Международная интернет –
конференция «Ключевые проблемы современной
науки» Педагогические науки. 2. Проблемы подготовки специалистов.
Левадная К. –
студентка IV курса специализации «фортепиано»
Тихомирова Н. Ф.
– научный руководитель, преподаватель-методист
Колледж Луганского государственного института культуры и
искусств
Принцип наглядности обучения
Для успешного обучения важно знать не только его сущность и
внутренную структуру, но и те глубинные закономерности, на основе которых оно
должно осуществляться. Обучение, будучи специфическим педагогическим процессом,
направленным на овладение знаниями, умениями и навыками, развитие умственных и
творческих задатков, а также на выработку мировоззрения и
нравственно-эстетическое формирования учащихся, имеет определенные принципы.
Они выступают в органическом единстве, образуя единую систему дидактического
процесса, компонентами которой они являются. Дидактические принципы – это
основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного
процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями [2, c.230].
Одним из
самых известных принципов обучения является наглядность.
Следуя
сенсуалистической философии, Ян Амос Коменский в основу познания и обучения
поставил чувственный опыт и
теоретически обосновал и подробно раскрыл принцип наглядности.
Наглядность применялась и до него. О ней говорили педагоги-гуманисты, например,
Томас Мор, характеризуя обучение на острове «Утопия». Книги, как и рукописные,
так и печатные, снабжались нередко рисунками и раньше, но то было эмпирическое
применение наглядности без ее теоретического обоснования, которое впервые дал
Коменский. Он понимал наглядность широко, не только как зрительную, но и как
привлечение всех органов чувств к лучшему и ясному восприятию вещей и явлений.
Им было провозглашено золотое правило дидактики: «Все, что только возможно,
предоставлять для восприятия чувствами: видимое для восприятия – зрением;
слышимое – слухом; запахи – обонянием; подлежащее вкусу – вкусом; доступное
осязанию – путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринимать
несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами» [1, c.33 – 34].
Велика
заслуга Коменского в разработке наглядности как одного из важнейших
дидактических принципов; он обосновал, обобщил, углубил и расширил имевшийся
уже к тому времени некоторый практический опыт наглядного обучения, применил
широко наглядность на практике, снабдив свои учебники рисунками.
Взгляды
Коменского были поддержаны и развиты И. Г. Песталоцци,
К. Д. Ушинским и другими педагогами. Так, Песталоцци
утверждал, что без применения наглядности (в широком смысле этого слова) нельзя
добиться правильных представлений об окружающем, развивать мышление и речь.
Исходя
из психологических особенностей детского возраста, Ушинский большое значениe придавал
принципу наглядности: «Дитя мыслит формами, красками, звуками,
ощущениями, вообще», отсюда необходимость для детей наглядного обучения,
«которое строится не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных
образах, непосредственно воспринятых ребенком» [1, c.225].
Обосновывая принцип
наглядности обучения с гносеологической стороны, Ушинский указывал, что
единственным источником наших знаний может быть опыт, сообщаемый нам через
посредство внешних чувств.
В
теоретическую разработку и применение принципа наглядности Ушинский внес много
ценного: он дал материалистическое обоснование принципа наглядности. Ушинский
стремился знакомить детей всесторонне с предметами, хотел, чтобы они уяснили
действительные связи, которые между этими предметами существуют.
Ушинский
значительно расширил и обогатил новыми приемами методику наглядного обучения,
которую раньше создали Коменский, Песталоцци, Дистервег. Так, он подробно
разработал указания относительно
рассказа детям по картинкам, указал, что использованные для беседы
картины следует оставлять вывешенными в классе для закрепления и повторения
сведений, полученный путем беседы, и т.д.
Для
того, чтобы создать у учащихся образ изучаемых понятий, учитель обычно
использует различные наглядные пособия и технические средства обучения,
моделирование изучаемых объектов.
Если
внимательно проанализировать процесс познания окружающих нас объектов, можно
сделать следующие выводы:
1.
Наглядность не есть
какое-то качество или свойство реальных объектов, а особенность их психических
образов.
2.
Наглядность есть
показатель простоты и понятности для данного человека того психического образа,
который он создает у себя в результате восприятия объекта.
3.
Наглядность или
ненаглядность образа зависит от особенностей воспринимающего человека, от
уровня его развития, его знаний, его интереса, который он проявляет к объекту
образа.
4.
Как правило, сам по себе
непроизвольно наглядный образ не возникает. Он образуется только в результате
активной деятельности человека по его созданию [3, c.158].
Cледовательно, наглядность
воспринимаемых объектов – это активность субъекта по созданию у себя понятного
для него психического образа мысленной модели объекта.
Литература
1.
Константинов Н. А.
История педагогики/ Н. А. Константинов, Е. Н. Мединский, М. Ф. Шабаева. – М.:
Просвещение, 1982. – 447с.
2.
Подласый И. П.
Педагогика: в 3-х кн., кн. 2: Теория и технология обучения/ И. П. Подласый. –
М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2007. – 575с.
3.
Фридман Л. М. Психология
детей и подростков/Л. М. Фридман. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2004. –
480с.