Самиева О.Б., Шевченко С.А.

Северо-Казахстанский государственный университет им. М. Козыбаева

г. Петропавловск

Предмет «Самопознание» как один из путей реализации гендерного подхода в образовании

 

Современный, быстро меняющийся  динамичный мир диктует нам свои правила. Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин. Многочисленные исследования ученых  показывают, что высокая феминность у женщин и маскулинность у мужчин в современном обществе не являются гарантией социального и психического благополучия человека.

Государство стремится поднять планку демократии, придерживаясь при этом неких принципов, где права мужчин и женщин делаются равным во всех сферах жизни. И только воспитание, построенное на равноправии, помогает сформировать верное сознание граждан. Толерантность, критическое мышление и независимость должны быть присущи современному обществу.

Социальная стратегия государства, направленная на создание условий для устойчивого развития Республики Казахстан на основе использования и совершенствования человеческого потенциала, предполагает включение гендерного компонента во все области общественной жизни: в политику, экономику, культуру, образование. По определению Организации Объединенных Наций, именно гендерные отношения (социальные отношения между полами) являются одной из главных проблем XXI века.

Возрастание роли гендерных исследований в педагогике получило законодательное обоснование  в Концепции гендерной политики в Республике Казахстан (Постановление Правительства Республики Казахстан от 27 ноября 2003 года N 1190) и Стратегии гендерного равенства Республики Казахстан 
на 2005-2015 годы (г. Астана, 2005 г.) в разделе
«Внедрение гендерных знаний в систему образования. Правовое и гендерное просвещение»,  где были даны официальные рекомендации по изучению основ гендерных знаний в системе образования.

Стратегия является основополагающим документом, направленным на реализацию гендерной политики государства, инструментом ее реализации и осуществления мониторинга со стороны государства и гражданского общества, важным фактором становления демократии.

Понятие «гендер» было заимствовано у зарубежных коллег в 1980 году. Современная наука различает термины «пол» и «гендер» (англ. gender – род, который обозначает социальный пол, пол как продукт культуры). Первое использовалось для обозначения анатомо – физиологических особенностей людей. При помощи этих особенностей все человеческие существа делятся на мужчин и женщин. Но кроме биологических отличий между полами существуют также разделение их социальных ролей, различия в поведении и эмоциональных характеристиках.

В настоящее время ведутся исследования по проблемам гендерной социализации современной семьи; предпринимаются попытки разработки концепций гендерного образования современных школьников. В  образование интенсивно внедряется гендерный подход, который происходит по следующим  направлениям: высшие учебные заведения; общеобразовательные школы, лицеи, гимназии, учреждения начального и среднего профессионального образования;

дошкольные образовательные учреждения.

Образование, как педагогическое явление, неразрывно связанное с культурой социума, нуждается в переосмыслении, корректировке своих позиций в вопросах гендерного воспитания детей. «Гендерное воспитание» рассматривается как целенаправленный процесс педагогического сопровождения жизнедеятельности ребенка, заключающийся в накоплении социального опыта в выполнении гендерных ролей, осознания себя как представителя определенного пола с позиции духовно-нравственных ценностей. Результатом гендерного воспитания является гендерная воспитанность - интегративное качество личности, в обобщенной форме отражающее систему социальных, личностных представлений и опыта в выполнении гендерных ролей на основе эмпатии, самоуважения, взаимоуважения.

Одним из направлений по решению вопроса гендерного воспитания является введение предмета «Самопознание», инициатором и автором, которого выступила С.А. Назарбаева. Дисциплина «Самопознание» призвана способствовать смене всей образовательной парадигмы, перенесению акцентов запоминания, научения, пополнения объема знаний – на нравственно-духовное просветление, приобщение к высшим ценностям и смыслам.

В настоящее время предмет «Самопознание» введен как профилирующий для всех детских садов, школ и вузов РК. Это курс предполагает решение ряда глобальных задач, в том числе «формирование гендерной чувствительности и гендерно окрашенной социальной среды, гендерного самосознания, ориентированного на различие, несводимость мужского и женского в целостном человеческом мировосприятии».  Сверхзадача введения гендерных индикаторов заключается в актуализации женского мировидения и женской системы ценностей, восстановлении гармонии феминного и маскулинного, преодолении дискриминации по признаку пола на всех уровнях, включая бессознательное, придание социализации направленного характера гендерного конструирования, формировании новой модели гендерных отношений, преодолевающих сексизм. Реализуемый гендерный подход в РК отвечает современным запросам на многоразличие жизненных практик, национальных образов мира, мужского и женского мировосприятия в их несовпадении и единстве.

