Педагогические науки /4.Стратегические направления реформирования системы образования

Доцент Морозова Л. А.

Дальневосточный федеральный университет, Школа региональных и международных исследований, Россия

Активные и интерактивные методы обучения

 

Федеральные государственные образовательные стандарты высшего государственного профессионального образования нового поколения (ФГОС ВПО-III) представляют собой компетентностный подход, модульную систему организации образовательных курсов, представление учебного времени в условных единицах (ECTS), увеличение объёма и роли самостоятельной работы студентов, широкое применение активных методов обучения и широкий спектр оценочных средств.

Компетентностный подход к формированию и реализации освоения образовательной программы (ООП)

Результатом (ООП) выпускником высшего учебного заведения становится набор общекультурных и профессиональных компетенций, структура которого определяется уровнем, направлением и специализацией подготовки.

Требования к условиям реализации основных образовательных программ бакалавриата – широкое  использование активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги); не менее 30% аудиторных занятий должны проводиться в интерактивных формах.

Требования к условиям реализации магистерских программ – широкое использование активных и интерактивных форм проведения занятий (семинаров в диалоговом режиме, дискуссий, компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологических и  иных тренингов, групповые дискуссии, работы студенческих исследовательских групп, вузовских и межвузовских телеконференций); не менее 50% аудиторных занятий должны проводиться в интерактивных формах.

Что представляют собой современные активные и интерактивные методы обучения (АМО)?

Современные АМО -  это методы, направленные на активизацию мышления обучаемых, характеризующиеся высокой степенью интерактивности, мотивации и эмоционального восприятия учебного процесса и позволяющие: активизировать и развивать познавательную и творческую деятельность обучаемых; повышать результативность учебного процесса; формировать и оценивать профессиональные компетенции, особенно, в части организации и выполнения коллективной работы

Отличительными особенностями (АМО) являются: целенаправленная активизация мышления, когда обучаемый вынужден быть активным независимо от его желания и достаточно длительное время активности обучаемых (в течение всего занятия); самостоятельная творческая выработка решений; повышенная степень мотивации и эмоциональности обучаемых; постоянное взаимодействие обучаемых и  преподавателей посредством прямых и обратных связей; свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы.

Возможности АМО в контексте  решения задач по реализации ФГОС ВПО:

· АМО являются инструментами формирования общекультурных и профессиональных компетенций, а также являются инструментами оценочных технологий.

· АМО подразделяются на неимитационные и имитационные.

Неимитационные АМО – это проблемные лекции, проблемные семинары, тематические дискуссии, мозговая атака (штурм, эстафета), МАСТАК-технология, групповые консультации, педагогические игровые упражнения, лабораторные работы, ситуативные методы, олимпиады, научно-практические конференции, презентации.

Имитационные АМО могут быть игровыми и неигровыми.

К неигровым имитационным АМО относятся имитационные упражнения, групповой тренинг, индивидуальный тренаж, учебный тренажёр, автоматические обучающие системы (АСС), ситуативные методы, анализ конкретных ситуаций.

Игровые имитационные АМО – это разыгрывание ролей, деловые игры (учебные, проектировочные, исследовательские), игровое проектирование, игровые занятия на машинных моделях, компьютерные деловые игры, искусственные образовательные среды.

Остановимся на проблемном обучении. Оно представляет собой способ организации активного взаимодействия обучающихся с проблемно представленным содержанием обучения, мотивирующим познавательную деятельность обучающихся. Проблема может быть сформирована на основе  материалов  истории науки, социальной практики, в контексте предстоящей  профессиональной  деятельности.

 Что собой представляют  проблемные лекции? Важнейшим показателем «проблемности» лекции является наличие познавательной проблемы. Лекция характеризуется проблемным изложением материала: преподаватель ставит вопрос или формулирует проблемную задачу и показывает варианты ответов или способов решения, а студенты наблюдают за поиском и определяют своё отношение к полученному материалу.

