Философские аспекты композиционной деятельности

 

М. Б. Джанаев

 

Таразский государственный педагогический институт, г. Тараз

 

Композиция является одним из важнейших и содержательных предметов  философского познания. Композиция рассматривается нами как художественно-творческая деятельность духовного бытия и сознания человека. В настоящее время в эпоху глобализации общества прогресс инновационной технологии и массовой коммуникации и вызванные им процессы существенно преобразили субстратный фундамент современного изобразительного искусства, видоизменили формы и способы бытия произведений. 

Важнейшими составляющими композиционной деятельности являются творческий процесс, выразительные пластические средства, приемы и способы выражения, язык, знаковые системы, структура, конструкция, построение, используемые для создания художественного образа изобразительно-пластическими средствами.

         Р.Ингарден, М.Дюффрен, Ж.-П.Сартр и другие изучают произведение искусства на основе многослойной структуры, рассматривая в нем материально - субстратный и перцептивный слой.

Все эти философские положения и высказывания изученные в науке можно применить к объяснению творческого процесса композиционной деятельности, его механизма. Композиционная деятельность это процесс объективации и субъективации реального мира, превращения материального в идеальное и наоборот. В философской теории материя дает возможность проявиться сознанию как мысли. А мысль существует как чистая субстанция и появляется из чувств, ощущении и эмоции. Так, композиция создается путем взаимодействия разных визуальных модусов и областей сознания. Художественно-эстетическое познание действительности осуществляется путем композиционно-творческого восприятия, осмысления и взаимодействия с реальной  действительностью.

Эффективность творческого процесса отражает результативность композиционной деятельности и измеряется изобразительно-пластическим осмыслением изображаемой действительности и художественной объективизацией сознания художника. Таким образом «творческий метод художника есть осмысление процесса художественной объективизации его сознания. Но не вне специфического материала данного искусства и не вне обработки (техники)        этого материала» [ 1, с.318,319].     

Художник определенного отрезка времени исходит в своей практике и пользуется средствами, приемами, методами художественного выражения соответствующими для выражения миропознания самого  художника. Дополняя и обогащая приемы, методы, художник пользуется различными средствами и методами в соответствии социально-экономическим отношениям, методам художественно-композиционного выражения.

Стимулом сознания полноценной художественно-образной композиции и активизации творческой инициативы является поиск методов выражения художественно-эстетического миропознания в бессознательной или в сознательной форме визуально-изобразительного мышления. При этом созданию художественного образа в композиции подчинены и все формальные  поиски средств и методов художественного выражения. Таким образом визуально-изобразительные установки миропознания, созданные на эмоционально-чувственной основе вырабатывают художественно-изобразительный метод выражения путем осмысления смыслового содержания визуальных форм объектов и средств изображения.

Философское осмысление тенденции развития композиционного мышления – это работа философско-эстетической мысли по развитию художественной культуры человека, формирования его духовной культуры и мировоззрения. Также это, обобщение актуальных проблем художественного сознания, композиционного мышления и явлений творческой практики изобразительного искусства, проблема прогресса искусства композиции.

В композиционной деятельности проблемы таланта и мастерства никогда не рассматриваются вне мировоззренческих, философско-эстетических, этических и художественно-творческих вопросов. В этом плане Кант отмечал особенное значение гносеологического «взаимодействия» воображения и рассудка в художественной деятельности.

«Первый этап художественного творчества интуитивный, следующий этап требует анализа сделанного. Только гармоническое соединение интуиции и анализа позволяет создать хорошо скомпонованное, законченное произведение … Схема процесса творчества будет, пожалуй, такая:  интуиция – анализ – интуиция. Ибо искусство и начинается, и кончается, да и воспринимается чувством. Объясняется же с помощью анализа» [2.104].

Искусство постоянно развивается и эволюционирует в духовной деятельности человека. Культурно-духовные ценности создаются неисчерпаемыми возможностями специфического художественно-эстетического мышления и созидательной деятельности человека.