До сих пор образовательное пространство Казахстана можно было назвать индифферентным к различию по признакам пола. Учебники и учебные пособия не акцентировали адресата - мальчики или девочки. Учителя преподносили материал «классу», не делая различия по признаку пола. Было выяснено, что ущемление феминного идет во вред и мускулинному, поскольку сущность человека и представлена в двух ипостасях, неслиянных, различных, и в то же время взаимодополнительных и взаимосвязанных. Различия не знают иерархии и в совокупности составляют гармонию единого духовного целого. В свою очередь, «Самопознание» руководствуется принципом гендерного равенства и избегает в своих учебных комплектах изживших себя стереотипов сексизма, побуждая к осуществлению гендерной экспертизы учебников по всем предметам. Все обсуждаемые темы учитываю правомерное различие в оценках и мнениях мальчиков и девочек, приводя их к убеждению, что целостность человека подразумевает взаимодополнительность и равноценность женского и мужского мироотношения.

В контексте программы «Самопознание» вписана гендерная тематика: каждый разговор, игра, обсуждение имеют гендерную направленность, к примеру, тема «Мы такие разные» может быть построена на различии восприятия мира мальчиков и девочек. Введены специальные темы «Мальчик и девочка», «Женщина и мужчина в казахской традиционной культуре», «Способности мальчика и способности девочки», «Мужские и женские профессии», «Мужчина и женщина. Исторические «типы взаимоотношений», «Родство, собственность, власть, сексуальность», «Гендерное самосознание, роли и модели поведения», «Идеал женственности», «Сексизм и необходимость формирования новой гендерной парадигмы», «Борьба с насилием против женщин». На ряду с вышеперечисленным,   эта дисциплина предусматривает психологические гендер-тренинги, в процессе которых все участники отвечают самим себе на самые сокровенные вопросы собственного гендерного стиля мышления, чувствования, поведения и, более того в условиях моделируемых ситуаций психодрамы переживают внутреннюю трансформацию гендерного самочувствия, приходят к изменению своих гендерных установок.

         Кроме курса «Самопознание», в целях внедрения гендерных подходов в системе высшего образования, введен учебно-методический курс для студентов «Введение в теорию гендера», а при Казахском государственном женском педагогическом институте создан научно-исследовательский институт социальных и гендерных исследований. Им разработаны учебное пособие «Основы гендерного образования» на казахском и русском языках для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям и гендерные индикаторы для всей системы образования. При поддержке ЮНЕСКО реализуется проект по гендерному образованию в рамках национальной программы «Образование для всех». Гендерные  курсы преподаются в Казахском национальном университете имени Аль-Фараби (на отделениях социологии, психологии, педагогики, истории, права, социальной работы, филологии), Казахском национальном педагогическом университете имени Абая, Казахском государственном женском педагогическом институте, университетах городов Караганды, Петропавловска, Усть-Каменогорска и других.

Термин «гендер» находит все более широкое применение, как в профессиональной среде, так и в современном обществе, в целом. Данные специальных исследований убеждают нас в необходимости изучения особенностей вхождения в человеческое сообщество (процесс социализации) мальчиков и девочек. Реализация социальных ролей «мужчина» и «женщина» обуславливает особенности поведения ребенка и определяет специфику проблем в его социальном развитии, качество социальной жизни в целом.

         Внедрение гендерных технологий в деятельность образовательных учреждений способствует решению задачи обеспечения социальной эффективности современного казахстанского образования.

 

Литература:

1.   Современный философский словарь. Под общей ред. д.ф.н. профессора В.Е. Кемерова. 2-е изд. Лондон, Франкфурт-на-Майне, Париж,  Люксембург, Москва, Минск, 1998. С. 1064.

2.   Стратегия гендерного равенства Республики Казахстан на 2005-2015 годы (г.Астана, 2005 г.)

3.   А. Н. Нысанбаев, Г. Соловьева. Изменяемся вместе с детьми (философское обоснование предмета «Самопознание»). Алматы, 2002. – 61 с.