Философия / Социальная философия
Мушич-Громыко
Айвика Владимировна
Новосибирский
государственный университет экономики и управления, Россия
Структурализм, «Философия жизни»,
герменевтика и психоанализ
как важнейшие направления современной философии
В 20-е годы XX века появилось новое научное направление в
гуманитарном знании, которое позже получило различные идеологические и
философские интерпретации. Структурализм – это общее название нескольких
направлений в социокультурном знании XX века, связанных с выявлением
структуры, т.е. совокупности отношений между элементами целого,
детерминированных взаимодействием всех элементов между собой. Основные
представители структурализма: К. Леви-Стросс, М. Фуко, Ж. Деррида,
Ж. Лакан.
Характерной чертой структурализма явилось
то, что «в противоположность субъективистки ориентированной философии
экзистенциализма, открыто противопоставлявшей себя науке и научному методу,
структурализм выступил под лозунгом объективности и научной строгости, и был
воспринят многими как современное мировоззрение, соответствующее эпохе
научно-технической революции» [1,с.540].
Поскольку структурализм (особенно во
Франции) фактически занял место неопозитивизма, то зачастую весь структурализм
считают модификацией позитивизма, что не совсем верно.
Внутренним стержнем структурализма стало
его обращение к процессам деятельности, что дает нам полное право понимать
структурализм как конкретный метод исследования. Деятельность здесь понимается
как опосредованность общения участников с помощью знаковых систем, прежде всего
естественного языка, а также первобытных социальных и культурных структур (на
уровне реконструкции архаического материала).
Применение метода системно-образного
анализа конкретными науками дало положительные результаты. Например, в
лингвистике с помощью этого метода были решены задачи, связанные с описанием
бесписьменных языков.
В 60-е годы XX века не только изучается и используется
системно-структурный метод, но и сам структурализм возводится в ранг
философской системы и развёрнутой теории. Такой процесс определяется
потребностями развития науки и практики. Например, характерной чертой
социальных концепций структурализма является исследование различных форм
общественного сознания, как определяющих социальные структуры в целом.
Структуралисты – (условные философы) –
поставили целый ряд интереснейших проблем: возникновение и развитие языка,
мифологии, религии, культуры и их влияние на социальные структуры; взаимосвязей
психического и социального; структуры личности и её самосознания. Философия
структурализма, развиваясь в своем начале, как мы отметили, в русле
позитивизма, обрела со временем вполне самостоятельный характер.
Философия XX века представлена всплеском интереса к проблематике
иррационального. Философский иррационализм XX века представлен «Философией жизни» (Ф. Ницше,
В. Дильтей, Г. Зиммель, А. Бергсон), психоаналитической
философией (З. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер, К. Хорни, Э. Фромм),
экзистенциализмом.
«Философия жизни» обозначает некоторую
систему представлений о смысле и ценности жизни, ставит социально-этические,
ценностные вопросы в центр своего внимания и по-своему отвечает на них. Представители
«Философии жизни», согласно своим воззрениям, само понятие жизни понимают
по-разному: как биологическое явление («воля к власти»), космологическое
(«жизненный порыв»), культурно-историческое (поток культурно-исторических
обусловленных переживаний). В зависимости от этого можно выделить следующие
направления: биолого-натуралистическое (Ф. Ницше, Л. Клагесе), космологическое
(А. Бергсон), культурно-историческое (В. Дильтей, Г. Зиммель, А. Шопенгауэр).
Еще одним важнейшим философским
направлением является герменевтика – направление, которое исследует теорию и
практику истолкования, интерпретации, понимания. Своё название «герменевтика»
получила от имени греческого бога Гермеса, который был посредником между богами
и людьми – истолковывал волю богов людям и доносил пожелания людей богам.
Главная идея герменевтики состоит в том, что, «существовать – значит быть
понятным». Предметом исследования, как правило, является текст.
Среди достаточного числа специальных
понятий герменевтики, выделяют два фундаментальных: «герменевтический
треугольник»; «герменевтический круг».
Сами философские идеи герменевтики
восходят к средневековой схоластике, когда в этот период теологи-схоласты
занимались «расшифровкой» смысла божественных идей, заключенных в текстах
Библии. К числу философов-герменевтиков можно отнести Ф. Шлейермахера, Г. Гадамера,
П. Рикёра.
Согласно Ф. Шлейермахеру при
толковании текста возможны два метода – грамматический и психологический. С
помощью первого выявляется «дух языка», с помощью второго – «дух автора». Герменевтика
(толкование текста) имеет смысл при родственности душ автора и читателя. Если
автор слишком далёк от читателя, текст никогда не будет понят до конца при всех
усилиях герменевтики, однако при исходном сходстве автора и читателя в тексте
не остается скрытого смысла, и он не будет нуждаться в толковании.
Сообразно своим представлениям,
герменевтика предлагает два пути осуществления понимания: – через дивинации
(искусственное «вшивание» в душу автора текста); – через сравнение
(сопоставление фактов, других данных).
