ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЬСКОЙ ОПЕКИ НА

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

Т.Н.Жундыбаева, кандидат педагогических наук, старший преподаватель КазНПУ им Абая

Ведущие ученые психологи-педагоги доказали, что дети с ранних лет хотят быть самостоятельными, но они зачастую не находят грамотной, квалифицированной, педагогической поддержки как со стороны учителей, воспитателей, так и родителей, в результате чего у подрастающей личности в условиях образовательных учреждений, и дома появляется много конфликтных ситуаций, неправильное разрешение которых становится основой для возникновения различных негативных явлений в поведении ребенка (непослушание, проявление грубости, недоверие к родителям, взрослым) (Ш.А.Амонашвили, С.Соловейчик, ВА.Сухомлинский, I Б Эльконин), например, такие ситуации как игнорирование контролирующей функции воспитателя, когда ученик может заявить: «ставьте двойку, все равно ее потом сами исправите». На реплику учителя пригласить в школу родителей, отвечают: «Они все равно не придут». Все это зачастую ведет к уходу подростков из школы, причиной которого явились не сложившиеся отношения. Чтобы лучше понять сущность отношений между педагогами и учащимися, родителями и детьми, следует согласиться с тем, что воспитание ребенка является довольно сложным педагогическим явлением, зависящим от многих обстоятельств.

Так одной из таких трудностей, по нашим наблюдениям является преобладание родительской опеки, что и вызывает со сторон детей сопротивление в виде борьбы за свое право на самостоятельность, так называемый «возрастной кризис».

Как отмечает В.П.Созонов стадия кризиса вызывается возникновением возрастного противоречия, внутреннего конфликта и ведет к смене общности ведущей деятельности, переходу на новую стадию саморазвития и к началу работы над новой способностью. Это противоречие порождает смену базовых и психосоциальных потребностей человека по мере взросления.

Одна из генеральных линий психического саморазвития - поиск, создание, строительство собственного, неповторимого «Я». Это постоянное расставание с собой - объектом и обретение себя - субъекта.

Анализируя вышеназванный факт, Т.Медникова определила внутреннюю структуру и содержание этой борьбы за самостоятельность на протяжении всей детской жизни.

Первый этап такой борьбы - трехлетний кризис, когда ребенок впервые начинает ощущать себя взрослой самостоятельной личностью, что наблюдается в употреблении им такого заявления, как «Я сам!». Если на этом этапе родители уважают личность ребенка, дают возможность ему принимать свои, пусть маленькие решения, то начинается формироваться самостоятельная личность. Но чаще всего в семье утверждается истина: «Мал еще рассуждать! Делай, что мама говорит!». Первое сопротивление ребенка подавляется и опека продолжается.

Вторым этапом назван семилетний кризис, который явно обнаруживается при поступлении ребенка в школу. Однако именно в этот новый этап взросления ребенка опекающие родители с новыми усилиями начинают продолжать натиск на него, уверенные в том, что ребенок сам не сможет справиться с новыми учебными обязанностями или же совсем перестанет учиться. Отсюда появляется совместное выполнение домашних заданий, стояние за спиной ребенка, пока он делает уроки. Опекающие родители даже не замечают, что относятся к своему ребенку как к неполноценному, который без них ни на что неспособен. Они как бы заранее знают, что у него не получится, что он не сможет. И с такими установками воспитывают неудачников. Ребенок вырастает, переходит из класса в класс, но контроль и опека за учебой не уменьшаются. «Ты совершенно не хочешь учиться! Такое чувство, что это нужно только мне!» - гневно восклицает мама, и она совершенно права. Потому что это действительно нужно только ей, а ему не интересна учеба, в которой он чувствует себя неудачником. Потому - что в то время, когда ему было интересно учиться, ему не дали это делать самостоятельно, его только критиковали, отбив желание учиться. И на протяжении всех лет учебы - бесчисленные кружки. Студии не всегда интересные ребенку.

