Секция:
«Философия».
Подсекция:
«Социальная философия».
Ревяков И.С.
Донецкий НИИ судебных экспертиз
Целью данной работы
является соотношение понятий реальности, действительности, мира и виртуальности
через их соотношение друг с другом.
Для того, чтобы
приблизиться к заданной цели, нам необходимо определить эти понятия.
Определенность понятия есть указание на содержание сущности, выраженной данным
понятием. Определенность есть ограниченность. Ограниченность же той или иной
сущности указывает на ее отграниченность от всех прочих сущностей, что дает
возможность ее существования именно в качестве отдельной сущности.
Таким образом, понятие
указывает нам на сущность, а сущность представляет собою отделенность
собственного существования от всех прочих существований. Однако эта
отделенность ни в коей мере не указывает на то, что сущность существует сама по
себе. Существование одной сущности может быть взаимосвязано с существованиями
других сущностей. Но в этом своем существовании сущность все равно оказывается
отделенной ото всех остальных сущностей и, в этом смысле отделенности,
выделенной из ряда всех остальных сущностей. Чтобы пояснить нашу мысль,
проведем аналогию (которая, естественно, «хромает», как и всякая другая
аналогия) между сущностью и государством. Государство отделено и отграничено от
всех прочих государств, но, тем не менее, оно (это государство) взаимосвязано с
другими государствами и сосуществует с ними, оставаясь при этом отдельным
государством.
Отделенность сущности от
всех прочих сущностенй указывает не только на ее выделенность из ряда других
(иных по отношению к ней) сущностей, но и на ее отдаленность от них. Сама по
себе, сущность отдалена от иных сущностей, и это значит, что ее бытие, взятое
само по себе, происходит в-дали от бытия иных сущностей. Такого рода сущность
по отношению к самой себе является сущностью абсолютной, ибо абсолютное, по
словам Г.В.Ф. Гегеля, есть «единство внутреннего и внешнего как первое,
в-себе-сущее единство» [1, с.493].
Первоначальная
отдаленность сущности от всего иного указывает на ее внутренне неразвернутое
вовне единство с самою собой. Развертывание же сущности в собственное бытие
есть движение сущности от себя к себе, познание себя самой через посредство
иных сущностей: то есть сущность перестает быть абсолютной себе самой и
абсолютной самой по себе и становится относительной сущностью для других
сущностей, а через эту относительность – относительной и для себя самой. В
процессе же самопознания, который ведет сущность к абстрагированию от себя
самой (и в этом смысле – к своего рода самоотречению), сущность становится
абсолютной, постигает себя извне как абсолют.
Таким образом, если
первоначально сущность была абсолютной сама по себе, абсолютной-в-себе, то в
результате выхода из-себя во-вне сущность становится абсолютной-из-вне. В своем
фрагменте, озаглавленном «Человек у зеркала», М.М. Бахтин писал: «Не я смотрю изнутри
своими (курсив М.М. Бахтина. – И.Р.) глазами на мир, а я смотрю на себя
глазами мира, чужими глазами; я одержим другим… У меня нет точки зрения на себя
извне, у меня нет подхода к своему собственному внутреннему образу. Из моих
глаз глядят чужие глаза» [2, с.240]. Именно через эту самотстраненность от себя
самой сущность и познает себя, возвращаясь к себе. В этой же связи (по поводу
самопознания сущностью самое себя) вспомним знаменитую сноску к первому тому
«Капитала» К. Маркса: «В некоторых отношениях человек напоминает товар. Так как
он родится без зеркала в руках и не в качестве фихтеанского философа: «Я есмь
я», то человек сначала смотрится, как в зеркало, только в другого человека.
Лишь отнесясь к человеку Павлу как к себе подобному, человек Петр начинает
относиться к самому себе как к человеку. Вместе с тем и Павел как таковой, во
всей его павловской телесности, становится для него формой проявления всего
рода “человек”» [3, с.59].
Таким образом, познавая
сущность через его понятие и через соотнесенность этого понятия с иными
понятиями, с понятиями иных сущностей, познавая сущность, таким образом,
изнутри ее самой, мы приближаемся к истинному истолкованию и пониманию ее.
Столь длинное предисловие
понадобилось нам для того, чтобы
обосновать метод нашей работы, который заключается в определении понятий и их
сопоставлении друг с другом, и, соответственно, их истолковании.
