к.и.н., и.о. доцента А.Б. Медиханова

КГУТиИ им. Ш.Есенова  

 

КАЗАХСТАН И МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНОЕ СОГЛАСИЕ

 

Одними из важнейших достижений Независимого Казахстана являются мир и согласие в обществе. Ведь без стабильности, как постоянно подчеркивает в своих выступлениях Глава государства Нурсултан Назарбаев, невозможны ни эффективное развитие экономики, ни проведение сбалансированной социальной политики, направленной на повышение благосостояния граждан. Ведущими странами мира признан «казахстанский путь развития», неотъемлемой частью которого является межэтническая толерантность и межконфессиональное согласие.

В Казахстане сложилась устойчивая модель взаимодействия этносов и религий, которая обеспечивает стабильность, формирует атмосферу созидания и согласия в обществе. Казахстанский опыт достижения и укрепления межэтнического и межконфессионального согласия уникален как пример эффективного решения сложных социально-политических проблем, исключающий использование силовых методов. Фундаментом этой модели является убежденность в том, что национальности, религиозные конфессии, разные культуры, языковое многообразие при консолидирующей роли казахского этноса являются нашим преимуществом и богатством [1].

На протяжении многих столетий территория Великой Степи отличалась интегрированным мирным сосуществованием многих народов, которые исповедовали разные религии - тенгрианство, зороастризм, буддизм, христианство, иудаизм, ислам и другие. От древних времён и до наших дней земля Казахстана, через торговлю и культурный обмен, выполняет функцию своеобразного связующего звена между Азией и Европой. Казахстан и сейчас является родным домом для представителей многих народов и вероисповеданий, ведь в республике проживает более 120 представителей различных национальностей.

В своем выступлении на открытии I Съезда лидеров мировых и традиционных религий президент Н.А.Назарбаев отметил: «Мы с гордостью говорим об уникальном социально-гуманитарном феномене, который нашёл отражение в преамбуле нашей Конституции, которая начинается словами: «Мы - народ Казахстана...» Хотел бы привести очень примечательный факт. На юге нашей страны есть городище тринадцатого века Койлык. В этом древнем поселении соседствовали буддийская пагода, мечеть и христианская церковь. А сегодня в новой столице Казахстана, как, впрочем, и во всех других наших городах, вы сможете свободно посетить мечеть, православный храм, католический костёл, синагогу, дом молитвы. Это и есть времён связующая нить» [2].

 Религиозное и культурное многообразие складывалось в сердце Евразии в течение длительного исторического периода. Казахи более тысячи лет назад приняли ислам, поэтому Казахстан стал частью исламского мира, а мусульманство - неотъемлемым компонентом духовной жизни его населения. Ислам пришел на территорию нашей страны в IX веке и способствовал расцвету духовности, культуры, образования и науки.

В силу геополитических условий  Казахстан - область, определенным образом, «периферийная» по отношению к центрам ислама, но следует подчеркнуть, что в своих существенных, общечеловеческих чертах ислам укрепился в Казахстане. Правда, и претерпел трансформацию, связанную в первую очередь с особенностями хозяйствования и быта кочевого казахского общества. Специфической чертой ислама как мировоззрения в нашей стране стал своеобразный синкретизм с местными традициями тенгрианства. Проникнув в казахскую степь, ислам не стал ведущим принципом государственной жизни и политики, но утвердился как компонент культуры и религиозно-культовой практики. Вероятно, в этом заключается одна из исторических составляющих сложившейся атмосферы понимания и терпимости  в казахстанском обществе [3].

Ислам в Казахстане всегда мирно соседствовал с другими религиями. В нашей стране бережно хранят традиции и верования всех этнических групп. В древности по степям Казахстана проходил Великий Шелковый путь, связывавший цивилизации Востока и Запада. Не случайно на маршрутах караванных путей были представлены многие религии. Наследием той эпохи являются многочисленные археологические памятники, сохранившиеся христианские, буддистские, индуистские храмы.

