Батракова
Е.Б.
Комсомольский-на-Амуре
Государственный технический университет, Россия
Стереотипы
речевого поведения
Стереотипы
речевого поведения – это устойчивые представления о том, как в той или иной
ситуации следует вести себя. Эти представления не имеют полного описания в
справочниках, руководствах, сборниках правил и т. д., обычно никем не
осознаются как регуляторы речи или сводятся к формуле «так надо», но при этом
они подталкивают говорящих к тем или иным действиям, диктуют им, как вести себя
в разговоре, выражаются в речевом поведении.
Эти
представления по силе, с которой они управляют людьми, часто и во многих
ситуациях превышают кодифицированные нормы. Так, существуют правила дорожного
движения. Они зафиксированы в одном документе. Есть учебные заведения, которые
им обучают, и есть люди, которые следят за исполнением этих предписаний. С
другой стороны, существую речевые стереотипы, которые ни в одном документе не
перечислены, не входят ни в одну учебную программу и не имеют контролеров. И,
тем не менее, речевые стереотипы люди воспроизводят гораздо более
последовательно, чем действия, предписанные правилами дорожного движения.
Стереотипы речевого поведения – это неписанные законы, которым неукоснительно
следуют и во время дипломатического приема, и во время дружеской посиделки, и
во время объяснения в любви, и во время ссоры.
Речевые
стереотипы по тем аспектам речи, которые они регулируют, делятся на группы,
которые (как и сами стереотипы) названы в форме суждений, отражающих механизм
их действия. Таких групп несколько: речевые процессы прямо зависят от
физиологических; речевые действия так или иначе соотносятся с отраженной в них
действительностью и пр. Эти группы включают в себя различный набор стереотипов.
Конкретные
речевые стереотипы находятся друг с другом в сложном взаимодействии. Они
дополняют друг друга, частично дублируют или взаимно противоречат друг другу.
Это следствие их стихийного происхождения. Результатами сложных взаимодействий
между стереотипами и их постоянного присутствия во время речевых контактов
являются дестабилизация говорящего, удовлетворенность или вербальный шок,
вызванные неопределенностью того, каким стереотипом руководствоваться в той или
иной ситуации, возможность манипулирования собеседником и ситуацией с помощью
отбора стереотипов. При этом следует подчеркнуть, что критерии правильности или
неправильности к стереотипам речевого поведения, как и ко всем остальным
стереотипам, неприменимы: они такие, какие они есть. Человек, которого они не
устраивают, похож на того, кто жалуется на дождь или на сильный ветер.
Речевые
стереотипы выполняют противоречивую функцию. С одной стороны, они облегчают
коммуникацию, простраивая ее, с другой
– затрудняют. Совокупность этих функций обеспечивает динамику общих коммуникативных
процессов, порождает самоорганизацию речевого взаимодействия.
Стереотипы
речевого поведения выявлены на базе большой совокупности фактов, включающих в
себя устойчивые выражения, которые фиксируют восприятие народным сознанием тех
или иных форм речи, и практики речевого взаимодействия во всем его
многообразии. Наличие общих черт стереотипов позволяет описать их по единому
плану: общая характеристика стереотипа, устойчивые выражения, которые указывают
на его наличие, традиции и коммуникативные практики, выражающие его, примеры
воплощения стереотипа в художественной и эзотерической литературе,
высказываниях мыслителей, поступки говорящих, которые оправдываются
стереотипом, рекомендации по использованию.
Например,
в группе речевых процессов, зависящих от физиологических, существует стереотип
о том, что успешный разговор предполагает еду и/или питье. Речевое
взаимодействие будет эффективным, если прием пищи или напитков предшествует или
сопутствует речи.
Данный
стереотип описан в совокупности устойчивых выражений: 1. Не спрашивают: чей, да
кто и откуда, а садись обедать. 2. Наперед накорми, а там уж попроси и пр. Эти
устойчивые выражения указывают на то, что в народном сознании существуют
представления о строгих предписаниях относительно организации коммуникативной
ситуации.
В
коммуникативной практике это выражается совокупностью традиций: любое крупное
коммуникативное событие (презентация книги, премьера спектакля и т.д.)
завершается банкетом, сопровождается кофе-брейками и пр.
Таким
образом, данный стереотип является универсальным поводом для любого
коммуникативного события («Заходи, «пообщаемся») или отсрочки от него («Да
подождите! Сейчас за стол сядем, тогда и поговорим»).
Литература:
1 Шунейко, А. А. Стереотипы речевого
поведения / А. А. Шунейко, И. А. Авдеенко // Русская речь. - 2011. - № 1. - С.
70-73
2 Шунейко, А. А. Стереотипы речевого
поведения / А. А. Шунейко, И. А. Авдеенко // Русская речь. - 2011. - № 2. - С.
58-59