Педагогические
науки/2.Проблемы подготовки специалистов
К.п.н. Гаркуша К.Г.
Карагандинский государственный университет
им. академика Е.А. Букетова, Казахстан
Проектные технологии в
организации культурного досуга
Современные
концепции образования в качестве приоритетных выдвигают задачи формирования и
развития личности на основе национальных и общечеловеческих ценностей, достижений
науки и практики [1]. Приобщение человека к достижениям отечественной и мировой
культуры является одной из приоритетных задачи системы образования, решаемой на
всех его уровнях.
Организация
работы по приобщению человека к культуре в процессе досуга является предметом
профессиональной деятельности бакалавра специальности 050906 –
Культурно-досуговая работа.
Государственным
стандартом подготовки бакалавра специальности 050906 – Культурно-досуговая
работа [2] определены виды его будущей профессиональной деятельности, в числе
которых проектно-технологическая деятельность, предусматривающая владение
технологиями разработки творческих проектов в различных сферах культуры.
Подготовка к проектной деятельности будущего организатора
культурного досуга осуществляется в педагогическом процессе вуза, в ходе
изучения дисциплин, предусмотренных Государственным стандартом [2] – «Организация управления и экономика культурно-досуговых
учреждений», «Методическое обеспечение
культурно-досуговой работы», «Педагогика досуга», дисциплин вузовского
компонента – «Методика и режиссура детских и молодежных культурно-досуговых
программ», «Организация шоу-программ» и др.
При этом необходимо констатировать, что в содержании
типовых учебных программ [4] технологии
проектирования культурного досуга не нашли должного отражения и места.
Недостаточно внимания уделено содержанию этапов технологии проектирования в
сфере организации культурного досуга как вида будущей профессиональной
деятельности бакалавра специальности «Культурно-досуговая работа».
Кроме того, своей активизации требует вовлечение студентов
специальности «Культурно-досуговая работа» к участию во внеучебной
деятельности, проектировании и реализации культурно-досуговых
программ [3].
Термин «проектирование» происходит от латинского «projectus» – брошенный вперед.
Проектирование – это процесс создания
прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния;
специфическая деятельность, результатом которой является научно-теоретически и
практически обоснованное определение вариантов прогнозируемого и планового
развития новых процессов и явлений [4].
Свое специфическое проявление проектирование находит в
культурно-досуговой сфере, где оно понимается как процесс разработки проектных
решений, начиная от идеи разработки социо-культурного проекта до его
воплощения, реализации в виде готового продукта культурного назначения,
изделия, интеллектуального продукта, культурно-досуговой программы.
Проектирование позволяет обеспечить осуществление управляемости и
регулируемости данного процесса.
Первый этап
проектирования культурно-досуговой программы – диагностический. Его содержание заключается в диагностике (от греч.
diagnostikos – способный распознавать) социокультурной
ситуации; накоплении, обработке, анализе информации; выявлении наиболее актуальных
и типичных проблем, на решение которых будет направлена проектируемая
программа. На данном этапе изучается специфика и культурный потенциал
среды; выявляются возрастные, социально-демографические особенности ее
субъектов; анализируется содержание и способы деятельности субъектов данной
среды; выявляются наиболее типичные проблемы (социально-культурные
проблемы, характерные для художественной жизни, культурно-исторического
наследия, экологической среды обитания и пр.;
личностные проблемы, характеризующие социально-психологическую,
духовно-нравственную, профессиональную и др. стороны жизни субъектов данной
культурной среды).
Полученную
информацию целесообразно формировать по следующим разделам: характеристика
социальных и культурных особенностей диагностируемого объекта – региона,
организации, учреждения, коллектива и т.п. (ответ на вопрос «где?» будет реализован проект); характеристика
материально-технической базы объекта – фонда помещений, залов, звуковой
аппаратуры, компьютерного оборудования, сценических костюмов и т.п. (ответ на
вопрос «что имеется?» для реализации
проекта); характеристика квалификационно-творческого потенциала его субъектов,
специалистов, способных осуществить проект (ответ на вопрос «кто?» будет реализовывать проект); характеристика
социально-демографических, творческих особенностей потенциальной аудитории
проектируемой программы (ответ на вопрос «для
кого?» разрабатывается проект).
Выявленные
проблемы и ресурсы определяют приоритетные сферы культурно-досугового
проектирования и характер программ.
Второй этап – нормативно-прогнозный – предполагает
предвидение, вероятностные суждения о состоянии ситуации в будущем,
перспективах ее развития в соответствии с нормативными требованиями при условии
реализации предлагаемого культурно-досугового проекта.
Третий этап
– концептуальный. Его суть
заключается в разработке целостной концепции, замысла проекта, сферы проектирования,
определении перспективных целей, приоритетных задач, связанных с решением
основного круга проблем в результате реализации культурно-досугового проекта.
