Психология и социология/13. Современные технологии соц. опросов

К. соц. наук Панков А. А.

Одесский национальный университет им И.И.Мечникова, Украина

ПРОБЛЕМА И ВОЗМОЖНОСТИ ЭКУМЕНИЧЕСКОГО ДИАЛОГА В СОВРЕМЕННОЙ УКРАИНЕ

Целый ряд современных социологов религии (таких, например, как Роберт Белла и Ганс Кюнг) отмечали, что нынешний этап развития религии характеризуется стремлением различных религиозных конфессий к экуменическому диалогу. К этому их подталкивает развитие глобальной религиозной ситуации как ситуации множественности сосуществующих и взаимопересекающихся «религиозных миров». В результате этого взаимопересечения и взаимопроникновения образуются относительно новые и потому недостаточно изученные феномены. Такие, например, как полирелигиозность и поликонфессиональность. Но, это – пожалуй, крайняя форма проявления экуменического диалога.  Ближайшим его последствием в глобальном плане стала готовность различных религиозных организаций к бесконфликтному сосуществованию и даже сотрудничеству.

В то же время, следует отметить, что в Украине процесс формирования экуменического диалога проходит крайне неоднозначно и противоречиво. Поэтому, помимо изучения непосредственно особенностей формирования экуменического диалога в современной Украине, необходимо изучение и осмысление сути глубинных, фундаментальных перемен, происходящих в религиозной сфере украинского общества и в жизнедеятельности самого института религии в Украине. Это изучение представляется нам актуальным как с точки зрения теоретических задач (для объяснения противоречивости, неоднозначности и потенциальной конфликтности  этих перемен), так и в прикладных целях, в частности, для предотвращения возможных конфликтов между различными религиозными конфессиями и церковными юрисдикциями.

А ведь едва ли не ежедневно мы можем наблюдать проявления неадекватности государственно-церковной политики как на уровне государства в целом, так и в отдельных регионах. Эта неадекватность проявляется в том, что в условиях современной глобальной плюралистичности и поликонфессиональности, так или иначе, но «захватившей» и Украину, государство и отдельные государственные чиновники и политики отдают приоритет какой- либо одной конфессии (чаще всего - какой-либо церковной юрисдикции в православии). А это, в свою очередь, актуализирует потенциальный межконфессиональный конфликт. Достаточно сказать, например, о том, что  отношение к той или иной православной юрисдикции в нашей стране носит маятниковый характер. В период становления независимого украинского государства явными преимуществами и благосклонностью власти пользовалась вновь образованная Украинская Православная Церковь Киевского Патриархата. После того, как президентом Украины стал Леонид Кучма, сменивший Леонида Кравчука, такими же преимуществами и такой же благосклонностью стала пользоваться Украинская Православная Церковь Московского Патриархата. В настоящее время президентская благосклонность вновь возвращена  Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата.

Следует также отметить, что в ситуации становления новой глобальной религиозной ситуации многие конфессии явно опасаются утратить свою конфессиональную идентичность. Это приводит к возникновению различных религиозных конфликтов. Процесс становления экуменического диалога в Украине усложняется ещё и, во-первых, наличием многочисленных взаимных исторических обид и претензий различных религиозных конфессий, функционирующих в Украине, а, во-вторых, непрекращающимися разговорами на высшем государственном уровне о необходимости создания в Украине единой Поместной Православной Церкви. В настоящий момент ни малейших предпосылок для создания подобной Церкви в Украине нет. Они отсутствуют как раз в силу вышеупомянутых взаимных исторических обид и претензий различных православных юрисдикций. Точно также как и все другие религиозные конфессии, православные юрисдикции опасаются утратить свою идентичность. Это опасение усиливается и перспективой создания в Украине  единой Поместной Православной Церкви. Можно вполне обоснованно говорить о том, что создания подобной Церкви не хотят ни представители религиозной элиты украинских православных церквей, ни большинство прихожан этих церквей. Нельзя не отметить и то, что  эта проблема взаимодействия различных православных церковных юрисдикций и иных религиозных конфессий усугубляется в нашей стране политическими событиями, в которых различные конфессии принимают самое непосредственное участие, весьма чётко и недвусмысленно обозначая свои политические пристрастия.

И, тем не мене, в конфликтной природе экуменического диалога в современной Украине есть возможность для её позитивного разрешения, поскольку в конфликте при определённых условиях «образ врага» может перейти в «образ партнёра». Для осуществления подобного «перехода», разумеется, необходимы определённые усилия со стороны и государственных чиновников, и религиоведов, а также – социологов и психологов, занимающихся изучением религиозной ситуации с точки зрения реальных и потенциально возможных в ней конфликтов, и самих представителей религиозной элиты.

 Примером подобных усилий является, на наш взгляд, создание в Одессе консультативно-координационного совета религиозно-светского согласия при Одесском горсовете, в который входят представители большинства действующих в Одессе религиозных конфессий, а также – религиоведы и социологи. По сути дела при организации консультативно-координационного совета религиозно-светского согласия при Одесском горсовете была использована практика современного менеджмента, используемого в дипломатии, юриспруденции, коммерческой деятельности и иных областях жизни (в частности, в религиозной сфере), когда наблюдается непосредственное столкновение интересов противостоящих сторон и необходимо это столкновение минимизировать и перевести в неконфликтную плоскость.