Е. Г. Чеботарева
Речевой этикет как социально
необходимый "инструмент" этики деловых коммуникаций
(к вопросу о риторике)
Риторика (греч. rhetorike) -
теория и искусство красноречия, ораторского искусства. Ключевое слово
«красноречие» вызовет у современного человека неоднозначное толкование: один
свяжет его с «краснобайством», умением увести от сути дела, другой - с узко
профессиональной сферой деятельности. И оба будут неправы, потому что владение
словом включает в себя не только филологические проблемы, но и общекультурные,
философские, социологические.
Чтобы убедиться в этом, вспомним о том,
какое значение и какую силу имеет слово в предназначении человека. Софист Горгий, живший в древней Греции,
сказал: «Слово есть великий властелин, который, обладая весьма малым и
совершенно незаметным телом, совершает чудеснейшие дела. Ибо оно может и страх
изгнать, и печаль уничтожить, и радость вселить, и сострадание пробудить...
Сила убеждения, которая присуща слову, душу формирует, как хочет» [см. Миллер
1991:64]. Это высказывание актуально и сегодня. П. П. Гаряев
экспериментальным путем доказал, что слова, несущие негативную информацию,
разрушают живую клетку, а слова, полные любви и добра, оздоравливают ее. К
слову нужно относиться очень бережно давно стало привычным выражение «сила
слова», известны поэтические строки В. Шефнера: «Словом можно убить, словом
можно спасти, Словом можно полки за собой повести. Словом можно продать, и
предать, и купить, Слово можно в разящий свинец перелить [URL: http://rupoem.ru/shefner/mnogo-slov-na.aspx. дата обращения: 18.04.2012].
В
данной статье речь пойдет о частной риторике. Вернее об одном из её видов -
деловой риторике. Частная риторика связана со сферами «повышенной речевой
ответственности» - дипломатией, медициной, педагогикой, организационной
деятельностью – это профессии, где
главным условием успеха является коммуникабельность человека, т. е. умение грамотно
общаться с аудиторией (под аудиторией мы понимаем как коллектив, так и
отдельные личности).
Нужно сказать,
что характерной особенностью русской риторики, отличавшей её от всех других
риторик, было деление её на общую и частную. Эта традиция русской риторики шла
от М. В. Ломоносова и продолжена выдающимися русскими филологами Я. В.
Толмачёвым, Н. Ф. Кошанским, М. М. Сперанским и другими. Так,
например, содержанием “Частной реторики” Н. Ф. Кошанского были следующие
разделы: словесность, письмо, разговоры, повествование, ораторство, учёность
[см. Аннушкин URL: http://lib.rus.ec/b дата обращения: 18.04.2012]. Заметим,
что в ХIХ в. было два варианта написания
слова -- «рЕторика» и «рИторика». Сегодня принята норма «рИторика».
Русская
риторика и частная и общая переживала свой расцвет в первой половине XIX в. После долгого политического застоя в нашей
стране вновь возродился научный и общественный интерес к риторике (это
произошло в 70-х гг. XX века). Он был вызван распространением информационных
систем и необходимостью пропагандистского воздействия слова. Как следствие
социального заказа появилась деловая риторика.
Деловая риторика - наука об убедительной и
эффективной речи в различных ситуациях делового общения [Павлова 2010:17].
Обладание навыками деловой риторики позволит активным предприимчивым людям
чувствовать себя уверенно в процессе социального, делового и профессионального
общения.
Искусство деловой речи (деловая риторика)
- это прикладное направление риторики, ориентированное, прежде всего на
обеспечение деловых людей (предпринимателей, менеджеров) правилами культурной
речи. Искусство деловой речи учитывает коммуникацию как специфическую форму взаимодействия
людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности. Специфичность
взаимодействия людей в процессе их жизнедеятельности состоит в использовании языка. [Мартова 2009: 91]
Язык, являясь важнейшим универсальным
средством человеческого общения, выступает также «как орудие выражения мыслей,
чувств, волеизъявлений людей» [Гойхман 1997: 67]. Он живет и развивается,
соединяя в себе две культуры: книжно-литературную и устно-народную. Деловые
люди должны знать, что для современного русского литературного языка
характерно наличие обязательных норм: норм письменной и устной форм речи
(лексические, грамматические, орфоэпические;
специальными нормами письменной речи являются: нормы орфографии и пунктуации).
