Шевченко С.А.,
Самиева О.Б.
Северо-Казахстанский
государственный университет им. М. Козыбаева
г.
Петропавловск
Толерантность как условие успешного развития современного
полиэтнического общества Казахстана
С середины 80-х гг. в сознании людей было принижено значение
категорий гражданственности и патриотизма, что привело к популярности в
молодежной среде идей национализма и шовинизма, к отрицанию интеллигентности
как неагрессивности (Д.С. Лихачев), к утверждению резистентности отношения к
социокультурным особенностям других народов и ментальностей. Стремление к
национальному возрождению вылилось в ряде случаев в формы интолерантности,
неприятия специфики иных культур, этому способствовали и распад СССР, долгое
время постулировавшаяся глобализация как оправдание однополярного мира. Это
вылилось в деформированную культурно – психологическую самоидентификацию, кризис
гражданской идентичности.
Подготовка в будущем дееспособных граждан средствами образования
и воспитания, с их направленностью на гражданственность и патриотизм позволит
сориентировать молодежь на объективную оценку предшествующих политических
осложнений и конфликтов в межнациональных отношениях и занять позицию
конструктивного сотрудничества на основе диалога, построенного на принципах толерантности.
Международная практика определила толерантность в
качестве необходимого условия общения людей разных культур, этнических и
межконфессиональных групп. Эта тенденция отражена в «Декларации принципов
толерантности», подписанной членами ЮНЕСКО в ноябре 1995 года 185 государствами.
В документе указано, что «толерантность означает уважение, принятие и
правильное понимание всего многообразия культур, форм самовыражения и
проявления человеческой индивидуальности».
В
Послании народу Казахстана «Социально-экономическая
модернизация – главный вектор развития Казахстана» от 27
января 2012 года Н.А. Назарбаев говорит, что
необходимо « …усилить
воспитательный компонент процесса обучения. Патриотизм, нормы морали и
нравственности, межнациональное согласие и толерантность …». Исходя из этого, формирование
толерантности и установок толерантного сознания выступает как условие успешного
развития современного полиэтнического общества Казахстана и социальный заказ
системе образования.
Возрастающий интерес к проблемам толерантности привел к появлению
множества характеристик этого понятия с различных позиций: философских,
исторических, политических, психологических, педагогических, этнических и др. С
педагогической точки зрения, толерантность рассматривается как уважение,
приятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм
самовыражения и проявления человеческой индивидуальности.
Толерантность - отказ от догматизма, от абсолютизации истины и
утверждение норм, установленных в международно-правовых актах в области прав
человека. Толерантность - не уступка, снисхождение или потворство, а прежде
всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и
основных свобод человека. Толерантность - привилегия сильных и умных, не
сомневающихся в своих способностях продвигаться к истине через диалог и
разнообразие мнений и позиций. (Из Декларации принципов толерантности,
принятой Генеральной Конференцией ЮНЕСКО в 1995 году.)
«Толерантность - реализуемая готовность к осознанным
личностным действиям, направленным на достижение гуманистических отношений
между людьми и группами людей, имеющими различное мировоззрение, разные
ценностные ориентации, стереотипы поведения» [1].
Целевая
установка на формирование толерантного сознания в условиях поликультурного государства актуализирует этническую толерантность. Этническая толерантность является
базовой категорией этнопедагогической коммуникации, которая определяет диалог
не только межличностный, но и межкультурный.
Понятие толерантности и этнической толерантности включает в себя
знания о многообразии культур и способность принятия этого как данность. В этом
аспекте проводили исследования такие ученые, как Асмолов А.Г., Вульфов Б.З.,
Губогло М.П., Дробижева Л.М., Наурызбай Ж.Ж., Жарикбаев К.Б., Балтабаев М.Х.,
Калиев С. и другие. Принципы толерантности как основные права и свободы
закреплены в законных актах и провозглашены в международных декларациях.
Базовыми документами являются Всеобщая Декларация прав человека, а также
«Международный пакт о гражданских и политических свободах», «Европейская
Конвенция прав человека и основных свобод», Конвенция о правах ребенка,
Декларация принципов толерантности, Конституция РК и другие.
