Хасанов Р.Ф.

Бирская государственнаясоциально-педагогическая академия, РеспубликаБашкортостан, Россия

ПУТИ И СПОСОБЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГЕРОЯ В РОМАНЕ  Н. МУСИНА  «ТАМ ЛЕЖАТ ОСТАНКИ БАТЫРА»

   Большое место в повествовании, в раскрытии характера главного героя в романе Н.Мусина «Там лежат останки батыра» (в русском переводе «Притяжение свободы») [1] занимает несобственно-прямая речь. Данный стилистический прием дает автору возможность достичь непосредственности впечатления от описываемого, большей его достоверности, психологической глубины, передать динамику чувств и мыслей действующих лиц.

Особенно это заметно на примере главного героя – Алдара Исякаева. Многое из происходящего в романе передано через его воспоминания, восприятие и осмысление. Так происходит слияние прошлого и настоящего в сознании героя, оценка былого с высоты времени, с позиций накопленного опыта, общечеловеческих, непреходящих ценностей. Вот один из примеров, характерных в целом для авторской манеры изложения. Мы видим подавленного горем Алдара, возвращающегося из похода против турок с тяжелым грузом – с телом убитого в бою брата Давлетбая. Герой вспоминает бой, в котором погиб его брат, другие обстоятельства тех дней. Еще не раз на протяжении романа он будет мысленно возвращаться к этим трагическим дням. Он пытается и не может найти ответа на вопрос – зачем, ради чего и кого погиб его брат? При этом голоса автора и героя сливаются, их мысли текут в одном русле. Они думают о том, что жизнь человека нелегка от рождения, полна лишений, утрат, страданий, испытаний; к тому же люди сами усугубляют свою жизнь всевозможными войнами, распрями, конфликтами, творят зло, причиняют боль друг другу. «Из-за этого не замечают, как пролетают не только дни, но и годы, а жизнь нам отпущена всего лишь одна» (№ 11, с.7). Так, отталкиваясь от конкретного случая, писатель приходит к обобщениям, к философским размышлениям о месте, роли человека на земле, о человеческих страстях и т.п.

Центральный герой обрисован всесторонне и многопланово. При изображении его внутреннего мира, создании внешнего облика автор умело использует и сочетает различные изобразительно-выразительные средства и композиционные приемы: внутренний монолог, субъективное повествование, художественную деталь, взаимохарактеристику персонажей, авторскую характеристику. Этим достигается художественная, психологическая убедительность, историческая достоверность образов.

Повествовательная структура романа сочетает объективное (авторское) и субъективное (слово героя) повествование. Как правило, в эпических произведениях наиболее распространенным является  рассказ от третьего лица, при котором между временем изображаемого действия  и временем рассказчика существует определенная дистанция, повествование имеет форму прошедшего времени. Наряду с этим встречаются примеры, когда эта дистанция практически исчезает, рассказчик оказывается в том времени, в котором происходят события, то есть повествование обретает форму настоящего времени, что характерно и для анализируемого романа. В нем многие картины исторической действительности даны в субъективном восприятии, пропущены через сознание главного персонажа, окрашены его психологическим состоянием в различные моменты жизни.   Широко использованный прием  НПР способствует передаче мельчайших оттенков его мышления и речи. Читатель словно видит то, о чем рассказывается, достигается эффект присутствия, непосредственности восприятия; повествование о прошлом ведется в настоящем времени.

Не случайно именно Алдар Исякаев стал субъектом повествования, а его образ композиционным центром и сюжетообразующим компонентом произведения. Один из видных людей своего времени, руководитель башкирского  восстания 1705-1711 годов, много повидавший и испытавший на своем веку, он способен трезво оценивать явления жизни. Люди и события, увиденные «вблизи», глазами непосредственного их свидетеля и участника, обретают большую историческую достоверность и убедительность. «Перевоплощение» в героя не сужает поле зрения автора, наоборот, следуя за героем, он расширяет границы, масштабы, географию повествования.

Автор выступает тонким стилистом, демонстрирует умение передавать «чужую речь», воспроизводить иную манеру мышления и чувствования, мастерство психологического анализа. Особенно это заметно в эпизодах, рисующих героя наедине с самим собой, в минуты раздумий о жизни, своей судьбе и судьбе народа, войне и мире и о многом другом, что волнует и тревожит одаренную и талантливую личность.