Третьим этапом является подростковый кризис. Именно на этом этапе явно проявляются такие черты характера подростка, когда он усиленно начинает отстаивать право самостоятельно решать все свои проблемы: что ему необходимо носить, с кем следует дружить, какую слушать музыку и.т.д. И тогда отдельные мудрые родители (18%) несколько ослабевают «поводья» опеки, признав тем самым право ребенка на взросление. Однако большинство родителей (70%) продолжают занимать позицию опекунства, при этом они как бы удваивают свои усилия, направленные на осуществление контроля за каждым шагом своего ребенка, ожидая от него плохих поступков. Продолжаются подчинения, запреты, контроль. И зачастую на этом этапе подросток начинает подчиняться воле родителей, а дальше все катится по наклонной плоскости. За него решают, где учиться, кем быть. Его устраивают на работу, вмешиваются в личную жизнь.

Вместе с тем у большинства подростков все сильнее начинает проявляться сопротивление. И чем старше они становятся, тем сильнее у них проявляется потребность к самоутверждению, они настойчиво пытаются стать самостоятельной личностью. Хотят доказать всем, что они уже взрослые люди. Из-за их недопонимания начинается яростная борьба с родителями за ослабление контроля. По нашим наблюдениям только 8% родителей относятся с уважением к праву подростка быть самостоятельным.

Жизнь показывает, что обычно ребенок, добившийся самостоятельности и освободившийся от родительской опеки часто делает ошибки. А это лишний раз убеждает взрослых в том, что он беспомощен. Слаб, глуп, неопытен, несамостоятелен, что он без них пропадет - и с еще большей силой пытаются вернуть его в прежние отношения.

Последствия опеки для самих родителей часто бывают трагичными. Когда ребенок все таки начинает жить по-своему, уходит от них всамостоятельную жизнь, родители расценивают это как предательство. Они чувствуют себя брошенными. «Всю жизнь ему отдали... А он ... неблагодарный». Они ждут возврата тепла, любви, но чаще всего, не получают ее от свои детей, уставших от назойливого вмешательства в их жизнь.

Таким образом, проблема опеки также является довольно сложным явлением, которая в одинаковой степени касается и ребенка и воспитывающих его родителей.

В зависимости от того насколько учитывается вышеназванные возрастные кризисы развивающейся личности, как удовлетворяются потребности, ее интересы, как осуществляются взаимоотношения с ближайшим окружением: в семье, с внешним миром (в школе, с учителями, с одноклассниками, с коллективом и т.д.) во дворе - со сверстниками, на улице с окружающими людьми, осуществляется правильное или неправильное формирование самостоятельности у ученика.

Все вышеназванное находит подтверждение в изысканиях ученых Древнего Китая, которые говорили о соответствии между временами года и этапами человеческой жизни. Они как бы всю жизнедеятельность детской жизни концентрировали на идее формирования самостоятельности каждого ребенка с учетом их возрастных особенностей. Ниже приведем два емких определения, касающихся детства и молодости подрастающего поколения человека.

     Детство - это «весна жизни», ему сопутствуют основные свойства весеннего сезона: дети очень подвижны и энергичны, жадно познают мир и не склонны к  самоанализу. Это время активных действий и веселых игр, время роста и быстрых перемен.

    Гордость - «лето жизни», время достижения человеком физической и нравственной зрелости. В этот период человеку свойственны ясный ум. И физическое здоровье, но и главное - в нем пробуждается нравственное начало, потребность себя познать и быть хозяином самого себя.

    В казахской народной педагогике также издревле сложилось уважительное отношение к формированию у ребенка самостоятельности с учетом его возрастных особенностей. При этом в народе сложился детский фольклор, куда входят  песни, пословицы, поговорки, игры, игровые припевки.

В народной мудрости по поводу формирования самостоятельности очень четко определилось сознательно-гуманное отношение к ребенку, направленное на  воспитание у него самостоятельности в процессе его закономерного развития, что очень хорошо прослеживается в ниже приведенном изречении:

 «Ұлыңа беске дейін патшаңдай қара,

 Он бес жаска дейін қосшыңдай сана

  Он бес жастан асқанда соң досыңдай бағала»

  В переводе это означает:

  «До пяти лет на дите смотри как на владыку (царя),

  До пятнадцати лет - как на работника (раба)

  После достижения пятнадцати лет - цени его как советника (равного друга)».