Начиная с 1990-х годов, наблюдается активное применение трактовки
понятия толерантность. Актуализация потребности формирования представлений о
содержании понятия этническая толерантность, вызвана в первую очередь
повышением социальной значимости в процессе воспитания.
В этнопсихологическом словаре (авторы Волков Г.Н., Григорьев В.М.,
Данилов Н.В., Крысько Т.М., 1991.) этническая толерантность интерпретируется
как способность человека проявлять терпимость к малознакомому образу жизни
представителей других этнических общностей, их поведению, национальным
традициям, обычаям,
чувствам, идеям, верованиям
и т.д.
Внешне этническая толерантность проявляется в выдержке,
самообладании, способности индивида длительно выносить привычные воздействия
чужой культуры без снижения адаптивных возможностей. Этническая толерантность
проявляется в различных критических ситуациях межличностного общения и
внутриличностного выбора характера взаимодействия с другими людьми.
Кабылбекова
З.Б. считает этническую толерантность
личностным качеством, выступающим в роли катализатора, помогающего изменять
формы взаимодействия представителей разных этносов и способствующего адаптации
их друг к другу. Она выделила различные аспекты проявления этнической
толерантности в виде качеств личности [1]: в понимании групповых и личностных
различий, которые выступают как дополняющие друг друга элементы этнического
многообразия; в возможности адаптации к представителям других этнических групп,
сохраняя свою неповторимость; в умении проявлять сострадание, эмпатию и
стремление к равенству этносов.
В
целом толерантность воспринимается как положительное качество, но оправдано это
далеко не всегда. Толерантность может быть аморальной. К примеру, цинизм – это
безнравственная толерантность ко злу, проявляющаяся в том, что человек не видит
между добром и злом принципиальной разницы
и готов оправдывать проявления зла соображениями типа «такова жизнь». В
свою очередь, принципиальность – это нравственно оправданная интолерантность.
Ряд авторов раскрывают понятие «толерантность» на основе рассмотрения его
противоположного значения «интолерантность». Интолерантность понимается как
качество личности, характеризующееся негативным, враждебным отношением к
особенностям культуры той или иной социальной группы, к иным социальным группам
в общем или к отдельным представителям данных групп. В качестве сущностных
характеристик интолерантности некоторые авторы выделяют гнев, отвращение,
презрение. Интолерантность – это всегда проявление небезразличия, тогда как
толерантность может быть как активной (на основании небезразличия), так и
пассивной (на основании равнодушия, «незатронутости» человека объектом, его
адаптированности, привычки, когда объект становится безразличным вторично).
В
литературных источниках описаны четыре возможных способа понимания толерантности:
первый, «толерантность как безразличие», предполагает существование мнений,
истинность которых никогда не может быть доказана. При таком понимании
толерантность выступает как безразличие к существованию различных взглядов и
практик; второй, «толерантность как возможность взаимопонимания», ограничивает
проявление терпимости, уважения к другому, которого вместе с тем понять
невозможно и с которым невозможно взаимодействовать; третий, «толерантность как
снисхождение», подразумевает привилегированное в сознании человека положение
собственной культуры, поэтому все иные оцениваются как не заслуживающие
внимания: их можно понимать, терпеть, но при этом презирать; четвертый,
толерантность как «расширение собственного опыта и критический диалог»
позволяет не только уважать позицию, но и изменять свою в результате
критического диалога.
У
современной молодежи Казахстана необходимо формировать толерантное сознание как
ценность социокультурной системы, как норму гуманных человеческих отношений и
осознанный ориентир построения взаимоотношений с окружающим миром.
Литература:
1. Кабылбекова З.Б.
Особенности социокультурного аспекта воспитания этнотолерантных качеств
личности школьника.// Менеджмент в образовании №4 2007.С 125-130.
2. Пчелинцева И.Г. Построение
толерантной среды в образовательном пространстве высшего учебного заведения: Автореф.
дис…. доктора пед. наук. - Санкт-Петербург, 2006. – 45 с.