Педагогические науки/Современные методы преподавания

 

старший преподаватель С.А.Салкимбаева

Карагандинский государственный университет

 имени академика Е.А. Букетова, Республика Казахстан

 

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОЛОРИСТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ДИЗАЙНЕРСКОГО ПРОФИЛЯ

 

        Дизайнеру, как истинному художнику, следует знать основные положения цветовой и тональной композиции, использование которых открывает перед ним неограниченные творческие возможности. Цветовое решение рекламы должно быть тщательно продумано, поскольку цвет придает ей индивидуальный стиль и своеобразный цветовой колорит, а также множество других важных качеств не только эргономического, но и эстетического характера.

       В графическом дизайне, как и изобразительном искусстве, главным условием при выборе цветов является соблюдение законов цветовой гармонии.

         Цветовая гармония- это в равной мере и наука, и искусство: здесь существуют весьма специфичные правила в отношении оттенков, яркости и контрастности. Если наука цветовой гармонии подразумевает знание, какие использовать цвета, то искусство цветовой гармонии состоит в том, чтобы определить, в каком сочетании и в каких пропорциях давать эти цвета.

       Любое восприятие, в том числе и восприятие цвета, определяется работой мозга, поэтому у разных людей разное видение красок, разное ощущение гармонии. У каждого великого живописца была своя палитра. Свой «набор рабочих красок», часто эта палитра менялась с течением времени, т.к. с возрастом и опытом менялось само видение мира. Поиск особого цветового решения - один из главных вопросов в формировании колористических способностей и профессионального мышления специалистов дизайнерского профиля, поскольку чувство цвета нужно воспитывать и развивать, а для этого необходима теоретическая подготовка. Цвет может выступать в роли носителя информации, которая воспринимается мгновенно, без всяких усилий и на большом расстоянии.

      Цветовые коды использовались в практике человечества с древнейших времен. В наше время цветовое кодирование широко применяется в рекламе, производственном интерьере, на транспорте, наглядной агитации и визуальных коммуникациях. Так, например, красный цвет означает запрещение, опасность, остановку, призыв к действию, зеленый- разрешение, пуск, безопасность, желтый – предупреждение; сочетание желтого с черным – «отпугивающая окраска» (такую же функцию оно выполняет в животном мире – у пчел и ос); синий – это нейтральный цвет для ориентирующих знаков и указателей; оранжевый предупреждает о потенциальной опасности.

      Тип сочетания цветов или тип колорита может служить информацией о характере данной композиции. Видя гармоничное, классическое, «благородное» сочетание цветов.мы подсознательно чувствуем, что перед нами нечто позитивное, ценное, заслуживающее уважения. Если же мы видим грязный, мутный, неопределенный колорит, цветовые диссонансы, мы невольно настраиваемся по отношению к этому объекту негативно, с недоверием. Цвет раньше всех других факторов информирует нас о свойствах объекта, и обычно мы доверяем этой информации, больше чем другой. Одной из главных задач в формировании профессиональных навыков владения цветом является информированность будущих специалистов-дизайнеров о типах цветовых гармоний и грамотное употребление цвета как средства информации

       Перечислим основные типы цветовых гармоний, на которые классифицируются цветовые комбинации. Цветовые оттенки от красного до желтого, включая оранжевый, розовый, коричневый и бордо, называют теплыми. Длина волны красного цвета очень близка к инфракрасному излучению, которое несет тепло. Теплые цвета – яркие, красочные и агрессивные притягивают наш взгляд и пробуждают эмоции сильнее, чем другие цвета. Используемые на рабочем месте теплые цвета заставляют работать быстрее; на книжных изданиях, журналах и плакатах они притягивают внимание. Таким образом, теплые цвета создают дерзкую, жизнерадостную и богатую гамму.

       Цветовые оттенки от зеленого до фиолетового, включая синий и все тона серого, называют холодными – они напоминают  о снеге и льде. Впечатление  от холодных цветов прямо противоположно - они замедляют обмен веществ в человеческом организме, они способны создавать чрезмерно гнетущее впечатление, как «голубого периода» Пикассо, а иногда привлекают своей чистотой.

