ХУДОЖЕСТВЕННО - ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВО ПОЭТИЧЕСКОГО ЯЗЫКА
Негимов С.
Казахстан. Астана. д.ф.н.,
профессор Евразийского национального
университета
им. Л.Гумилева
В
данной статье рассматриваются эволюция художественно - изобразительных средств
поэтического языка индивидуальной казахской акынской поэзии на примерах поэзии
Ж.Жабаева, Н.Байганина, К.Азербаева и современного айтыса.
В
поэзии Жамбула можно встретить различные приемы передачи поэтической мысли
путем сравнения, тонкой иронии, юмора, намека. Примечательно, что при
художественном, образном, ассоциативном, историко-филологическом исследовании
можно выделить три основных аспекта творчества Жабаева: 1) традиционное
образное видение в историко-литературном контексте; 2) живописности,
эстетичности и образности в стиле народной поэзии; 3) индивидуальные новшества
в импровизаторском искусстве. В
статье рассматриваются дастаны и устно-поэтические произведения Ж.Жабаева,
подвергаются анализу художественные построения лиро-эпических поэм.
В
лексике поэта изобилуют поэтические образы, понятия такие как Венера, звезда,
алмаз, сапфир, соловей, беркут, буревестник,
сокол, жар-птица, подснежник, тулпар (сказочный
конь) и другие.
Жабаев
умело используя фонологические особенности и богатство родного языка, существенно
обогатил акынскую поэзию. В творчестве Жамбула Жабаева особое место занимает
поэзия посвященная Великой отечественной войне, наряду с грустью опаленных лет
несут в себе суровую и историческую правду№ Автор в своих поэмах и стихах
акцентирует такие понятия как Родина, Народ, Защитник, Молодежь.
Поэзия
Жамбула, тесно переплетающаяся с истоками народной поэзии в полной мере
отражает историю родного края, народа и его культуры. Основные критерии поэзии
– это высокая образность, живописность и изобразительность. Эти поэтические
элементы можно проследить и в поэзии Нурпеиса Байганина.
Байганин
будучи поэтом-импровизатором, глубоким знатоком народной поэзии по мере
возможности использовал широкий спектр поэтических понятий, и категорий и
приемов. К примеру, такие как аллегоризация, ассонанс, гиперболу, образность,
иллюстративность, пейзажность и другие элементы поэтической речи. Н.Байганин
свою поэтическую мысль передает в возвышенных или эмоционально-экспрессивных,
чувственных тонах посредством сравнений. К примеру возьмем фантастические
описание озера Татти в поэме «Карасай-Кази»: тут там как бревна. Лягушки как
верблюды. Ширина водяных лепестков, Как мужские чапаны. (подстр. пер.)
Глубокое
знание народной жизни, родной природы, расширили поэтическое мышление
поэта-импровизатора. Как известно, поэтические строки сильнее и величественнее
тогда, когда поэт использует в них метафору. Умело найденное метафорическое
выражение – лучше раскрывает поэтический образ. В поэмах Байганина такие понятия
как сверкающая звезда, золотая луна, ветвистые рога, быстрокрылые беркуты,
обретают особый смысл.
Н.Байганин в своих дастанах «Нарыз» и
«Аккенже» описывая 1)образы героев, 2) одеяние героев, 3) стать и быстроту коня
посредством тонкости поэтического языка, создает неповторимый поэтический мир.
В
творчестве Кенена Азербаева одного из ярких представителей народного,
устно-поэтического искусства тесно переплелись мастерство поэта-импровизатора,
импровизатора и сказителя. Наряду с виртуозной игрой на домбре
поэт-импровизатор в совершенстве владел поэтической речью обогатив ее богатыми
россыпями родного языка.
К.
Азербаев при решении творческих задач часто прибегает к художественному
сравнению. К примеру он подвергал сатире легкомысленных, безответственных
людей, называет их бестолково кричащими чибисами и стрекозами, никчемным
подсолнухом. В своих поэтических строках на смерть академика Ныгмета
Сауранбаева, он образным словом передает настоящее горе: Сражен как осенним
ветром, Погиб как от пули белая лебедь в озере.
Говоря
о знании и красоте К.Азербаев пишет «ученый человек бывает скромным» и только
«полновесные колосья склоняются», «лучше ума с зернышко, чем рост с дерево».
К.Азербаев
также широко использует слова с переносным значением. К примеру при описании
поезда: Горло – огонь, пища вода у нашего тулпара. От его сигнала горе
содрогается, земля дрожит.
В
поэтическом состязании К.Азербаева с Шашубаем, встречаетя словосочетание
«душа-сокол». Чтобы понять природу этого словосочетания рассмотрим контекст:
Как житье – бытье, Шашеке? Мой талантливый старший брат по перу. Эх, и старость
подошла, Завершается жизнь. Но, зовущая от мечты к мечте, Трепеша, бьет
крыльями душа-сокол.
В
этом словосочетании слово «сокол» можно отнести к эпитету, чем к сравнению. Если быть точнее, то это
метафорический эпитет. Слово «сокол» включает понятие быстроты, оптимизма и
силы. Наряду с этим понятием в народной поэзии встречаются и такие строки
«Подобная ясному соколу моя душа, страдаешь непомерно от никчемного лука».
Здесь образ сокола связан с образом молодой красивой и нежной замужней женщины.
Или такие строки из казахского героического эпоса «Богатырь Таргын» -
«надувшись как беркут, всклокоченный как сокол» и в эпосе «Кобыланды
батыр» - «стремительный как сокол, с мрачным видом, как грозовая туча идет
враг» - отражает противоположные качества сокола.
Поэт
- импровизатор опираясь на богатые народные традиции в полной мере в своих
произведениях использует ассоциативные словосочетания такие как «душа-сокол», «огонь-пламя»,
«Родина-крепость», «песня-мелодия», «язык-помощник», «знание-хлеб насущный»,
которые как правило, усиливают эмоциональную сторону, художественность и
эстетичность произведения.