При эмоционально активной работе над композиционным изображением проявляются художественно-образные свойства мышления которые стимулируют изобразительно-пластические представления (то есть склонность вызывать сенсорно-чувствительные, визуально-изобразительные формы представления), возможно формирование генетически детерминированной (запрограммированной) склонности к художественно-образному выражению в композиции изображения. Искусство, композиционная деятельность также является продуктом сознания и подсознания человека. В процессе композиционной деятельности в композицию проникают художественно-пластические, визуально-образные, эмоционально-чувственные модусы человеческого сознания. «Искусство призвано раскрывать истину в чувственной форме»  [3, 61]. 

Композиция на основе художественного мышления соответствующими системами средств и элементов (линии, цвета, тона) выявляет внутреннюю суть жизни, чувство, содержание. Смысл художественного произведения, т.е. субстанциальное содержание. Композиция выступает как изобразительно-пластическая, конструктивно-структурная форма образного мышления, способный постигать сущность жизни, проникать в природу вещей изобразительными средствами линией, цветом, тоном. Так композиционная деятельность это уровень самопознания художника.

Художественная визуализация мышления, т.е. субстанциональное изображение (коренное, существенное), содержание раскрывающее, истину в визуально-чувственной форме и есть, основной компонент композиции художественного изображения.

Кант связывал неосознаваемое с творчеством и подчеркивал что, «бессознательное, это акушерка мыслей».

В творческом процессе  композиций для зарождения новой идеи, творческого озарения и воплощения замысла мало одних знаний. В акте появления новой самостоятельной визуально-изобразительной мысли художник наносит ее изобразительную форму посредством линии, цвета, тона на изобразительную плоскость. При этом стремление к изяществу, гармонии, стройности и изобразительной завершенности становится не только стимулом, но и источником активизации композиционного творчества. 

Как известно с точки зрения диалектико-материалистической логики художественное мышление является специфической формой отражения объективной действительности. Эстетическое мировоззренческое созерцание, впечатление и представление о действительности являются формами ее непосредственного изобразительно-художественного восприятия, что становятся чувствительными связями сознания с внешним миром и началом композиционного творчества.

В настоящее время в эпоху глобализации новым этапом общественно-исторической практики расширились и углубились возможности объективного диалектического познания и художественного освоения мира. Увеличились внутренние возможности и ресурсы искусства в освоении мира целостно и универсально. В следствие чего,   в развитии художественной культуры предметом художественного освоения становятся вcе новые стороны, объекты действительности, развитие искусства на этой основе затрагивает и сферу художественной формы, возникновения новых стилей, направлении и течений, обогащения изобразительных и выразительных средств, приемов и техники исполнения.

Применение в композиции изображения строгих конструктивно-структурных геометричских построении, математических расчетов влияет на характер композиционного изображения и снижает его художественную выраженность. Это приводит к неадекватной оценке состояния картины, способствует утрате эмоционально-смыслового содержания.

В специфической сфере задача определения содержательных показателей эффективности композиционной деятельности весьма актуальна и сложна. Сложность задач обусловлена эмоционально-эстетическим своеобразием создания художественного образа в процессе композиционной деятельности. Актуальность объясняется психологическими и биологическими основами, актами сознания, подсознания, процессами познания и интуиции, их взаимодействия, важностью эмоционально-чувственных процессов создания художественного образа действительности.

В начале процесса изображения сигналы объекта сопоставляются в памяти художника образами – эталонами, содержащими в себе все, что может указать нам о визуально-изобразительной форме, пластическом мотиве, состоянии и т.п. На основе прошлого опыта, новые изобразительно-пластические мотивы начинают ассимилироваться (ассоциироваться)  с прежними. Художественный образ трансформируется и воспроизводится на этой основе. Художественные представление объекта и его смыслового содержания трансформируется в пластический образ и воспроизводится средствами и материалами изображения. И так композиционное творчество требует осмысленного восприятия и изображения. Смысловое содержание композиции, как результат художественно-эмоционального освоения, т.е. познания, эстетического переживания и является продуктом изобразительно-композиционного мышления. Смысл заложен в образах и человек ничего не воспроизводит при изображении, он только реконструирует свое восприятие и дополняет творческим художественным воображением, вносит смысл. В начале творческого процесса художник стремится передать смысл мотив, состояние явления, объекта отыскивая в нем смысловую и изобразительную гармонию и художественный образ. Отыскивая в нем конструктивно-структурные связи и композиционные закономерности. Когда же будут найдены закономерности, надо последовательно строить художественно-пластическое решение.