После распада СССР и обретения Независимости перед Казахстаном встали сложные задачи  - преодолеть посттоталитарные формы государственного устройства, сформировать демократические процессы на базе неразвитого гражданского общества, консолидировать общество. И тогда в условиях особенностей полиэтничного и поликонфессионального общества Глава государства Нурсултан Назарбаев обозначил четкий принцип национальной политики в стране - «Единство - в многообразии». Он направлен на гармоничное сочетание всех интересов, прав и обязанностей граждан, вне зависимости от этнической принадлежности. Разумеется, основой его изначально служила толерантность казахского народа, понимание и взаимоуважение всех наших граждан. Таким образом, была сформирована уникальная модель межэтнического доверия в Казахстане. Были сняты все возможные реальные и гипотетические опасения этносов нашей страны за сохранение своей этнической самобытности. Созданные условия для сохранения языков всех этносов, культуры, традиций обеспечили высокий уровень благодарности и ответного доверия к казахскому народу.

Уникальность казахстанской модели межэтнического согласия состояла в первичности реально сложившихся взаимоотношений, на базе которых началось совместное созидание казахстанской государственности. Иными словами, к моменту обретения независимости в Республике Казахстан уже существовала общность людей с особой ментальностью, характерные черты которой – взаимопонимание, глубокое переплетение культур, традиций.

В Конституции Республики Казахстан, принятой 30 августа 1995 года на всенародном референдуме, вопросам межконфессиональной тематики посвящены положения, в которых подчеркивается, что каждый вправе определять свою религиозную принадлежность,   не допускается пропаганда или агитация религиозного превосходства, деятельность иностранных религиозных объединений на территории Республики осуществляются по согласованию с соответствующими государственными органами Республики, любые действия, разжигающие религиозную рознь запрещаются [4].

Политика государства в сфере религии в Казахстане строится на следующих принципах:

- светский, конфессионально нейтральный характер государства и его институтов;

-  равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от отношения к религии, принадлежности к религиозным или светским объединениям;

-  равенство религиозных объединений перед законом;

- уважение этнокультурных традиций, особенностей менталитета различных групп населения;

- допустимость лишь таких ограничений в сфере свободы совести и вероисповедания, которые диктуются необходимостью защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и гражданина;

- открытость в реализации политики в сфере свободы совести и вероисповедания на всех уровнях государственной власти и управления.

Унаследованная из культурно - этических традиций казахов, терпимость в духовной сфере является хорошей основой для сохранения гражданского мира в настоящем и будущем. За годы независимости Казахстан обеспечил абсолютную свободу религиозного вероисповедания всем мусульманам, православным, католикам, протестантам, иудеям. Произошел значительный количественный и качественный рост религиозных институтов. Сегодня общая численность религиозных объединений составляет 4173, а в 1990 году их было всего 670. Количество Исламских объединений выросло с 46 до 2441. Почти в пять раз увеличилось число приходов  Русской Православной Церкви (с 62 до 293). В два раза увеличилось число объединений Римско-Католической Церкви (с 42 до 86), общин Евангельских христиан-баптистов (с 168 до 362), Адвентистов Седьмого Дня (с 36 до 66). Число объединений Свидетелей Иеговы увеличилось с 27 до 78, а протестантских объединений новых направлений  с 13 до 540.

Религиозные объединения имеют в своем распоряжении 3129 культовых сооружений, из которых 2229 - мусульманские мечети, 258 - православные и      93 - католические церкви, 6 - синагог, и более пятисот протестантских церквей и молитвенных домов. В настоящее время в Республике работает 384 миссионера, более чем из 20 зарубежных стран, а в 1990 году их было всего 12 человек. Религиозными объединениями выпускаются 38 периодических печатных изданий. Религиозные праздники Курбан айт и Рождество Христово объявлены в Казахстане выходными днями [5].  

            Решающим фактором обеспечения поликонфессионального развития Казахстана стала толерантность. Следует отметить, принцип толерантности является не только нормой политической культуры, но и одним из ключевых принципов государства. Как подчеркивает Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев, «в годы независимости, принимая Конституцию и наши законы, мы всегда учитывали нашу многонациональность, многоконфессиональность. И эта стабильность, взаимопонимание не пришли в один день. Усилия страны, усилия руководства государства и, конечно же, понимание самих людей, что счастье жить в спокойной и стабильной стране и только так можно строить независимость, улучшить жизнь, привело к тому состоянию, которое мы имеем. Народ объединен общим пониманием высшей ценности незыблемой дружбы и братства всех народов и религиозных конфессий. Для многовековой культуры казахского народа толерантность является поведенческой нормой, совершенно естественным жизненным принципом поведения людей. Именно поэтому все, кто родился в Казахстане, считают его своей Родиной и землей» [6].   