Четвертый этап
– проектно-планирующий – призван осуществить
переход от общей концепции проекта к плану реализации культурно-досугового проекта
с определением плановых мероприятий, сроков их реализации, ответственных лиц и
исполнителей. На данном этапе выбирается организационный комитет по подготовке
и реализации проекта, разрабатывается и утверждается планово-проектная
документация.
Пятый этап
– исполнительско-внедренческий –
предусматривает создание условий и организационных структур, обеспечивающих
реализацию проекта, программы (материально-техническая база, ресурсы, финансы, кадры,
информационное обеспечение). На этом этапе
разрабатываются документы, регулирующие и конкретизирующие действия по
реализации проекта – положения, сценарии и пр.
Шестой этап
– контрольно-коррекционный, на
котором обобщаются и анализируются промежуточные результаты реализации культурно-досугового
проекта в целом и отдельных его пунктов (мероприятий), учитывается их социально-культурная
эффективность, производятся соответствующие корректирующие действия.
Результаты работы по каждому из этапов
находят отражение в разработанном проекте, в структуре которого отражены
название и авторы проекта, сфера проектирования, аудитория, цель, задачи, форма
реализации проекта, содержание проекта, сумма затрат и источники
финансирования, ожидаемые результаты.
Вводная часть
– паспорт – отражает атрибуты
заказчика и исполнителя культурно-досугового проекта, фамилии разработчиков,
консультантов, рецензентов, сроки проектирования.
Первый раздел
– сфера проектирования – включает
характеристику проблем, сложившиеся
противоречия, недостатки, сложности в той или иной сфере культурной
жизни, на решение которых направлен данный культурно-досуговый проект;
определяет приоритетные направления и виды социально-культурной деятельности
(дает ответ на вопрос «почему необходима разработка данного проекта?»).
Второй раздел
– аудитория проекта – дает
характеристику категории или социальной группы, которой адресована программа,
включает социально-демографические характеристики, образ жизни типичного
представителя группы, его положение в обществе, круг интересов и др. (ответ на
вопрос «для кого разрабатывается проект?»).
Между первым и вторым разделом
проекта существует не только прямая, но и обратная связь. В частности, специфические
социально-культурные проблемы аудитории могут уточнить приоритетные области
проектирования и существенно скорректировать содержательную часть проекта.
Третий раздел
– цели и задачи проекта –
раскрывает цели как желаемое состояние конкретной ситуации,
которого необходимо достичь в результате реализации проекта, и задачи – более
конкретные шаги, которые в содержательной части проекта можно решить
соответствующими мероприятиями (дает ответ на вопрос «зачем разрабатывается
проект?»).
Четвертый раздел – форма реализации проекта.
В зависимости от замысла проекта, содержания деятельности и имеющихся ресурсов,
формой реализации проекта может быть: создание социально-культурного центра,
общественного объединения, фонда, клуба; отдельное мероприятие или цикл
мероприятий (диспутов, дискуссий, конференций, аукционов), акций (политических,
экологических и т.д.), конкурсная программа, фестиваль и др. (дает ответ на
вопрос «что представляет собой проект?»).
Пятый раздел
– содержание проекта – представляет
собой характеристику следующих элементов: направления и содержание
деятельности, база реализации, исполнители и соисполнители, сроки реализации
(ответ на вопрос «как?» может быть реализован проект).
Шестой раздел
– сумма затрат и источники финансирования.
В данном разделе предоставляется смета расходов, распределение финансовых
затрат с указанием источников и доли бюджетного и внебюджетного финансирования
тех или иных разделов проекта.
Седьмой раздел
– ожидаемые результаты. В данном
разделе необходимо отразить результаты, которых предполагается достичь.
Ожидаемые результаты должны находиться в преемственности с целью проекта.
В целом, проектная
деятельность в культурно-досуговой сфере относится к разряду инновационной,
творческой деятельности, т.к. она предполагает преобразование реальности,
строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать,
освоить и усовершенствовать.
Литература:
1.Закон Республики Казахстан
«Об образовании» от 27 июля 2007 года №
319-III. – Астана, 2007. – 45 с.
2. Государственный общеобязательный
стандарт образования Республики Казахстан. Образование высшее профессиональное.
Бакалавриат. Специальность 050906 – Культурно-досуговая
работа. – Астана: Министерство образования и науки Республики Казахстан, 2006.
3. Программа воспитательной работы в
Карагандинском государственном университете имени академика Е.А. Букетова на
2009-2011 годы / Сост. Е.К. Кубеев,
Р.М. Жумашев, С.К. Кентбеков,
К.Г. Гаркуша, А.С. Артакшинова. – Караганды: Изд-во КарГУ, 2008. – 57 с.
4. Визуальный словарь. – http://vslovar.org.ru/.
5. Марков А.П., Бирженюк Г.М. Основы
социокультурного проектирования: Учебное пособие. – Санкт-Петербург, 1997. –
262 с.