Коммуникация между людьми
является основным механизмом становления человека как социальной личности. В
результате процесса коммуникации: передается и усваивается социальный опыт;
происходит изменение структуры и сущности взаимодействующих субъектов;
формируется разнообразие человеческих индивидуальностей; происходит
социализация личности.
Речевая коммуникация - представляет собой процесс взаимодействия
личностей и социальных групп, в котором происходит обмен деятельностью,
информацией, опытом, навыками и результатами деятельности.
Неумение владеть речевой
коммуникацией на должном уровне свойственно для слабо подготовленных
специалистов различных сфер деятельности, что обусловлено низким уровнем
культуры речи и организационной культуры. Убедиться в этом несложно, если прислушаться
и присмотреться, как эти «профессионалы» применяют давно апробированные методы
коммуникативного воздействия: внушение, убеждение и подражание. Необходимо
отметить, что неприемлемо использование нелитературной речи и нецензурной
брани.
«Качество хорошей речи» – должно соответствовать этике общения (и с
точки зрения содержания, и с точки зрения самих использованных форм: выбор той
или иной лексики, формы императива, использование имени или имени и отчества, вы
- или ты-общения и т. д.). [Сиротинина 2001: 19]. Все выше перечисленное
является неотъемлемым показателем культуры речи человека.
Ораторское искусство или
красноречие заложено в профессиональных стандартах подготовки руководителей и
специалистов. Риторика как важнейший вид искусства требует обстоятельного
изучения и постоянного совершенствования.
Деловая риторика
предусматривает использование следующих принципов речевого воздействия: доступность,
ассоциативность, сенсорность, экспрессивность, интенсивность. Рассмотрим кратко
каждый из них.
Доступность. Этот принцип заложен во взвешенности содержания речи,
учете культурно-образовательного уровня аудитории слушателей, а также их
производственного и жизненного опыта. В основном люди рассчитывают на то, что
им хочется услышать. Поэтому следует заранее установить социальный состав
слушателей, на которых предстоит обратить внимание в общении. Например,
служащие, руководители, рабочие, женщины, научные работники, студенческая
молодежь, пенсионеры и т. д. Здесь полезен прием доступности содержания речи,
использования еще не всем известной информации с точки зрения оригинальности и
новизны, достоверности приводимых фактов, сочетания разнохарактерных сведений.
Ассоциативность. Данный принцип означает вызов сопереживания и
совместных размышлений, достигаемый обращением к рациональной и эмоциональной
памяти сидящих в аудитории. Здесь уместны известные приемы аналогии, ссылки на
похожие прецеденты, образность высказываний. Специальным рядом приемов в
зависимости от специфики выступлений может быть музыка, живопись, поэзия,
видеофильмы, слайды, фильмы, компьютерные анимации.
Сенсорность. Здесь акцент делается на чувствительность и
разносторонность человеческих ощущений, эффективное воздействие на психику
людей и активизацию процесса усвоения информации. Это достигается умелым
применением исторических примеров, звука, света, рисунков, графических моделей
в коммуникационном общении с аудиторией.
Экспрессивность. Предполагает эмоциональную напряженность речи,
актерское мастерство, наличие лекторского «куража» за счет использования выразительности
мимики, жестов, позы выступающего, динамики речи и других видов невербальных
коммуникаций. Такая изнутри идущая раскрытость оратора должна
свидетельствовать о его полной самоотдаче. Конкретные формы экспрессивности -
выражение радости или грусти, сострадания и сопереживания, тихая и громкая
речь, использование иронии и юмора, хороших анекдотов и др.