Идеи, мысли, чувства, переживания, впечатления  содержатся и вытекают из художественного образа композиции. Смысл продукт мышления создания образа. Смысловое содержание композиции имеет специфический характер принадлежащий художественному образу.

Художественный образ создается посредством художественно-эстетического мышления и формируется изобразительно-функциональным значением средств и элементов композиции. Так композиция имеет прагматический аспект между художественным образом и восприятием зрителя, в этом контексте средства и элементы композиции выступают как функциональные значения являющийся философским компонентом. «Критерий художественности языка искусства требует гармонии смысловой нагрузки, эстетических различий и оттенков в средствах передачи идентифицированных сообщений, изобретения способов, гармонизации знаково-образной системы» [ 4,с. 236].

Личность складывается восприятием и осмысливанием «Мыслить о данной вещи значит сознавать ее каким-нибудь образом», - отмечал Джон Дьюи.   

Композиция всегда несет в себе определенную художественно-смысловую информацию, изображается как форма художественного образа и имеет определенную культурно-эстетическую цель. Но кроме художественно-композиционной информационной функции, композиция осуществляет воздействие на зрителей. Изобразительно-композиционная форма рассматривается как форма высшего конструктивно-пластического уровня и осуществляет свое художественно-эстетическое эмоциональное воздействие посредством всех изобразительно-пластических элементов и средств.

Изобразительная форма композиции – конструктивно-пластическая структура обладает такими художественно-изобразительными признаками, как художественность, эмоциональность, информативность, завершенность, интегративность художественно-эстетических мыслей, целостность присущи и другим типам и формам изображения. А также специфическими чертами художественно-пластического композиционного дискурса – эмоционально - эстетической лаконичностью, композиционной структурой, конструкцией,, своеобразным коммуникативно-смысловым состоянием.

При этом художественное мышление в процессе композиционной деятельности опирается на эмоционально - эстетическое  восприятие сюжета, и реальную изобразительно-пластическую форму композиции,  и на реальную картину мира. Художественно-композиционная мысль появляется из эмоционально-эстетического состояния художника и охватывает весь объект изображения. « Мысль есть первоисточник мироздания, первоисточник всего сущего, ибо всякое творчество зарождается и начинается в мысли» [5,40].

 Художественно-пластическое познание мира происходит эмоционально-эстетическим восприятием объекта изображения и изобразительно-пластическим представлением всех элементов объекта, что в последствии превращается в художественно-образную форму, в художественно-смысловое понятие. Познание осуществляется в результате отражения окружающего мира. В процессе осмысленного отражения обьекта превращающееся в понятия и при представлении их осуществляются художественно-образные открытия и формируются художественно-эстетические понятия. То есть художнику для познания окружающего мира нужно представить прежде обретенные и настоящие запасы впечатления. В художественно- творческом, эмоционально-эстетическом процессе композиционной деятельности происходит художественно-эстетическое отражение, воспроизводство значения и смысла эстетических художественно-образных понятии. Такое художественно-образное, эмоционально-эстетическое представление и отражение окружающего мира создается и изображается путем взаимодействия разных областей сознания и познания, путем углубления эстетического - смыслового содержания путем «выискивания»  из подсознания, так как мысль всегда есть реакция на определенное событие.

