще в древние доисторические времена. В наш век идеи и отрасли социального знания и науки, включая историю и антропологию, все еще основаны на ложной концепции прогресса и развития. В таком научном современном подходе совершенно игнорируется сам изначальный аспект духовного пробуждения человека. Видимо по той причине, что кочевники в доисторическую эпоху не произвели никакой значительной материальной цивилизации. Ни больших городов, ни империй, никаких исторических документов, письменной истории и даже самой письменности не оставили они после себя. Но сейчас все больше и больше мы начинаем понимать, что древняя духовность не опиралась на материальный прогресс или письменность, логику. Хотя эти народы не оставили даже письменности, никаких археологических свидетельств развитой материальной цивилизации, но это не значит, что они отсталые нецивилизованные варвары, и что у них не было никакой культуры. Вовсе нет! Наоборот, все больше и больше мы начинаем понимать, что духовность кочевников является изначальной духовностью всего человечества и всех мировых религий, какие нам известны сегодня.

Возникновению мировых религий предшествовал длительный период истории, когда накапливалась и развивалась духовная мудрость, а также период доисторического накопления духовного осознания и мудрости в основном кочевниками. В историческую эпоху, известную нам по археологическим свидетельствам и письменным историческим документам, появляются так называемые мировые религии. Была также переходная эра от доисторического времени к историческому. Переход к исторической эре, в основном опирающейся на мировые религии был подготовлен еще в доисторическую эпоху духовностью кочевников.

Получать послания от природы и космоса – в этом были великие мотивы странствий для кочевников. Почему кочевники? Первое это мобильность. Люди перемещались, и в древние времена мобильность означала способность к выживанию а также обретению знаний. Согласно заложенному в нас природному стремлению к поиску, была мотивация искать новое – более глубокую и великую мудрость. Кочевники жили честно с такой природой. Вначале люди передвигались на своих ногах, позже стали использовать лошадь и других животных. Приручив животных, люди жили с ними, помогая друг другу, передвигаться стало легче и горизонты мобильности расширились. В наше время мы пользуемся автомобилем, который является одним из символов нашей эпохи, но автомобиль начался с колеса. Когда появилось колесо, это стало одной из революционных стадий в человеческой жизни. Открытие колеса означало использование колесницы, и стало большим скачком в эволюции. Скорость и широта передвижений значительно возросли. Но еще до того как было изобретено колесо, люди могли с легкостью передвигаться в зимнее время. В древние времена не было автострад, а океан или река могли стать большим препятствием к передвижению, кроме того были густые леса и высокие горы. Тем не менее, люди обладали достаточной храбростью, чтобы преодолевать разные препятствия и перемещались не только с целью выживания. У них были и более романтические мотивы. Например, получать послания. Кто решал, куда двигаться всем? Были духовные лидеры те, кто воспринимал послания и откровения мудрости и затем сообщал людям, когда двигаться и в каком направлении. Существовала ясная организованность в совместных действиях и развитые способности воспринимать послания природы, неба, космоса, животных. Северные народы были пионерами мобильности, потому что в зимнее время замерзшие реки превращались в естественные дороги. Больше не было необходимости преодолевать водные преграды, потому что сама вода превращалась в прекрасную гладкую дорогу, по которой легко можно было передвигаться и транспортировать грузы, используя лыжи или сани. Матери могли везти своих детей и минимум поклажи. Настоящей сердцевиной человеческой духовности была культура даяния и способность делиться с другими. Мобильность предполагает, что у вас не должно быть много имущества. Кочевникам было несвойственно накапливать вещи ради того, что бы пользоваться ими когда то в неопределенном будущем. Пользуйся тем, что необходимо, остальным поделись с другими людьми, не нужно хранить вещи, которыми ты может быть воспользуешься только через год или месяц спустя. Люди в общине делились всем друг с другом, никогда бессмысленно не накапливая вещи и продукты и этот принцип позволял им выживать. Чем меньше ты имеешь, тем легче тебе перемещаться и помогать другим. Откуда взялись человеческие добродетели, благородные качества? Их обретали те, кто способен был отдать все и кто странствовал ради знаний, поскольку знания помогали выжить. Те, кто имел опыт широких странствий, владели богатейшей информацией, и потому в древности люди относились с большим почтением ко всем странникам, принимали их как истинных посланников и учителей. Они помогали таким людям, слушали их и это определяло безопасность, мирное существование и выживание для всей общины. И так, древняя духовная культура кочевников начала развиваться в условиях мобильной жизни, опираясь на человеческие качества щедрости, то есть способности делиться с другими и путешествовать. Благодаря непрерывным путешествиям люди накапливали опыт, знания и особую чувствительность. Природа, космос, погода, животные – все могло стать для них источником информации, необходимой для выживания. С этого, собственно говоря, и началось развитие человеческой духовности. Со временем, люди стали собираться вокруг определенного человека. Кто был этот особенный человек? Тот, кто мог показать путь для всего общества и вести за собой остальных, благодаря способности воспринимать небесные послания, исцелять и приносить народу мир. Так возник особый тип людей. Мы называем их героями. Герой это не значит силач, воин или особенный правитель. Герой это по-настоящему духовно бесстрашный человек, который самоотверженно мог взять на себя руководство обществом во время приближающейся опасности, будь это природная катастрофа или эпидемия, конфликт между кланами. Герой это тот, кто предупреждает об опасности и избавляет людей от нее. Люди слушали таких героев, следовали за ними, уважали и почитали их.

