Музыка и жизнь / 4. Эпохи, стили, жанры
К.иск. Бултбаева А.З.
Институт литературы и
искусства им. М.О.Ауэзова, Казахстан
ОБЩНОСТЬ ЭПИЧЕСКИХ КУЛЬТУР
Эпос как искусство продолжает развиваться
в культуре разных народов на протяжении многих столетий. В эпосе переданы не
просто думы и чаяния народов, но и их нравы, традиции, представления о мире,
Вселенной. Эпос – важнейший источник познания
прошлого народа и основа современного национального самосознания. Общеизвестно,
что народный эпос отражает основные этапы социально-исторического развития
определенного этноса, изменения картины социальной действительности. Но это не
просто летопись и не описательная форма выражения, через эпос передается «дух
времени», «черты эпохи» (А.И.Хадисов). Эпос воспевает борьбу за свободу против
иноземных захватчиков, осуждает социальную несправедливость, воспитывает,
нравоучит и т.д. Смысловая функция эпической песни состоит в обучении,
воспитании, формировании характеров на примере прославленных героев (Цветко
Рихтман).
Но нельзя забывать, что эпос в
первозданном виде не может сохраняться. Не может сохраниться как прозаический
текст, так и музыкальный материал, так как, с течением времени происходила переоценка
ценностей. Если в одно определенное историческое время исполнитель и аудитория
выделяли или заостряли внимание на одних моментах, то уже в другое историческое
время исполнитель того же эпоса выделял другие моменты, которые в данную эпоху,
в данное время являются наиболее весомыми, значительными. Но, несомненно, остов
или иначе говоря косяк определенного произведения остается неизменным. Даже
если взять современное воплощение эпоса, к примеру на оперной сцене, балетной,
театральной, в камерно-симфонических, инструментальных произведениях
современных композиторов. Ведь основой этих произведений остается эпос и
эпичность. К примеру, «Кыз Жибек» и «Ер Таргын» Е.Брусиловского, «Бекет»
А.Зильбера, «Енлик-Кебек» Г.Жубановой, «Алпамыс» Е.Рахмадиева, «Руслан и
Людмила» и «Жизнь за царя» М.Глинки, «Садко» и «Сказание о невидимом граде
Китеже и деве Февронии» Н.Римского-Корсакова, «Князь Игорь» и «Слово о полку
Игореве» А.Бородина, киргизская опера «Айчурек» из эпоса «Манас»,
азербайджанская опера «Кер-оглы» У.Гаджибекова, узбекская опера «Алпомиш и
Ойбарчин», грузинская опера «Тариэль» по эпосу «Витязь в тигровой шкуре» и т.д. Ведь как и любой другой вид фольклорного жанра, эпос
отражает картину мира определенного этноса.
Не смотря на разнообразие эпических культур,
так и или иначе в них прослеживается общность как в прозаическом, так и в
музыкальном плане. Как верно заметил Микушев А.К. [1, 62], «....эпос по природе
своей – творение общечеловеческое. В его создании зачастую
участвовали группы соседних или родственных в языковом отношении народов». Еще
одним подтверждением этой мысли является следующее. Мирзаев Т. [2, 38] в
автореферате диссертации отмечает, что «много сказителей подготовил знаменитый
туркменский сказитель Суяв-бахши. Среди его учеников были туркмены, узбеки,
каракалпаки и т.д.». Таким образом, опираясь на выше сказанное можно
констатировать о влиянии туркменской эпической традиции на каракалпакское, казахское и узбекское
эпическое искусство. Одним из доказательств служит наличие в казахской музыке
туркменских интонаций (II низкая ступень в эпосе «Кыз
Жибек» в исполнении Мухтара Утебаева). То есть, общность
содержательно-тематического, драматургического, типологического проявляется при
проведении аналогии казахского эпоса с эпическими памятниками народов мира. Это
– туркменскими дестанами, русскими былинами, бурятскими
улигерами, узбекскими дестанами, якутскими олонхо, украинскими думами,
калмыкскими джангарами, карельско-эстонскими рунами, финно-угорскими кантеле и
др.
Также можно поднять ряд проблем, которые
присущи всякому сложившемуся эпосу. К примеру, общий для многих тюркоязычных
культур сюжет эпосов: «Козы Корпеш-Баян сулу» (казахский, алтайский,
башкирский....), «Кер-оглы» (казахский, узбекский, азербайджанский, армянский,
каракалпакский, туркменский, таджикский...), «Алпамыс» (казахский, узбекский,
каракалпакский..). Также известны некоторые типологические черты в эпосе многих
народов. Это, классификация эпоса (героический, романический, лирико-бытовой,
исторический); категории, такие, как эпическая среда, эпический стиль, тип
эпического исполнения, эпический мелос, тип интонирования, общие места (блоки),
общие мотивы: (чудесное) рождение героя, поиск невесты, борьба с иноземными
захватчиками, женитьба, любовный треугольник (например, муж на свадьбе
собственной жены – в русском фольклоре, точнее
былинах, и в «Алпамысе»); персонажи – главный герой, его друзья, его враги, друг-животное, представители
других миров, мифологические персонажи, боги (у русских, якутов, греков,
казахов); наличие прозаического текста, эпических школ становления сказителя,
инвариантность, обыгрывание, повторность музыкального материала,
импровизационность, магическое воздействие музыки и слова (индийская рага,
якутское олонхо, казахский жыр и т.д.), поэтическая форма стиха (7-ми сложный,
7-8-ми сложный и 11-ти сложный стих, присущий как казахскому эпосу, так и
азербайджанскому, киргизскому, узбекскому, каракалпакскому, русскому и
греческому).
Еще одной особенностью эпического
искусства многих народов является «мультипликационность» (А.Кунанбаева).
Исследователь имеет ввиду эпос как синкретичный вид искусства, который как
определенная художественная система зародился на фольклорной почве. Так,
например, в казахском эпосе получили широкое претворение такие жанры казахского
фольклора, как песни, плачи, толгау, корису (вид плача, который
исполняется при встрече), естирту (оповещение),
жар-жар (свадебный диалог), жоктау (плачи), айтыс
(поэтическое состязание), каргыс (проклятие), бата (благословение), терис бата (не благословение), даже инструментальный жанр – кюй. В русских былинах – свадебный обряд, плачи, славления, заговоры, протяжные песни и.т.д.
Таким образом, исследование эпической
культуры этносов Евразии показывает общность истоков и единств культурного
поля.
Литература:
1. Микушев А.К. Эпические формы Коми
фольклора. – Ленинград: Наука, 1973.
2. Мирзаев Т. Искусство узбекских народных
сказителей и особенности их эпического репертуара. Автореф. дисс....д.филол.н. – Ташкент, 1986.