       Светлые тона любого цвета выглядят мягкими и легкими. Собственно цвет здесь не так уж важен: даже у оранжевого и пурпурного цветов светлые тона обладают прозрачностью и воздушностью. Светлые оттенки часто используют в дизайне интерьера, они также популярны в женской моде, однако не так сильно притягивают взор, а этого как раз и добивается большинство дизайнеров – графиков. Тем не менее, цветовая гамма, состоящая лишь из светлых оттенков, может быть по-своему эффектна на фоне яркого и чрезмерно вызывающего окружения.

         Для природных цветов характерны тонкие и сложные оттенки – не редко они темноватые и неявные, но никогда не бывают кричаще-безвкусными. Природные цвета являются сложными сочетаниями многих оттенков: например, тёмно-коричневый состоит из всех трёх основных цветов, так же, как и чёрный цвет. Поскольку сочетание природных цветов нередко выглядят несколько тускло и невыразительно, полезно включать в них хотя бы один более яркий оттенок, например мягкую зелень листвы либо голубой небесный тон. Однако при этом не следует брать слишком яркие краски, иначе они затмят все прочие.

         Для тёплой цветовой гаммы используются тёплые оттенки: оранжевый, жёлтый, розовый, коричневый и бордо. Однако здесь отсутствует– красный, который заставит эту гамму выглядеть жаркой. Хотя в чистом виде зелёный и серый цвета являются холодными, если добавить к зелёному капельку жёлтого или красноватого к серому, они также становятся тёплыми. Даже синий становится теплее, когда к нему примешивают бледно-зеленоватый оттенок. Если использовать в тёплой цветовой гамме холодные оттенки, тёплые будут доминировать над холодными.

         В холодной гамме используются соответствующие цвета – зелёный, синий, фиолетовый и серый, что порождает холодную, недоброжелательную атмосферу. Холодная цветовая гамма напоминает нам об искусственных и рукотворных структурах в виде небоскрёбов и навевает не слишком приятные мысли об отчуждённости, безликости и одиночестве. С другой стороны, такую гамму можно успешно использовать в летних жилищах и в ванных комнатах, где они создают ощущение свежести и гигиеничности. Подлинно холодными оттенками считаются бледные, льдистые, зелёные и синие тона, небесно-голубой, аквамарин, тёмно-зелёный и тёмно-синий цвета. Жёлто-зелёный и красно-фиолетовый цвета граничат с тёплыми, и наличие даже одного тёплого цвета способно снизить холодный эффект (в этом отношении холодная гамма отличается от тёплой, где холодные оттенки «поглощаются» тёплыми). Исключение здесь составляет бледно-розовый тон, т.к. в розовом много белого, а белый сам по себе цвет холодный.

         Молодёжные гаммы отвергают спокойные цвета, предпочитая крайности - чрезмерно яркие либо чрезмерно блёклые оттенки. То же относится к наличию или почти полному отсутствию резких контрастов. Предпочтение здесь оказывается сильным и энергичным основным цветам либо монотонным чёрным и белым. Зачастую такие цветовые сочетания могут шокировать.

         Предполагается, что всестороннее изучение колористических типов цветовых гармоний, даст студентам возможность получить широкий обзор особенностей художественных средств выражения цветом, поможет ориентироваться, правильно понимать и оценивать роль и значение цветовой композиции в практической деятельности. Освоение типов сочетания цветов поможет владению элементами мастерства, формированию профессионального мышления специалистов дизайнерского профиля, развитию интеллектуального уровня, собственного мировоззрения и грамотному употреблению цвета как средства информации.

 

Литература:

1.  Хидияки Чидзиива. Гармония цвета: Руководство по созданию цветовых комбинаций. -М.: ООО «Издательство Астрель»:2003.

2.  Миронова Л.Н. Цветоведение.-М.:ВНИИ, 1984.