Порой автор прибегает к приему «воспоминаний» героя, что также является элементом субъективного повествования. Мысленно он возвращается в прошлое, перебирает в памяти своих умерших родных и близких, размышляет о бренности бытия, скоротечности жизни, о своей пропавшей любимой Гильмиязе, дочери Гульемеш. Все это передано тонко и умело, психологически убедительно, эмоционально трогательно и выразительно.

На субъективное повествование в романе указывает и частое употребление в речи героя притяжательных местоимений свой, твой, мой, ваш, наш, что еще сильнее подчеркивает принадлежность рассказа герою. Нередки выражения типа: «моя Гильмияза», «моя дочь», «своя жена», или: «Он возьмет с собой в дорогу Шонкара»; «Иду к незнакомым людям, в чужие страны, поэтому с собой возьму умного, рассудительного Мансура». Иногда повествование прерывает  вопросы, которые ставит перед собой герой. Например, перед поездкой в казахские степи Алдар думает: «Найду ли я там свою Гильмиязу? Узнает ли она меня? Здесь ли  моя дочь?» и т.п.

Конечно, все это не означает, что автор «отстранился» от повествования. Его голос то и дело врывается в текст, он всегда рядом, «за кадром», находится над героем, видит дальше и больше его. Характерный пример. Когда Алдар поехал к наместнику царя Урусову с предложениями о мирном урегулировании возникающих конфликтов между местным населением и представителями власти, автор пишет: «Он (Алдар) не знал, что сыщики сообщали воеводе Бутурлину о каждом его шаге и что последний уже информировал Урусова о том, что тархан Алдар Исякаев будоражит народ, подбивает его на восстание, бунт против власти» (№ 11, с.43).

 Субъективное повествование дает автору возможность решить ряд художественных задач: достигается слияние социального и нравственно-психологического начал, показ социально-исторической реальности через духовный опыт личности; объективность, историческая достоверность повествования; глубокий психологизм в характеристике внутреннего мира героя. Писатель прослеживает, как узловые конфликты и ведущие проблемы того времени отражаются на существовании личности, синтезируются в ее сознании. Под «полнотой бытия» в данном случае понимается причастность человека к болям, тревогам и заботам своего времени. Герой романа – это человек, способный переживать так глубоко и остро, что в движении его чувств и мыслей получают отражение исторические сдвиги, большие человеческие проблемы времени.

Сочетание объективного и субъективного повествования дает возможность более полно воссоздать социально-бытовые особенности изображаемой эпохи, человеческие характеры в их неповторимости и привлекательности. Если авторское повествование воспроизводит колорит исторического времени, тех событий и обстоятельств, в которых живут и действуют герои романа, то при помощи так называемого «персонального повествования», «чужого слова» осуществляется углубленный психологический анализ, рисуется нравственно-психологическая атмосфера времени,   дается характеристика действующих лиц, участников событий.

 Объективное повествование от автора-рассказчика представляет эпоху в некотором отдалении, как уже отошедшую, ставшую историей, подчеркивая дистанцию между временем события и временем читателя. Как правило, здесь повествование обретает историко-хроникальный характер. Мы видим писателя-историка, обогащенного историческим опытом, возвышающегося над героями и событиями, осмысливающего и оценивающего их с философско-публицистических позиций. Через речь героев, НПР происходит непосредственное «вхождение» в эпоху, в духовную сферу личности. При этом «стираются» пространственно-временные границы, хроника событий сменяется детальным изображением психологии, внутреннего состояния героев в тех или иных обстоятельствах. Мы видим Алдара в моменты  смертельной схватки с противником, в ситуациях выбора, в минуты мучительных раздумий о превратностях судьбы, об изменниках родины, о невозможности достичь желанной цели в сложившихся исторических обстоятельствах.

Применяя различные формы повествования, умело сочетая эпический и субъективно-лирический способы изображения,  автор воссоздает объективную картину исторической действительности, добивается психологической глубины и правды характеров, дает представление о богатстве и многообразии явлений действительности путем ее проецирования на внутренний мир героя, отражения его восприятия мира.

 

Литература:

1. Мусин Н.С. Притяжение свободы // Бельские просторы.- 2001.- №№.- 7-11. (Ссылки в тексте даются по этому изданию с указанием номера журнала и страницы).