Психология.
Психология развития
Канд.психол.наук Колиниченко
И. А.
ФГОУ ВПО Пятигорский
государственный лингвистический университет, Россия
Развитие научных идей Л.
Колберга в зарубежной психологии (2007-2011гг)
Теория
морального развития, разработанная в XX веке Л. Колбергом,
находит свое применение в современной психологической науке и практике и
отдельных ее отраслях: социальной психологии, педагогической психологии,
психологии развития. Зарубежные исследования 2007-2011 гг объединяет различное
отношение к психологической теории морального развития Л. Колберга.
К
данному направлению исследований можно отнести работы ученых, расширяющих
возможности использования теории Л. Колберга с испытуемыми разного возраста,
пола и профессий. Как правило, авторы этих исследований не продуцируют новые
научные концепции и представления, однако новизной их исследований можно
считать исследование влияния чувств на предвосхищение моральных представлений у
подростков, влияние уровня морального развития на экологические представления
студентов, уровни развития моральных суждений менеджеров.
В исследовании П. ЛиПейдж, Н. Акар и других проведен сравнительный
анализ суждений преподавателей Турции и США относительно этики и морального
образования. Исследование выявило общее, несмотря на то, что в обеих странах
различные культура и традиции, а именно: преподаватели обоих стран поддерживают
демократию и моральные ценности типа равенства и терпимости к различию.
Различие во мнениях
педагогов состоит в понимании моральных ценностей: турецкие преподаватели
отдают приоритет социальным и глобальным ценностям, американские выделяют,
прежде всего, этику относительно конкретной культуры, но не глобальные
ценности. Большинство людей согласны, что обучение – это не только средство для
приобретения научных знаний и жизненных навыков, но и отвечает за моральное
образование учащихся. Дюркгейм считает, что мораль должна быть в повестке дня
образования ради социального единства, а к изменениям нужно обращаться через
школы.
Моральным человеком турецкие преподаватели считали того, кто
проводит в жизнь глобальные ценности: честность, надежность и уважение к другим
и окружающему, а также заботу, способность любить. Много американских
преподавателей также говорило о важности их религии, но лишь немногие – о
патриотизме или национализме. Подобно ответам турецких преподавателей,
американские выделили три существенных характеристики, которые влияли на их
системы ценностей: религию, семью и друзей. Однако не все преподаватели под
влиянием этичного воспитания начали преподавать дисциплины, связанные с
моралью. Турецкие преподаватели чаще думали, что этику нужно преподавать
отдельно, а американские – в контексте других дисциплин.
Т.
Креттенауэр и другие поставили целью узнать, влияют ли предсказания чувств на
принятие морального решения подростков, для чего сравнивали ситуации с
антиобщественными и просоциальными социальными контекстами. Экспериментально
подтвердилось, что управления предвосхищением чувств влияет на принятие решений
подростками. Положительные чувства по нравственно предсказанным действиям в
ситуации морального выбора более действенны в контексте социальной ситуации,
чем в антиобщественном контексте.
Автор
смоделировал ситуацию, в которой главный герой сталкивается с выбором между
неморальным поведением, которое усиливает личную выгоду и моральную
альтернативу, не приводящую к выгоде. Для этого участникам предлагались
ситуации, в соответствии с которыми главный герой производит некое безнравственное
поведение (например, не оказывая помощи другому ребенку). Участники должны были
понять чувства этого героя после выполнения действия. Возрастные различия
показали, что старшие подростки по сравнению с младшими более последовательны
во мнении, в соответствии с которым
чувства были объединены в поведенческие ожидания.
Это
исследование было осуществлено под влиянием теории стадий Колберга, которая
рассматривает суждения о морали как самый важный фактор, влияющий на моральное
действие. Несмотря на то, что результаты исследования не опровергают полностью
заявления Колберга, в настоящее время, как считают авторы, чрезмерно
рациональные подходы к этике дают в итоге искаженные представления о
фактическом моральном принятии решения и поведения. У детей 4-5 лет вообще нет
трудностей в понимании наказания за нравственно неверные действия. Но они часто
не ожидают возникновение моральных чувств вины или раскаяния, а концентрируют
внимание на положительных результатах моральных нарушений (ощущение счастья при
достижении желаемого объекта). Далее уменьшаются приятные ожидания чего-либо
при совершении безнравственных поступков, попытки предвидения чувств не
становятся менее важными для предсказаний моральных действий. Порядок
следования поведения и чувств может быть различным: моральные чувства могут
проявляться после фактического поведения (муки совести после нарушения
моральной нормы), могут быть чувства, вызывающие действия, например, симпатия,
способствующая помощи. Получается, что предупреждающее влияние эмоций имеет
значение в контексте морального действия.
Литература:
1. LePage P., Akar H., Temli Y., Sen D., Hasser N., Ivins
I. Comparing teachers’ views on morality and moral
education, a comparative study in Turkey and the United States // Teaching and
Teacher Education. 2011. Vol. 27. P. 366-375.
2. Krettenauer T., Jia F., Mosleh M. The role of emotion expectancies in
adolescents’ moral decision making // Journal of Experimental Child Psychology.
2011. Vol. 108. P. 358–370.