Творческий метод художников, над композицией изображения на плоскости, выявляет широкий простор для углубленного анализа эмоционально-смыслового содержания и техники композиции картины. В теории искусства это определило художественно- творческую форму эмоционально-эстетического сознания, отвечавшего потребности художественного познания и создания художественного образа изображаемого. В лучших образцах мирового искусства изображения на плоскости композиционно-пластическая форма, рассматривается и осмысливается, как художественно-композиционная деятельность, всегда осуществляется концентрация мысленных представлении.

Для этого важен повышенная сосредоточенность на изображаемого объекта. Опираясь на многовековой опыт различных школ изобразительного искусства, техник, приемов и средств, можно указать на целый ряд положительных эффектов художественной культуры и практики композиционной деятельности. Композиционная деятельность может развить композиционную культуру. Систематическое применение «выразительно-ритмических» методов в процессе композиционной деятельности вызывает у художника состояния концентрации мышления, повышения уровня осмысления изображения, возрастание продуктивности средств изображения, композиционной деятельности. При этом на занятиях изобразительным искусством использовалось воздействие стихами, музыкой, фразами, имеющими глубокое психо-эмоциональное и изобразительно-пластическое значение.

Творческое совершенствование личности возможно, при культивировании духовных ценностей, общением и новыми впечатлениями наполнять воображения и испытанные чувства. Как известно человеческая природа состоит в триединстве тела, духа и души.

Поэтому в процессе художественно-творческого обучения и воспитания развитие личности индивида, состоит в достижении гармонии между душой, духом и телом. Гармоничное развитие личности осуществляется на основе взаимных потребностей.

Развитие самой теории композиции прошло через различные этапы в истории искусства, начиная с линейного строения, компоновки изображения и теории пластики в состоянии экзистенциального восприятия форм.

Благодаря функциональной многоаспектности (практическое, эстетическое назначение, символическая роль) композиционное творчество обладает философско-эстетическое значение.

Композиция в силу образности включает всебе философские и психологические установки. Являясь основным конструктивно-образным средством изобразительного искусства, композиция отражает  теорию, историю культуры и искусства.

В композиционной форме идеал получает специфическое материальное воплощение. Как отмечают ученые, при восприятии мира в сознании создаются образные представления, являющиеся субстратом для ассоциирующей деятельной реакции воображения, т.е. для создания ассоциаций внутри самого сознания.

Композиция любого изображения это материальный субстрат, как относительно внутренний, глубинный, конструктивно-структурный источник идейно-смыслового содержания картины. Основа художественного образа произведения.

Композиционная форма это бесконечное проявление личностных переживаний и художественно-пластических выражений в бесконечной гамме всякого рода чувств, настроений и состояний как отражение душевного и духовного восприятия окружающего нас мира. В композиции передается эстетические ценности душевного и духовного восприятия мира определенного мгновения жизни. Проявляется личностная точка зрения художника на мир, отчетливо проявившаяся в осмыслении художественного образа как глубинную философскую форму.

Для искусства и художественной деятельности важно то, что продуктивность мышления воплощается в видах преобразования впечатлений действительности в мысленно-понятийной и образной картины действительности материальном, предметном воплощений мысленного содержания.

 В теории композиции рассматривался вопрос о возможности познания окружающего мира посредством его конструктивно-структурной формы, конструирования. Руководствовался принципом конструктивного творчества В.Кандинский, П.Мондриан и др. Они ориентировались на последовательную конструктивистскую теорию познания.

Конструктивизм как философская теория функционального искусства формировался на рациональных началах. Конструктивизм изобразительном искусстве, особенно абстрактный конструктивизм разрабатывал конструктивные законы формы,  цвета, пространства и времени изображения.

Абстрактный конструктивизм в изобразительном творчестве является выражением психологического конструктивизма обусловленное законом мышления объединяющим психические компоненты для восприятия мира. Т.е. это не само художественная композиция, а конструктивный модель абстрактных элементов исходящих из случайных представлений.

Рисунки, различные изображения все, это отражение изобразительной мысли. Когда у художника зарождается идея, интуитивное озарение пробуждается  и пронизывается ее пластический мотив.

