к.п.н. Сыдыкова З.Е., магистрант Кулмаганбетова А.О.

 

Международный гуманитарно-технический университет,

г.Шымкент, Казахстан

                                                                                

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИДЕЙ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ

В ВОСПИТАНИИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

 

В современных условиях, когда проблемы защиты и охраны окружающей среды приобрели глобальный характер, формирование у подрастающего поколения экологической культуры, заботливого и бережного отношения к родной природе, приобщение школьников с самого раннего возраста к активной и самостоятельной природоохранительной деятельности - все это по праву выступает важнейшей задачей для педагогической науки, от успешного решения которой зависит уверенность людей в завтрашнем дне, здоровье и благополучие настоящего и будущих поколений. В этой связи объективной потребностью необходимым условием устойчивого развития современного казахстанской общества становится поиск педагогических условий и разработка эффективны: путей гармонизации отношений между человеком и природной средой, сущность которых определяется экологической культурой личности и общества в целом.

Много сил потрачено человечеством для того, чтобы научиться не просто существовать в природной среде, но и взаимодействовать с ней. Идеальными в плане экологии можно назвать взаимоотношения наших предков с природой. На протяжении веков казахский народ создавал сложную культуру, в которой все (от пословиц и поговорок до религиозно-обрядовых праздников) было связано с особенностями природно-климатических условий. Передавая из поколения в поколение любовь и уважение к родной земле, прививая детям с самого раннего возраста правила и нормы разумного и бережного природопользования («Родная земля - золотая колыбель», «Срубил одно дерево - посади десять») казахи никогда не стремились возвыситься над природой, покорить ее, проявляя дань уважения и наделяя божественной силой мощь природных стихий. В детских народных играх, устном народном творчестве, различных жанрах на родного искусства, приметах и поверьях хранился и передавался свод нерушимых правил гармоничного природопользования, нарушение которых могли привести к нарушению экобаланса: «Не разоряй птичьи гнезда и не нарушай муравьиные дома, иначе та же участь может постигнуть и твое жилище», «Разорил воробьиное гнездо, разбил воробьиные яйца - быть твоему лицу веснушчатым», «Щиплешь без надобности траву, портишь зеленые насаждения - завянешь в молодости». Даже в процессе охоты люди проявляли сдержанность и не убивали ради удовольствия или сиюминутной выгоды отдельные виды животных. «Стреляющего в орлов или беркутов может постигнуть беда», «Не трогать сову и летучую мышь - обречёшь себя на страдания» - гласит народная мудрость. Такое проявление уважения и бережного отношения к окружающему миру по праву можно назвать экологичным, а вековые традиции воспитания детей, система духовно-нравственных ценностей, созданная народной культурой казахов, сохраняют свою актуальность и значимость в контексте экологического воспитания современных детей [1;2;3].

Ценные идеи о необходимости воспитания детей в духе уважения к природной среде воплощены в трудах казахских просветителей, педагогов, общеественных деятелей, воспитанных на народных традициях, Ш.Уалиханова,  Ы.Алтынсарина, А.Кунанбаева, А.Букейханова, М.Жумабаева, И.Жансугурова, С.Сейфуллина, А.Касымова и др.. В частности, Ыбрай Алтынсарин в своих поэтических рассказах, включенных в "Киргизскую хрестоматию" неоднократно подчеркивает влияние природы на нравственное становление личности. В художественной форме посредством образов природы дает советы именно по воспитанию нравственности. Так, например, в рассказе "Садовые деревья" Ы. Алтынсарин пишет: "В воспитании и уходе заключается суть, милый, - говори отец сыну, - От этого только и зависит твоя дальнейшая судьба. Ты - земная ветвь, тебе нужен уход. Если я исправлю плохие дела к лучшему, ты это поймешь и станешь порядочным человеком. Если же не будешь прислушиваться моим словам, то ты будешь расти, как это кривое дерево» [4].