Интенсивность. Как принцип речевого воздействия характеризует темы
подачи информации, степень подвижности выступающего во время общения. Многие
люди испытывают нужду в дифференцированном темпе изложения и усвоения
услышанного, так как монотонная спокойная речь усыпляет и быстро надоедает.
Необходимо учитывать темперамент людей, их готовность к принятию определенного
вида информации, личную заинтересованность в ней. Так, деловое краткое
выступление на совете директоров акционерного общества, доклад об итогах
хозяйственной деятельности на собрании трудового коллектива и яркое публичное
выступление на митинге различаются по темпу и интенсивности. Важно умение как
вписаться в настроение аудитории, так и предложить приемлемый темп усвоения
информации, особенно для рабочих, пенсионеров, молодых студентов.
Данные принципы
коммуникационного общения приобретают максимальную выразительность лишь при
умелом использовании риторического инструментария.
Практическое назначение
риторического инструментария - придать коммуникационному общению возможность
влиять на мысли и чувства людей. Он выступает в виде определенного набора так
называемых коммуникационных приемов и способов. К инструментам риторики
относятся: визуальный имидж, первая фраза, логическая аргументация, квантовый
выбор информации, интонации и паузы, художественная выразительность,
релаксация, запоминаемость устной
информации.
Визуальный имидж рассчитан на впечатление от внешнего вида
выступающего, который вызывает симпатию или антипатию еще до того, как он
начал говорить. Привлекательный внешний вид, элегантная манера общения,
доброжелательный, открытый взгляд - все это вызывает у людей положительные
эмоции еще до начала речи выступающего и, наоборот, неопрятная одежда, плохое
владение невербальными коммуникациями, грубая простонародная речь создают антиимидж
выступающему.
Первая фраза закрепляет первоначальное впечатление от
выступающего. Главным средством воздействия первоначальных фраз является
заключенная в них привлекательная информация. Она может быть известной, но
поданной в новой интерпретации и сопровождаемой оригинальными примерами; может
быть неизвестной, но хорошо и просто поданной. Очень важно при подготовке к
выступлению определить основные социальные группы аудитории, ее настроения и
ожидания, особенности эмоционального склада.
Логическая
аргументация
основана на внутреннем содержании и
четкой структуре выступления, которая придает ему обоснованность и
убедительность. Логика - это внутренняя организация речи, ее внешней стороной
является теоретическая и практическая аргументация. К теоретической
аргументации относятся: научные положения, концепции, методы исследования,
полученные результаты и их достоверность. Практическая аргументация - это
конкретные факты, цифры, статистические данные, исторические примеры, законы,
нормативные документы.
Квантовый выброс информации является одним из действенных риторических приемов для
поддержания внимания аудитории. Он основан на заранее продуманном размещении
по всей речи новых мыслей, аргументов, примеров. Оратор активизирует внимание,
выбрасывая через определенные временные интервалы кванты свежей информации,
которые закрепляют ранее высказанные доводы и поддерживают внимание аудитории.
Интонации и паузы - весьма доступный и продуктивный риторический инструмент.
Специалисты считают, что интонация и паузы способствуют приращению информации,
рассчитанной на особенности человеческого восприятия, приблизительно на 15%.
Определенные ассоциации вызывает у людей определенная голосовая тональность
слова или фразы. В итоге происходит информативное приращение к тому, что
говорит оратор.
Весьма деликатным
риторическим инструментом является пауза. Ее применение эффективно тогда, когда
у оратора есть уверенность, что его слушатели активно включились в коммуникационный
процесс, их мышление, память и воображение полностью задействованы. Именно в
таком случае для самостоятельного осмысления слушателями получаемой информации,
активного подключения подсознания полезна пауза. Однако пауза должна быть
кратковременной - от 5 до 15 секунд.