Необходимость именно
такого выбора пути исследования обусловлена прежде всего тем, что в
современном социогуманитарном знании, с одной стороны, очень часто «смешивают»
понятия мира, реальности и действительности, а, с другой стороны, все
явственнее дает о себе знать то, что ныне принято обозначать как «виртуальная
реальность»; но вот то, как соотносятся друг с другом понятия
виртуальности и реальности – до сих пор как следует не выяснено. Разрешению
этих проблем и внесению ясности в разграничение вынесенных нами в заголовок
данной работы понятий и посвящено наше исследование. И начнем мы с определения
и сопоставления мира, реальности и действительности. Определив эти понятия и
прояснив, соответственно, значения сущностей, которые эти понятия собой
выражают, мы перейдем к определению виртуальности и посмотрим на то, как
соотносятся друг с другом виртуальность и реальность.
В качестве
примера приведем работу В.В. Савельевой «Художественный мир и художественный
текст»: художественный мир здесь определяется как: 1) «фантазийно
организованное и структурированное воображением и сознанием сначала автора,
потом читателей представление о художественной реальности, соединяющее в себе
кажущееся жизнеподобие картины мира и рациональные и иррациональные, вероятностные, виртуальные
ее варианты», 2) «альтернативная реальность, которую создает художник. Она
имеет статус духовной, персональной реальности. ХМ (художественный мир, – И.Р.)
определяют по-разному – это новая реальность, иллюзорный мир, «длящееся
сновидение», пересозданная действительность, знаково-семантическая реальность,
имитация жизни, порожденная действительность» [4, с.47].
Отметим, что
во-1-х) представление о реальности и сама реальность не суть одно и то же (из
приведенного определения художественного мира это следует: в первом случае,
художественный мир – это представление о реальности, во втором случае,
художественный мир – это альтернативная реальность), во-2-х) мир не есть
реальность (реальность – это качество мира, но это – не сам мир).
С целью
избежания подобного рода путаницы в употреблении и, соответственно, понимании
терминов «реальность» и «действительность» мы попытаемся сами вывести их
определения.
В словарях
понятия реального и реальности трактуются следующим образом:
1) «РЕА’ЛЬНЫЙ
[<лат. realis
вещественный] – 1) существующий в
действительности, действительный, не воображаемый; 2) осуществимый, выполнимый;
3) практический, соответствующий действительному положению»[5, с.208].
2)
Реальность есть «бытие вещей в его сопоставлении с небытием, а также с др.
(возможным, вероятным и т.п.) формами бытия. В истории философии Р. отличали от
действительности (курсив автора. – И.Р.), т.е. Р. большей частью
трактовалась как бытие ч.-л. существенного в данной вещи, как бытие ее самой, а
действительность понималась как наличие всего существенного и несущественного в
данной вещи» [6, с.406].
3) «РЕАЛЬНОСТЬ (лат. realis - вещественный, действительный) - все
существующее в действительности» [7];
4) «РЕАЛЬНОСТЬ - все сущее; весь мир в многообразии его форм:
- материальный мир, объективно существующий в действительности (объективная
реальность); и
- мир, создаваемый индивидуальным сознанием (субъективная реальность).
лат.Realis – действительный» [8].
Отметим
следующее:
1.
исходя из своего первоначального значения, слово
«реальность» дословно значит «вещественность». Таким образом, реальность есть
качество вещественности.
2.
Все приведенные нами трактовки понятий реального и
реальности обладают противоречиями как внутренними, так и внешними (в
сопоставлении друг с другом):
1)
реальность, с одной стороны, определяется как
существующее в действительности, а с другой – как сама действительность;
2)
реальность определяется как мир, с одной стороны, а с
другой стороны – как бытие.
Очевидно,
что бытие, мир и действительность не суть одно и то же. Это – различные понятия, обозначающие
отличные друг от друга феномены.
Однако,
несмотря на имеющиеся противоречия и исходя из приведенных определений
реального и реальности, мы приходим к выводу о том, что понятие реальности
соотносится с понятием действительности.
Само
слово «действительность» указывает на действие, то есть на сам процесс или на
способность к процессу, его потенциальность (подтверждение чему мы обнаруживаем
в однокоренных словах: «действительность», «действие», «деятельность»,
«действенность», «деяние»). И если то,
что реально – то вещественно, тогда то, что действительно – то действенно. Это
приводит нас к мысли о том, что реальность и действительность – это две
качественные характеристики того, что существует, то есть того, что может быть
обозначено как нечто, но ни ничто.