А что собой представляет  проблемный семинар? Важнейшим показателем «проблемности» семинара является наличие проблемы. Семинар предполагает активное вовлечение студентов в процесс обсуждения и решения поставленной проблемы, процесс поиска решения направляется и контролируется преподавателем.

Мозговая атака, мозговой штурм, мозговая эстафета – это методы коллективного генерирования идей и конструктивной их проработки в целях решения проблемы. Этапы решения проблемы: генерация идей, конструктивная критика и проработка предложенных идей с целью отбора наилучших, проектирование решений на основе отобранных идей.

МАСТАК – технология – это метод активного социологического тестирования, анализа и контроля. МАСТАК – технология заключается в разработке и применении пособий, разработанных с использованием метода мозговой эстафеты, содержащих рекомендации по совершенствованию стиля работы в определённых должностях и видах деятельности, например, «МАСТАК-первокурсник», «МАСТАК-диссертант» и другие

Ситуативные методы (case study): 1) анализ конкретных ситуаций широко применяется в современной практике обучения. Это «глубокое и детальное исследование имитированной ситуации, которое выполняется  для того, чтобы выявить её частные или общие свойства» и предполагает анализ обучающимися предложенной конкретной ситуации, как совокупности фактов и данных, определяющих то или иное имевшее место в практике. Изучение конкретных ситуаций как метод бизнес-образования было разработано в 80-е годы в Гарварде; 2) кейс-технология включает порядок рассмотрения, анализа кейса, поиск решения, выработку экспертной оценки, опирающейся на определённые критерии. Кейс – разновидность производственной или экономической ситуации, специально сформулированной преподавателем для анализа, решения, оценки обучающихся.

Методы игрового социального имитационного моделирования (ИСИМ):

1) деловая  игра – это метод имитации принятия решений руководящих работников в различных производственных ситуациях, осуществляемый по заданным правилам группой людей или человеком, в деловом режиме, при наличии конфликтных ситуаций или информационной неопределённости. Деловые игры  применяются  с целью дать практику принятия решений в условиях, приближенных к реальным. В оценке результатов игры преобладает фактор качества принятых решений; 2) разыгрывание ролей (ролевые игры) - учебные цели и система оценки результатов в основном ориентированы на качество «исполнения» игровых ролей; 3) игровое проектирование – учебные цели и система оценки деятельности в основном ориентированы на качество выполнения конкретного проекта и представления результатов проектирования. 

Задачи вуза в сфере разработки и применения АМО и пути их решения

 Задачи

Пути решения

Научно-методологические и методические

Формирование нормативно-методического обеспечения разработки и применения АМО

Кадровые

Цикл научно-практических семинаров и мастер-классов, курсы повышения квалификации преподавателей, стажировки

Мотивационные

Формирование механизма материального поощрения разработчиков АМО, проведение конкурса методических разработок АМО

Организационные и технические

Оборудование аудиторного фонда мультимедийными комплексами. Выходом в сеть Интернет, специальной учебной мебелью, лингафонным оборудованием

 

Рекомендуемые АМО по видам занятий

Лекционные занятия

Практические занятия

Проблемные лекции

Педагогические игровые упражнения

МАСТАК-технология

Тематические дискуссии

Педагогические игровые упражнения

Презентация

Олимпиада

Научно-практическая конференция

Имитационные упражнения

Групповой тренинг

Ситуативные методы

Разыгрывание ролей

Деловые игры

Семинарские занятия

Лабораторные работы и деловые игры

Проблемные семинары

Тематические дискуссии

Мозговая атака

Презентация

Ситуативные методы

Учебные деловые игры

Индивидуальный тренаж

Игровые занятия на машинных моделях

Лабораторные опыты

Литература:

1. По материалам статьи Р. Ф. Жукова «основные мероприятия по развитию активных методов обучения в академии» // Проблемы повышения качества и эффективности подготовки специалистов. Учебно-методическая конференция 26-28 января 2000.-с.148-149