Понимание через совокупность этих путей
достигается тогда, когда дивинация чередуется со сравнением и наоборот. Когда
читатель окончательно поймет и логику языка и душу автора, текст будет
полностью понят.
Ещё одним важнейшим направлением современной
философии является психоанализ (психоаналитическая философия).
Основателем её считается З. Фрейд,
который обратился к исследованию явлений бессознательного, рассмотрению природы
этих явлений и форм проявления.
Ключевой для психоаналитической философии
Фрейда становится идея о том, что поведением людей управляют иррациональные
психические силы, а не законы общего развития.
Фрейд вводит новое понятие «либидо». В
своих последних работах это понятие он распространяет не только на сексуальное
влечение, но на всю сферу человеческой любви, в том числе дружбу, родительскую
любовь и т.д.
Заслуга Фрейда состоит в том, что он
открывает огромную роль инстинктов в жизни человека. Он выделяет два основных
вида инстинктов – «эрос» и «танатос».
Причем эти инстинкты взаимосвязаны и косвенно борются между собой.
Изучая психику человека, Фрейд приходит к
её трехуровневому членению: «Оно» – мир бессознательного, где хранятся
вытесненные желания человека; «Оно» – как посредник между всеми компонентами
психики; «Я» – сознание человека; «сверх-Я» – «внешняя цензура»: законы,
запреты, мораль, культура, традиции и т.д. Это – предсознательный уровень.
Бессознательный уровень подавляется
человеком, но иногда он прорывается на поверхность бытия в форме сновидений, в
оговорках, сносках, непроизвольных движениях и т.д.
Фрейд вводит также понятие «сублимация»
(превращение). При этом он утверждает, что половой энергией можно управлять с
помощью сублимации, т.е. превращать сексуальную энергию в творческую.
Другой представитель психоаналитической
философии, А. Адлер выдвинул концепцию, согласно которой в основе
«великих» действий человека, гиперактивности, сверхстремлений лежит вытесненный
комплекс неполноценности, который человек желает компенсировать, добиваясь
успехов в бизнесе, политики, науке, искусстве, личной жизни. Стремясь
преодолеть комплекс неполноценности и самоутвердиться среди людей, человек
актуализирует свой творческий потенциал. Адлер называет это
«сверхкомпенсацией».
К. Юнг положил начало
трансперсональной психологии, которая рассматривает человека как космическое и
духовное существо, неразрывно связанное со всем человечеством и Вселенной,
обладающее возможностью доступа к общемировому информационному полю. Юнг ещё в
30-40-е годы XX века пришел к выводу, что в
психике человека помимо сознания и индивидуального бессознательного компонента
существует и коллективное, расовое бессознательное, общее для всего
человечества. К. Юнг считал коллективное бессознательное творческим
принципом, связывающим человека со всем человечеством; с природой, с космосом и
Вселенной. Философ выдвинул теорию архетипов, согласно которой коллективное
бессознательное как общая душа, представляет собой совокупность архетипов.
Архетип – это род универсальных образцов,
своего рода высших истин, в которых «зашифрована» история человечества, которая
передается по наследству вместе со структурой мозга. Задача человека – «расшифровать» архетипы, понять
их смысл, а через них себя и окружающую действительность.
Э. Фромм поставил проблему
противоречивости человеческого существования. Основными противоречиями философ
считал следующие: между патриархатом и матриархатом; гуманистическим и
авторитарным сознанием; властью и подчинением; личным бытием и историческим
бытием; стремлением к обладанию и «просто бытием»; между «свободой от» и
«свободой для» – негативной и позитивной свободой.
Цель человека, по мнению Э. Фромма –
решить эти противоречия с помощью культивирования всеобщей любви.
Общим выводом можно заключить, что
психоаналитическая философия ориентирована на изучение человека не извне, а
изнутри, с позиций выявления внутренних детерминант развертывания человеческой
деятельности. При этом внешний мир подается в психоанализе с учётом его
психологической зависимости.
В целом же, завершая наше тезисное описание
некоторых ведущих направлений современной философии, укажем на наш взгляд,
главное – философия XX века живёт и действует в совершенно ином мире по
сравнению с тем миром, в котором выдвигала и защищала свои идеи и принципы
классическая философия. Основная идея современной философии состоит в том, что
она видит своей задачей указать и обосновать для человека единственно
продуктивный путь изменения – изменение человеком самого себя, внутреннее
освобождение от плена стандартов, стереотипов и пустот мышления, избавление от
стадной морали.
Поэтому описанные нами школы и
направления, несмотря на всё их различие, объединяет неклассическое всеобщее –
идея о том, что каждый человек способен поддерживать существование мира своими
усилиями быть умным, развитым, собственными силами сохраняя в себе человеческий
облик.
Литература
1.
Современная буржуазная
философия. Учебное пособие / Под ред. А.С. Богомолова, Ю.К. Мельвиля, И.С.
Нарского. – М. : Высшая школа. – 1978.