Попытаемся вывести
определения, отталкиваясь от первоначального значения слов, их обозначающих.
По-латыни,
слово actus значит «поступок, действие,
деяние» [5, с.17]. По-древнегречески, слово energeia значит «действие, деятельность, сила мощь» [5, с.304]. Таким
образом, понятие действительности может быть выражено через понятие
энергийности или понятие актуальности.
Эти
две качественные характеристики отличаются друг от друга тем, что одна
(реальность) есть своего рода «статическая» характеристика (характеристика
качества вещественности чего-то), а вторая (действительность (энергийность,
актуальность)) – «динамическая» характеристика (характеристика качества
действенности).
Таким образом,
употребление слов «реальность» и «действительность» в качестве просто имен
существительных без всяких связанных с ними слов, качества которых они
обозначают, абсолютно бессмысленно. Реальность и действительность не могут быть
сами по себе. Они являются реальность и действительностью чего-либо, например:
реальность и действительность мира.
Словосочетание
«действительность мира» звучит не очень привычно, ибо в современной философской
литературе очень часто говорится о том, что все существующее, например,
находится в действительности. Исходя из этого, мы предлагаем слово
«действительность» заменить словом «актуальность». Естественно, что
словосочетание «актуальность мира» звучит более корректно, чем
«действительность мира».
В
дальнейшем, кроме специально оговоренных случаев, мы и будем употреблять слово
«актуальность» вместо слова «действительность». Это кажется нам более
корректным в контексте употребления слова «реальность». Дело в том, что
«реальность» и «актуальность» - слова одного языкового поля. Если бы мы хотели
использовать, например, русское языковое поле в отношении этих слов, то нам
пришлось бы говорить «вещественность» и «действительность».
Обратимся
теперь к понятию «мир». Этимологически, слово «мир» соотносится с
древнегреческим словом kosmos [9,
с.626], то есть мир обозначает космос, или вселенную.
Реальность
и актуальность качественно характеризуют своего субъекта, указывая на качества
его существования.
Реальность
и актуальность мира указывают на то, что он реально и актуально существует (то
есть вещественно и действенно оформлен, развернут в пространстве и времени), то
есть осуществляет свое бытие реально (вещественно) и актуально (действенно,
энергийно).
Таким
образом, реальность есть онтологическая характеристика субъекта, указывающая
на его материальное присутствие, на вещественную оформленность его собственного
бытия. Реальность и действительность, следовательно, соотносимы (как
качественные характеристики чего-либо) с понятиями пространства и времени, в которых
нечто развертывается и осуществляет собственное бытие.
Выяснив
это, обратимся теперь к понятию виртуальной реальности.
В
истории философии понятие виртуальности встречается уже в средневековой
философии: «Категория "виртуальности" активно разрабатывалась в
контексте разрешения … фундаментальных проблем средневековой философии:
конституирования сложных вещей из простых, энергетической составляющей акта
действия, соотношения потенциального и актуального. Фома Аквинский посредством
категории "виртуальность" осмысливал ситуацию сосуществования (в
иерархии реальностей) души мыслящей, души животной и души растительной:
"Ввиду этого следует признать, что в человеке не присутствует никакой иной
субстанциальной формы, помимо одной только
субстанциальной души, и что последняя, коль скоро она виртуально содержит в
себе душу чувственную и душу вегетативную, равным образом содержит в себе формы
низшего порядка и исполняет самостоятельно и одна все те функции, которые в
иных вещах исполняются менее совершенными формами". [Предположение о том,
что некая реальность способна генерировать иную реальность, закономерности
существования коей будут не сводимы к аналогичным характеристикам порождающей
реальности, выдвигал еще византийский богослов 4 в. Василий Великий. - ]»
[10].
Происхождение
слова «виртуальность» современными учеными трактуется следующим образом: «англ. virtual reality от virtual - фактический, virtue -
добродетель, достоинство; ср. лат. virtus - потенциальный, возможный, доблесть,
энергия, сила, а также мнимый, воображаемый» [10].
Таким
образом, само слово «виртуальность» содержит в себе самом значения, которые
противоречат друг другу: фактичность, возможность и воображаемость.