Различные изобразительные средства композиции в виде пластического мотива состояния как композиционно-пластическая гармония форм освещает конструктивно-структурные механизмы изображения. Этот композиционно-пластический разряд, способствующии возникновению связей изобразительных средств, пластической гармонии композиции накапливается художественно-творческом процессе. Оно способствует развитию композиционной культуры.

Композиционно-художественное мышление складывается из изобразительно-пластической проницательности, то есть из умения увидеть в объекте изображения его главный признак и из прежнего опыта и знаний, способствующих связать признак со всем тем, что из него следует. В композиционной деятельности объект изображения всегда должен рассматриваться с новой точки зрения.

Художник в процессе творческого мышления должен оперировать не только теми признаками объекта, которые лежат на поверхности. Любой признак изображаемого объекта при определенных обстоятельствах может стать главным, а остальные отойдут на задний план. Признак или то свойство объекта изображения, которое художник воспринимает из нее, связано с художественной задачей, которую он старается решить.

В процессе творческого мышления связанного художественно-эстетическими интересами вычленяется из множества признаков то, что нужно для создания художественного образа. Но при этом главное-умение мыслить ассоциациями и усматривать общие свойства. Ассоциация приводит в действие механизм интуиции. Интуиция это есть созерцание начальный этап художественно-творческого мышления. Есть философские утверждения, что художественные истины выражаются на основе интеллектуального видения объектов изображения. Художник создает художественно-образные, пластические изображения на основе и усмотрением разума. В акте интуиции при рождении художественно-пластического образа мышление (разум) созерцает сущность изображаемого в их пластических конструктивно-структурных связях и взаимодействиях. В художественно-творческом процессе главным признаком интуитивного мышления является общее целостное восприятие всей проблемы в целом.

Различные выразительно-ритмические методы изображения, попытки выразить эмоциональное состояние объекта, ее красочную гармонию создают у учащихся особое эмоциональное состояние – поисковую доминанту. Без этого психологического состояния невозможно стимулировать активность учащихся к творчеству. При этом для показа определенных стимулирующих способов важно уловить благоприятный творческий момент, когда у учащихся изобразительные приемы уже исчерпаны, но эмоциональное состояние доминанта еще не угасла – еще не пропал интерес к изображаемому объекту.

В философии сосредоточенный на изучении художественного мышления рассматривались различные духовные способности человека чувство, интеллект, воображение, воля. При таком подходе к композиции выразительные средства проявляют в своем функциональном значении способность вызывать определенные эмоционально-эстетические отношения, чувства к изображаемому или представляемому объекту,  вызывающую у воспринимающего определенную реакцию, действие, поведение.

«Коммуникативно-прагматические аспекты – составная часть бытия произведения искусства и творческого процесса художника постольку, поскольку перцептивный акт восприятия может быть обусловлен, «предупрежден» прагматической установкой» [4,с.237].

Художник выражает в своих произведениях сущность мира улавливая их в обьектах изображения.   

Высказывание Р.Декарта «… Недостаточно только иметь хороший разум, но главное- это хорошо применять его» в полном объеме осуществляется в композиционной деятельности художника.

Проблема синтеза, содружества философии сознательного и бессознательного в композиционной деятельности – так же извечна, как и само искусство творчества, потому что сами пластические строения композиции создаются и развиваются в контакте и под воздействием визуальных художественных форм, семантики и символики изобразительности.

 

 

 

                                                  Литература

 

1. Маца И. Творческий метод и художественное наследство. -М., Изогиз, 1933.

2. Кибрик Е. Объективные законы композиции в изобразительном искусстве. – Вопросы     

    философии, 1966, №10, с.104.

3. Гегель Г.В.Ф. Эстетика. –М., 1968-1973, т.І.

4. Ермаш Г.Л. Искусство как мышление. –М., Искусство, 1982. -227 с.

5. Клизовский А. И. Основы миропонимания Новой Эпохи / А.И. Клизовский. –М., ФАИР-   

    ПРЕСС, 2006. -816 с.