И.А. Силаева

 

Н.Н. Оглоблин как исследователь «знамен» сибирских инородцев

XVII века

 

            Известный русский историк и археограф Н.Н. Оглоблин, изучая документы Сибирского приказа, заинтересовался бытом инородцев Азиатской России XVII века. Так, исследователем было обнаружено 105 знамен, принадлежащих остякам, татарам, охотским тунгусам, качинцам, аринцам, яринцам и якутам. Знамена были выявлены Н.Н. Оглоблиным по Березовскому, Сургутскому, Нарымскому, Енисейскому, Туринскому, Красноярскому, Якутскому, Охотскому уездам. Знамена инородцев, по указанию Н.Н. Оглоблина, использовали воеводы и служилые люди для подтверждения сведений по сыскам, целью которых было выяснение причин недобора ясака. На дошедших до нас документах сохранились рукоприкладства инородцев в виде определенных фигур и знаков.

Эти рукоприкладства Н.Н. Оглоблин и называет «знаменами». Свои знамена имели все взрослые инородцы и пользовались им при необходимости. Ученый считает знамена сибирских инородцев родственными фамильным печатям, гербам или тамгам монгольских племен. Н.Н. Оглоблиным отмечается, что знамена по желанию владельца могли меняться.

         С точки зрения исследователя, знамена инородцев, больше напоминающие детские рисунки, отражали в некотором смысле и миросозерцание населения.[1]

         По определению Н.Н. Оглоблина, знамена сибирских инородцев запечатлев, в большинстве случаев животных, растения и предметы домашней обстановки.[2] Ученый констатирует, что часто знамена изображались одинаково разными инородцами, а это свидетельство известной  распространенности данных изображений на документах. Среди таких изображений Н.Н. Оглоблин выделяет фигуры оленей и лошадей. Фигуры соболей, лисиц и выдр также часто встречались в документах, но при этом инородцы, обозначая данными символами «мягкую рухлядь», представляли их довольно различно.

        По словам исследователя, некоторые рисунки абсолютно не соответствовали обрисовываемому животному. Так, бобров и медведей, по свидетельству Н.Н. Оглоблина, можно было определить только по надписям. Интересно, что туринские татары наиболее  подробно прорисовывали детали изображений. Нарисованные же березовскими остяками рыбы и лягушки явно не соответствовали изображаемому животному. Что касается змей, то остяки, жившие возле Березова, рисовали данные фигуры близко к действительности. [3]

         Н.Н. Оглоблин писал, что сургутские остяки рисовали птиц с большей достоверностью. Остальные инородцы, в оценке ученого, изображали различные предметы, мало сходными с птицами, как и растительный мир. Так, сохранились изображения деревьев, например, елей, непохожие на действительные предметы.

         По наблюдению Н.Н. Оглоблина, знаки, изображающие человеческие фигуры, встречались на челобитных якутов,  тунгусов и нарымских остяков. К редким Н.Н. Оглоблин относит изображение человека верхом на коне. Ученый отмечает, что всадник нарисован на коне стоя. [4]

         Нарымскими инородцами оставлено изображение человека в платье. Н.Н. Оглоблину данное изображение напомнило самоеда  в меховом платье.

         Сохранились и знамена инородцев, передающие их религиозные воззрения. Такими были изображения «шайтанской рожи» и «шайтанского носа». Часто встречались в документах,  оставшихся от инородцев, знаки свастики, которые ученый причисляет к буддийским крестам. Иногда, по свидетельству ученого, свастика рисовалась с крючками вместо загнутых углов. [5]

         Изображение остяками огня сопровождалось подписями «скобелька», «скобленица», «скребелька», скребеница». По предположению Н.Н. Оглоблина, огонь добывался остяками с помощью специального предмета и трения об кусок дерева. Огонь инородцы считали предметом божественного происхождения. К религиозным изображениям инородцев исследователь относит символы солнца и месяца.

         Сохранились и рисунки сибирских инородцев, отражающие их жизнь и быт. К таким знаменам Н.Н. Оглоблин относит принадлежавшие енисейским остякам и красноярским татарам рисунки юрт, совершенно не похожих на изображаемые жилища.

         Часто сибирскими инородцами изображались и хозяйственные предметы, например, котел, пешня, костыль, лопатка, топор, посох, долото и плети (в документах туринских и красноярских татар). По указанию Н.Н. Оглоблина, до нас дошли и изображения лодок, но отдаленно их напоминающие. Весла же, наоборот, с точки зрения Н.Н. Оглоблина, изображены были правдоподобно.[6]

         Н.Н. Оглоблиным отмечены и изображения военных и охотничьих принадлежностей  – луков, стрел, сабель, чеканов, острогов и копья. Данные рисунки сохранились от красноярских и туринских татар. Березовские остяки оставили два рисунка знамени. Изображения были подтверждены подписями: «знамя Абоково» и «знамя Асиково».

         Ученый отмечает, что знамена оставлялись инородцами на документах. Подьячие и другие служилые лица подтверждали эти знамена своими записями. Так, например, сохранилась запись «князек Васька Лихачев по своей вере знамя приложил – тетерю». Свои изображения, как показывает Н.Н. Оглоблин, инородцы не меняли годами, иногда даже оставляя один и тот же рисунок на всю жизнь. Это подтверждается челобитными от 1646 и 1654 гг. с оставленными на них изображениями  тетери.