Если
понятия возможности и воображаемости можно соотнести друг с другом (то, что
воображаемо – то возможно), то фактичность и возможность соотнести в
действительности невозможно (потому что факт предполагает наличие чего-то уже
реально свершившегося, произошедшего, а не того, что может когда-либо
произойти, а может и не произойти вовсе). Это противоречие между фактичностью и
возможностью снимается в понятии воображаемости (факт тоже может быть
воображен). Именно поэтому мы полагаем, что главным качеством виртуальности
является воображаемость, то есть способность к созданию чего-то иллюзорного, в
физической реальности не присутствующего.
Виртуальность,
следовательно, может быть нами определена как возможность появления,
существования и осуществления чего-либо.
С
подобным истолкованием виртуального мы встречаемся уже у кардинала Николая Кузанского,
который в своем трактате «О видении бога» говорит следующее: «Однако если я
захочу увидеть абсолютную силу всех сил, силу-начало, дающую силу всем семенам,
то я должен буду выйти за пределы всякой известной и мыслимой семенной силы и
проникнуть в то незнание, где не остается уже никаких признаков ни силы, ни
крепости семени; там, во мраке, я найду невероятную силу, с которой даже близко
не сравнится никакая мыслимая [представимая] сила. В ней начало, дающее бытие
всякой силе, и семенной, и несеменной. Эта абсолютная и всепревосходящая сила
дает всякой семенной силе способность виртуально (курсив наш. – И.Р.)
свертывать в себе дерево вместе со всем, что требуется для бытия чувственного
дерева и что вытекает из бытия дерева; то есть в ней начало и причина, несущая
в себе свернуто и абсолютно как причина все, что она дает своему следствию»
[11, с.46-47].
Отметим
то, что в современных толковых словарях виртуальная реальность, с одной
стороны, трактуется как нечто «условное, кажущееся» [12, с.132 ], а, с другой
стороны, как нечто «несуществующее, но возможное» [13, с.84].
Исходя из таких
определений виртуальности и виртуальной реальности, мы можем предварительно
определить виртуальную реальность
как реальность воображаемого, но вещественно оформленного (или материально
присутствующего) осуществления потенциально
возможного во всех возможных его проявлениях.
Данное
определение требует некоторых пояснений. Отметим, что потенциальное (возможное)
является таковым только при определенных условиях, при наличии и выполнении
которых нечто является как то, что может
быть, но
еще не есть тем, что оно есть. Таким образом, возможное является таковым только
при определенных актуальных (то есть действительных или энергийных) для этого
момента условий.
Следует
отметить и то, что нечто, которое существует при определенных условиях,
обладает смыслом собственного существования (как минимум, на уровне условий
собственного существования), а это значит, что виртуальная реальность обладает
качеством смыслопорождения, то есть продуцирует новые смыслы, чем, в свою
очередь, провоцирует появление интерпретаций этих смыслов у собственного
реципиента, то есть порождает определенную коммуникацию, оказываясь, в этом
смысле, реальностью информационной и, соответственно, знаковой, то есть
семиотической, а значит, особо характерной и значимой
именно для современного информационного общества.
Литература:
1. Гегель Г.В.Ф. Наука логики. – СПб., 2002.
2. Бахтин М.М. «Человек у зеркала» // Бахтин М.М. Автор и герой: К философским основам гуманитарных наук. – СПб., 2000.
3. Маркс К. Капитал.Т.1. – Л., 1949.
4. Савельева В.В. Художественный мир и художественный текст. – Алматы, 1996.
5.
Краткий словарь иностранных слов / Сост. С.М.
Локшина. – М., 1984.
6. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. – М., 1987.
7. Иванов А.Е. Реальность // Энциклопедия «История философии» - http://slovari.yandex.ru/
8. <Реальность> // Словарь по общественным наукам. Глоссарий.ру -http://slovari.yandex.ru/
9. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. В 4 т. – Т.2. (Е – Муж). – СПб., 1996.
10. Грицанов А.А., Галкин Д.В.,. Карпенко И.Д. Виртуальная реальность // Новейший философский словарь - http://slovari.yandex.ru/art.xml
11. Николай Кузанский. О видении бога // Николай Кузанский. Сочинения в 2-х т. Т.2. – М., 1980.
12. Большой толковый словарь русского языка. / Сост. и гл. ред. С.А. Кузнецов. – СПб., 1998.
13. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. – 4-е изд., дополненное. – М., 1999.