Эффект художественной
выразительности – это грамотное построение
предложений, правильные словоударения, использование тропов и риторических
фигур речи т. п. Как утверждал Вольтер, прекрасная мысль теряет свою цену,
если она дурно выражена. Логика речи подсказывает, какие фразы могут
использоваться в речи (народная пословица, четверостишье, высказывание великих
людей). Это могут быть художественные фразы, которые не нарушают смысл
изложения, обеспечивают речевое воплощение, доступное для осмысления основной
массой аудитории.
Релаксация используется оратором как прием, помогающий
слушателям. Особое значение имеет умение «слушать – слышать». Чем сложнее
выступление, тем большие усилия надо прилагать слушателям для концентрации
своего внимания. Цель релаксации достигается при снятии эмоциональной
напряженности. Классическим примером этого является юмор. Благодаря которому
создается естественная пауза для отдыха и появляется возможность для
восстановления эмоциональной энергии.
Запоминаемость устной
информации.
При передаче информации частично
искажается ее смысл, частично происходит ее потеря. Этот процесс шутливо
проиллюстрировал А. Моль в примере передачи указаний по цепочке капитан — адъютант — сержант — капрал — рядовые солдаты.
Капитан
— адъютанту. «Как вы знаете, завтра произойдет
солнечное затмение, это бывает не каждый день. Соберите личный состав в 5 часов
на плацу, в походной одежде. Они смогут наблюдать это явление, а я дам им
необходимые объяснения. Если будет идти дождь, то наблюдать будет нечего, в
таком случае оставьте людей в казарме».
Адъютант
— сержанту: «По приказу капитана завтра
утром произойдет солнечное затмение в походной одежде. Капитал на плацу даст
необходимые объяснения, а это бывает не каждый день. Если будет идти дождь,
наблюдать будет нечего, тогда явление состоится в казарме».
Сержант
— капралу:
«По приказу капитана завтра утром в 5 часов затмение на плацу людей в
походной одежде. Капитан даст необходимые объяснения насчет этого явления,
если будет дождливо, что бывает не каждый день».
Капрал
— солдатам: «Завтра в самую рань, в 5
часов, солнце на плацу произведет затмение капитана в казарме. Если будет
дождливо, то это редкое явление состоится в походной одежде, а это бывает не
каждый день».
При передаче одного и
того же сообщения информация искажается на 100%!
Таким образом,
коммуникационный процесс - это сложный процесс взаимодействия выступающего
(оратора) и слушающего (аудитории). Целесообразно применять принципы речевого
этикета (доступность, ассоциативность, сенсорность и т.п.) и инструменты
риторики (визуальный имидж, первая фраза, логическая аргументация и др.) для
обеспечения искусного красноречия.
Литература
1.Аннушкин, В. И. История русской риторики. Хрестоматия (fb2) [Электронный ресурс] / В. И. Аннушкин. Режим доступа: http://lib.rus.ec/b (дата обращения: 18.04.2012)
2.
Гойхман, О. Я.
Основы речевой коммуникации: Учебник для вузов / О. Я. Гойхман, Т. М. Надеина;
под ред. проф. О. Я. Гойхмана. — М.: ИНФРА-М, 1997. — 272 с.
3.
Павлова, Л. Г.
Деловая риторика : учебное пособие для вузов / Л. Г. Павлова, М. Н. Введенская.
– Издательство: МарТ, Ростов-на-Дону, 2010. –503 с.
4.
Мартова, Т. В.
Этика деловых отношений учеб. пособие /
Т. В. Мартова. – Ростов н/Д : Феникс; Новосибирск : ЭКОР –книга, 2009, – 252,
[2] с. – (Высшее образование)
5.
Миллер, Т. Б. От поэзии к прозе (риторическая проза Горгия и
Исократа). // Античная поэтика. Риторическая теория и литературная
практика. — М.: Наука, 1991. — С. 60—105.
6.
Сиротинина
О. Б. Основные
критерии хорошей речи / О. Б. Сиротинина // Хорошая речь. — Саратов, 2001. — С.
16—28.