         Красноярскими татарами были оставлены знамена, характеризующие улусные и волостные принадлежности.[7] К примеру, как свидетельствует Н.Н. Оглоблин, сохранились следующие изображения: «знамя Булуково с улусом», «знамя стрелы – Япанчины волости», «волостное знамя Салымской волости – соболь», «знамя Кытынбак улусов – орел», «знамя Ленпульской волости – ель». [8]

         Знамена инородцев часто встречались на поступающих в Сибирский приказ челобитных ясачных людей.[9] Немного реже, как отмечает исследователь, знамена попадаются в документах по сыскам. Так, в сыскном деле 1628 – 1632 гг. Н.Н. Оглоблину довелось увидеть знамена о переписи «вотчин» остяцких князей Михаила и Лобана Алачевых. «Обыскное» дело содержало множество знамен инородцев, подтверждающих подлинность сведений об ясачных людях алачевских вотчин в Березовском и Сургутском уездах.[10] Дело содержало и 16 сказок остяков, каждая из которых была скреплена знаменами. Всего на листах дела сохранилось около 300 знамен. Н.Н. Оглоблину из знамен «алачевского» сыска показались интересными 83. [11] Н.Н. Оглоблин отмечает тот факт, что среди этих знамен не было ни одного в виде человеческой фигуры. [12]

Некоторые знамена из «сыска» Березовского уезда 1640 г. сопровождались надписями. Среди знамен этого уезда встречаются те же, что были зафиксированы в «алачевском» деле. [13] В данном сыске часто встречались религиозные знамена остяков («шайтанова рожа», солнце, луна, месяц, кресты). [14]

Н.Н. Оглоблиным приводится в пример челобитная 1635 г. остяков Нарымского уезда об облегчении ямской повинности. Данная челобитная содержит 12 знамен, среди которых были две в виде фигур человека и сопровождались подписями князца Парабельской волости Алгира и князца Тогурской волости.

По свидетельству Н.Н. Оглоблина, остяки после охоты могли оставлять на руках рубцы в память о бое со зверями. Четыре рисунка с пояснениями в виде таких рубцов были оставлены  в «березовском сыске» 1642 г.[15] Исследователь приходит к выводу, что инородцы при выборе знамени основывались на собственном опыте, ориентировались на важные для них жизненные ситуации.

Н.Н. Оглоблиным показано, что практически не существовало племени инородцев, у которого не было бы знамен. Подтверждением тому являлась челобитная 1641 г. князцов красноярских подгородних ясачных татар. По свидетельству Н.Н. Оглоблина, привезший в Москву челобитную воевода сообщает об отсутствии у этих татар традиции ставить знамена на документах. [16]

Ю.Б. Симченко подтверждает выводы Н.Н. Оглоблина о принадлежности тамг тем или иным народам (хантам, селькупам, кетам, обским уграм) и символичности знамен как родовых печатей и гербов (Ю.Б. Симчеко рассмотрел все 190 знамен, описанных Н.Н. Оглоблиным).[17]

По заключению Ю.Б. Симченко, Н.Н. Оглоблиным, однако, не был проведен территориальный анализ знамен, выявляющий особенности знаков определенных групп населения, и не определена взаимосвязь знамен с теми или иными документами и их историей. Так, Ю.Б. Симченко известны личные знамена, сакральные знаки и родовые знамена тотемического происхождения, которые Н.Н. Оглоблин обошел вниманием.

Ю.Б. Симченко признал неверными суждения Н.Н. Оглоблина об отсутствии закономерностей в возникновении  остяцких знамен, - суждения, проникшие в более позднюю этнографическую и историческую литературу. Ю.Б. Симченко указывает и на описательный характер работ Н.Н. Оглоблина об остяцких знаменах. [18]

         Изученные Н.Н. Оглоблиным 190 знамен сибирских инородцев отражают быт, религиозные представления, а также личные предпочтения и локальные особенности сибиряков XVII  века. Как отмечалось ученым, малочисленное русское население Сибири той поры было тесно взаимосвязано с инородческими племенами, их культура, быт и история переплетались.[19]

 



[1] Оглоблин Н.Н. Остяцкие «знамена» XVII века // Исторический вестник. СПб., 1889. Т. 38. С. 136.

[2] Оглоблин Н.Н. Знамена сибирских инородцев XVII века // Записки Уральского общества любителей естествознания. Екатеринбург, 1891 – 1892. Том XIII. Вып. 1. С. 1.

[3] Там же. С. 2.

[4] Там же. С. 3.

[5] Там же. С. 4.

[6] Там же. С. 5.

[7] Там же. С. 6.

[8] Там же. С. 7.

[9] Оглоблин Н.Н. Остяцкие «знамена»…  С. 136.

[10] Там же.  С. 137.

[11] Там же. С. 138.

[12] Там же.  С. 148.

[13] Там же. С. 138.

[14] Там же. С. 146-147.

[15] Там же. С. 148.

[16] Там же. С. 149.

[17] Симченко Ю.Б. Тамги народов Сибири XVII века. М., 1965. С. 11.

[18] Там же. С. 70, 71.

[19] Оглоблин Н.Н. Остяцкие «знамена»…  С. 135.