В этом эпизоде доброе наставительное слово адресовано не только детям, но и родителям, наглядно видна глубокая житейская мудрость и жизненность творчеств Ы.Алтынсарина. Одновременно принцип природосообразности в данном случае параллельно обогащает и процесс экологического воспитания. Блестящий знаток казахской народной жизни, а также психологии людей, Ы.Алтынсарин в своих произведениях, образно используя растительный мир, изучал все богатство народного творчества, сам составлял рассказы и стихотворения нравственно-поучительного характера. Примечательно, что в "Начальном руководстве по обучению чтению" он уже рекомендует толковать не только слова отец, мать, брат, голова, но и жизнь, ум, земля, степь [5].

Великий мыслитель-гуманист Абай Кунанбаев  также верил в силу народного воспитания и возлагал на него свои надежды. Он зло высмеивал людей, пренебрегающих воспитанием. Все свое творчество поэт посвятил проблеме человека, его взаимоотношению с природой. Настоящий человек, по его мнению, добр, благороден, любит природу, просвещен, устремлен к знанию, стремится познать науку. У него развит ум, мышление. Он является нравственным человеком, у него развито чувство долга, присутствует умение различать добро и зло.

Настоящий человек во всем опирается на свой труд, имеет чувствительное сердце, понимает красоту и гармонию в природе. Подлинно народный педагог научно обосновал идеал настоящего человека, сформировал те пути и средства, которые способствуют формированию совершенного человека гармоничной личности. Это: 1) целеустремленность; 2) труд, деятельность; 3) творческое мышление. Такое отношение к идеалу дает возможность человеку анализировать, синтезировать, сравнивать не только природные явления, но и человеческую жизнь, благодаря чему природосообразность все более становится экологическим явлением. Таким образом, казахские просветители, педагоги-классики придавали исключительно большое значение роли природы в становлении личности человека, в формировании таких качеств, как нравственность, патриотизм, чуткое, бережное и уважительное отношение к родной природе. Их идеи о целостности природы и человека представляют большое значение для воспитания подрастающего поколения и в наши дни.

Современные условия жизни во многом отличаются от тех, в которых жили и трудились наши предки. Понимание необходимости и значимости экологиче­ского воспитания детей во многом обусловлено не внимательным и чутким от­ношением к природе, а катастрофическим состоянием природной среды, уров­нем ее загрязнения, предчувствием ответной реакции на губительное отноше­ние к ней со стороны человека.

 Все это усугубляется еще и тем, что в наши дни взрослое поколение, призванное обучать и воспитывать детей, не имеет доста­точного опыта по охране и защите окружающей среды, т.к. данный аспект вос­питательной работы долгие десятилетия рассматривался в числе второстепен­ных задач и носил формальный характер. В этой связи возникает острая по­требность в обновлении экологического содержания, форм и методов воспита­тельной работы, в изучении и обобщении ценного опыта взаимодействия с ок­ружающим миром природы, отраженного в культурном наследии прошлого в контексте актуальных педагогических концепций, для того, чтобы помочь со­временному подрастающему поколению осознать всю ценность, мощь и красо­ту природы, воспитать созидательное, а не потребительское отношение к ней, сформировать твердую убежденность в необходимости охраны и защиты окру­жающей среды.

 

Список использованной литературы

 

1. Калыбекова А.А. Возможности использования средств народной педаго­гики в экологическом воспитании школьников. //В сб.III Межреспубли­канских Тажибаевских чтений «Этнопсихология и этнопедагогика». — Алматы, КазНУ им.Аль-Фараби, 2003. С.76-78

2. Жайлауова М.К. Народная педагогика в экологическом воспитании младших школьников. Педагогическое образование и наука.№1, 2006, С.57-58

3. Есеналина Н.Т.Этнопедагогические условия экологического образования в воспитании учащихся начальных классов. Дис.к.п.н. -Астана: ЕГИ. -22.10.2004. -145с.

4. Алтынсарин И. Собрание сочинений. В 3-х т. Пер. с каз. /Под ред. Б.С.Сулейменова. -Алма-Ата. Наука. 1975. -T.I - 359с: 1976. -Т.2 -425 с: 1978.-Т.З-352с.

5. Антология педагогической мысли Казахстана /Сост.К.Б.Жарикбаев, С.К.Калиев.-Алматы Рауан, 1995.-512с.