Психология и социология/3. Современные тенденции в методологии пси­хологических исследований

 

К.психол.н. Барсукова О.В.

Педагогический институт ЮФУ, Россия

Методология психологического исследования честолюбия

 

Теоретической и методологической основой проводимого мной психологического исследования честолюбия (исследования честолюбия как психологического феномена) является  интегративный подход к психологии человека, разрабатываемый в традициях санкт-петербургской психологической школы (Б.Г. Ананьев, В.Н. Панферов, Е.Ю. Коржова). Интегративное исследование в таком понимании предполагает целостность, комплексность, межпредметность, монографичность (В.Н. Панферов).

Целостность позволяет исследовать честолюбие как интегративное психическое образование. Комплексность предполагает теоретическую разработку конструкта честолюбия, а также подбор и разработку инструментария для эмпирического исследования. Межпредметность (условие интегративного подхода) поднимает проблему связей, возникающих при изучении честолюбия как сложного объекта исследования, в котором синтезированы разные предметные свойства. Монографичность предполагает всесторонность исследования честолюбия и выявление его специфики, выявление межпредметных связей внутри и вне честолюбия как объекта изучения.

Важной особенностью интегративного исследования также является проблемность, предполагающая выявление противоречивости или недостатка знания о честолюбии в обозначенных выше источниках. Кроме того, представляется необходимым рассматривать честолюбие как частный феномен в широком контексте проблематики человека в психологии. Также представляется необходимым опираться на контент-аналитический подход. И, наконец, видится целесообразным при изучении честолюбия обращение к художественному способу познания в психологии (Е.Ю. Коржова)

Такая методология позволяет, на мой взгляд, создать целостное научное представление о честолюбии из разрозненных знаний из психологии и других гуманитарных наук, художественной литературы и обыденных представлений.

Основная цель моего исследования – построение психологической композиции, конструкта честолюбия, которая включает в себя:

·       определение честолюбия как психологического феномена, как психического образования (что такое честолюбие?);

·       определение структуры честолюбия, компонентов честолюбия и их внутренних связей (из чего состоит честолюбие?);

·       выделение функциональных характеристик честолюбия (для чего нужно честолюбие?);

·       выявление психологических коррелятов честолюбия, его внешних связей, выявление причинно-следственных и иерархических связей между честолюбием и другими компонентами психической организации человека (с какими другими качествами и образованиями взаимосвязано честолюбие?);

·       определение условий и механизмов возникновения и развития честолюбия – воспитание, самовоспитание и пр. – как качества личности и межличностных отношений (как и почему возникает честолюбие?);

·       выявление форм проявления честолюбия в поведении человека (какое поведение человека можно назвать честолюбивым?);

·       разработка методик изучения обыденных представлений о честолюбии и методик диагностики честолюбия (как можно измерить честолюбие?).

В русле представленной методологии честолюбие исследуется как интегративное психическое образование. По результатам исследования честолюбие является мотивационным психическим образованием – «стремление человека быть значимой и признанной личностью для других людей за реальные достижения, имеющие значения, как для самого человека, так и для других людей» [2, 23].

Как интегративное психическое образование честолюбие обладает сложной структурой и включает в себя внутренний и внешний компоненты. Внутренний компонент в свою очередь состоит из – мотивационного (стремление, ядро честолюбия), рефлексивного (самоотношение) и нравственного (отношение к другим людям) компонентов. Внешний компонент представлен формами поведения, общения и взаимодействия человека с другими, в которых реализуются честолюбивые стремления личности.

В структуре честолюбия заключены установки личности на стремление к признанию, значимости и успеху, связанные с самоотношением и отношением к другим и проявляющиеся в социально конкурентных формах поведения. В связи с этим при изучении честолюбия, следует использовать методики, позволяющие изучить установки на успех, изучить ценностные ориентации, самоотношение и локус контроля, отношение к другим, а также их формы проявления в поведении человека. Анализ полученных данных в дальнейшем осуществляется с помощью статистических и научно-интерпретационных методов.

Литература:

1.     Барсукова О.В. Честолюбие как психическое образование // Психология и педагогика в инновационных процессах современного образования: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 210-летию Герценовского университета и 10-летию психолого-педагогического факультета. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. С. 283-285.

2.     Барсукова О.В. Честолюбие: Представление о честолюбии в художественной литературе, религии и философии. Монография. – СПб.: Речь, 2010. – 184 с.

3.     Барсукова О.В. Междисциплинарный подход к исследованию честолюбия в психологии // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2011. №7. – Ростов-на-Дону, 2011. С.111-115

4.     Коржова Е.Ю. Путеводитель по жизненным ориентациям: Личность и ее жизненный путь в художественной литературе. – СПб.: Общество памяти игуменьи Таисии, 2004. – 480 с.

5.     Панферов В.Н. Психология человеческих отношений. Избранное. – СПб.: АНО ИПП, 2009. – 497 с.

6.     Barsukova O. Psychological structure of ambition // The 12th European Congress of Psychology Istanbul July 04-08, 2011. Poster Abstracts. Page 664.