Опираясь на позитивный опыт своей модели межэтнического и межконфессионального согласия, Казахстан неизменно выступает твердым сторонником развития и расширения межцивилизационного взаимодействия, углубления сотрудничества религий, глобального культурного взаимообмена. Значительным вкладом в этом направлении является проведение Съездов лидеров мировых и традиционных религий, которые каждые три года проводятся в столице Казахстана – Астане.

I Съезд лидеров мировых и традиционных религий состоялся 23 - 25 сентября 2003 г. Участники I Съезда приняли Декларацию, в которой была отмечена необходимость межрелигиозного диалога как одного из ключевых способов общественного развития и улучшения благосостояния всех народов, поощрения толерантности, взаимопонимания и гармонии между различными культурами и религиями, что способствует преодолению конфликтов и насилия; выражалось стремление к укреплению сотрудничества в деле продвижения духовных ценностей и культуры диалога с целью обеспечения мира в новом тысячелетии.

II Съезд лидеров мировых и традиционных религий прошел 12-13 сентября 2006 г. в Астане в новом, специально построенном к проведению форума здании Дворца мира и согласия. В нем приняли участие 43 делегации из 20 стран. Более 160 делегатов представили все мировые и традиционные конфессии мира - ислам, христианство, иудаизм, буддизм, даосизм, синтоизм и другие. Кроме того, в качестве почетных гостей присутствовали представители международных организаций - ООН, ОБСЕ, ЮНЕСКО. Съезд проходил под общей тематикой «Религия, общество и международная безопасность» по двум направлениям: «Свобода вероисповедания и уважение последователей других религий» и «Роль религиозных лидеров в укреплении международной безопасности».

1-2 июля 2009 г. в Астане состоялся III Съезд лидеров мировых и традиционных религий. В нем приняли участие уже 77 делегаций из 35 стран мира. На секционных заседаниях Съезда обсуждались темы: «Моральные и духовные ценности, мировая этика», «Диалог и сотрудничество», «Солидарность, особенно в период кризисов». По итогам работы форума было принято Обращение участников III Съезда лидеров мировых и традиционных религий к мировой общественности.

Важной особенностью съездов стало то, что в их работе, кроме представителей всех крупнейших конфессий мира, принимают участие видные политики, главы государств и влиятельных международных организаций. Это позволяет принимать действенные решения, которые напрямую могут повлиять на укрепление безопасности в мире, сближение культур и цивилизаций.

В преддверии IV Съезда лидеров мировых и традиционных религий, который должен состоятся 30-31 мая 2012 года., необходимо отметить, что проведение таких форумов получило широкую международную поддержку и стала важным звеном мирового процесса гармонизации отношений государств и народов. В качестве главной тематики IV Съезда лидеров мировых и традиционных религий определена тема: «Мир и согласие как выбор человечества». Проведение таких значительных  форумов дают возможность масштабного межрелигиозного диалога, в рамках которого обсуждаются самые острые общечеловеческие проблемы.

Процессы по укреплению конфессионального согласия, толерантности в казахстанском обществе стали следствием проводимой государственной  политики, направленной на обеспечение свободы совести, духовного возрождения, укрепления гражданского мира. Последователи всех конфессий имеют в Казахстане широкие возможности для удовлетворения своих духовных потребностей.

 

 

 

1. Казахстан - территория мира и согласия.- Казахстанская  правда. - 13.10.2011

2. Выступление Президента Республики Казахстан на открытии I Съезда

лидеров мировых и традиционных религий - http://www.religions-congress.org/index.php?option=com_content&task=view&id

3.Смагулов Е. Казахстанский опыт межконфессионального согласия -  http://www.astana.kz/ru/node/35486

4. Конституция Республики Казахстан. Статьи 3, 4, 5, 19 - Астана – 2008

5. Анализ религиозной ситуации в Казахстане. -  http://www.religions-congress.org/content/view/151/35/lang,russian/

6. Выступление Президента РК Н.А. Назарбаева на Совещании ОБСЕ по межкультурной, межрелигиозной, межэтнической терпимости. – Астана, 2011