Древние кочевые культуры и народы оставили для нас лишь одно археологическое свидетельство – курганы. Все курганы созданы кочевниками, они встречаются повсюду в степной зоне Евразии, от Украинского Причерноморья, и до Кореи и даже Японии: на Кавказе, в Калмыкии, Казахстане на Тянь Шане, Памире, Алтае, в Монголии, Сибири, Северном Китае. До настоящего времени специалисты не могут объяснить почему курганы расположены на всем этом обширном пространстве и как это стало возможным в древние времена. Кочевники не создали империй, государств и правительств, но они имели одну идентичную духовную культуру. Может быть они принадлежали к различным этническим группам, но у всех у них был один общий культурный код. Этот код заключался в уважении героев, отказавшихся от обладания и накопления, отдавших все и странствующих с посланием любви, мудро направляющих народ и объединяющих людей. В итоге, герой приводил людей к единству, объединял народы без всякого правительства и военной силы. Такие герои существовали на самом деле, но история в наши дни не признает это. Кто создал самую великую империю? Чингиз Хан? Тамерлан или Александр Македонский? Задолго до их появления на огромных просторах Евразии древние кочевники уже были объединены духом единой культуры почитания космического героизма. Курган это не просто место захоронения героя. Если вам доведется побывать на древних курганах, в Украине или Казахстане, Кыргызстане, на Кавказе или в Японии, вы обнаружите, что курганы расположены в особых мистических энергетических зонах. Там, где земля и космос объединены, где Солнце и Луна и звездные галактики лучше всего проявляют своюэнергию. В древности люди могли легко определять местонахождение таких зон, и там они возводили курганы для героев. Но курган это вовсе не символ, связанный со смертью. В кургане воплощена глубокая космология, представляющая бессмертие, единство человеческого духа, неба и земли в одной вечности. Мудрость такого высокого уровня была накоплена кочевниками еще в доисторические времена. Курган это капсула времени, содержащая в себе послание о том, как далеко и глубоко проник человеческий героизм, достигший великой космической мудрости.

Кочевье в истории любого народа имеет первостепенное значение. Завоевание внешней культуры связано с периодическими передвижениями отдельных человеческих коллективов. Местоположение, географическая среда, ее ресурсы, природные и климатические особенности в огромной степени определяют причины кочевания и размещения населения, его основные хозяйственные занятия. В зависимости от географической среды развивается материальная культура народа, а от уровня его общественного состояния – культура духовная.

Список использованной литературы:

1.     Шеретов С. Новейшая история Казахстана (1985-2002 гг). Алматы, 2003.

2.     Токаев К.К.Дипломатия РК. Астана, 2001.

3.     Аяганов А. Государство Казахстан. Эволюция общественных систем. Алматы, 1993.

4.     История Казахстана: белые пятна. Алма-Ата, 1991.