Как видим, в приведенном изречении заложены педагогические основы кодирования самостоятельности, построенные на учете возрастных особенностей ребенка, на идее бережного отношения к малышу, формирования его внутреннего, духовного мира, психического состояния подрастающей личности. Обратимся к анализу вышесказанного изречения. Так, с одной стороны, казахи в процессе воспитания ребенка до 5 лет, учитывая раннее несформированное сознание, которое еще накапливается в его различных проявлениях физического роста, дают ему возможность находиться в «царстве радости», свободы, ласки, любви, оказывая  терпимость ко всем его психическим проявлениям (Еркенің көзі жасты. У баловника слезы наготове). Эта пословица как бы выражает суть трепетного отношения к малышу, который имеет право проявлять свою волю и характер в виде слез, упрямых требований. Здесь не только потакают родители требованиям младенца, а сколько старше взрослые (ата, әже.). И это очень хорошо чувствует малыш. Такое свободное проявление поведения специально закрепляется в формирующемся характере ребенка.

На первый взгляд, кажется, что как будто бы при воспитании ребенка допускается перегиб, т.е. чрезмерная опека, быстрое удовлетворение всех его прихотей, поощрение всех проявлений его баловства.

Однако, это не так, ибо на втором этапе, учитывая, что ребенок свободно рос, уже научился проявлять свой характер, интересы, мотивы в поведении, методика воспитания детей с 6 до 15 лет резко меняется. Теперь уже вся направленность воспитания определяется включенностью ребенка в трудовой процесс. Учитывая, что казахи занимались, в основном, скотоводством, ребенка начинали активно приучать к труду, к уходу за скотом и.т.д. На этом основании у подростка начинает формироваться в труде самостоятельность.

Зато уже к 15 годам родительская педагогика вновь меняется. Они убеждены в том, что труд и всесторонняя включенность в различные жизненные обстоятельства наполнили внутреннее содержание реальным жизненным опытом. На этой ступени можно вести с подростком серьезные на равной ноге беседы о смысле жизни, о проблемах семьи, при этом, связывая вопросы и с вниканием подростка в проблемы взаимной ответственности в семье, что он, являясь старшим, должен заботиться о братьях и сестрах, родителях и.т.д. Поэтому подростка начинают активно учить к проявлению уважения ко всем людям и умению принимать собственные решения.

В связи с этим неслучайно в народе бытовала пословица: 13-те отау иеа. В 13 лет - глава семьи, т.е. родители, считали, что он сформировался в физическом и духовном отношении и готов вступить в брачно-семейные узы и нести ответственность за семью.

Но самое главное, мы выявили, что на этом этапе воспитание старших (ата, эже) основана на глубоком уважении к личности подрастающего ребенка. Этот выражено в словах пословицы, что после 15 лет в народе ценили подростка уже как равноправного советника, друга взрослых.

Но наш взгляд, именно такой подход представлял подросткам широкие возможности для выхода на самостоятельный путь познания себя и всех сфер окружающей жизни.

Отрадно, что в последние годы специалисты - исследователи в решении проблемы самостоятельности пришли к общему мнению, что самостоятельность является важным элементом любой деятельности, необходимой для ее успешного планирования. Отсюда появляется острая необходимость в постановке педагогической задачи перед школой, учителями, классными руководителями, родителями, всеми участниками целостного педагогического процесса в осуществлении педагогического сотрудничества, направленные на формирование у учащихся самостоятельности как нравственно- устойчивого качества.

 

Литература

1.   Амонашвипи Ш.А. //Школа жизни. Детский мир. №1-2, 2000.

2.   Созонов В.П. Организация воспитательной работы в классе. -М., 2000.-160 с.

3.   Толеубекоеа Р.К. Бала тәрбиешісі - халыктык педагогика (әдістемелік құрал). -Алматы, 1994. 140 б.