Д.социол.н. Акулич М.М.
Тюменский государственный университет, Россия
Современный мир: проблема планетарной нравственной ответственности
В
условиях современного развития человечества, когда происходят интенсивные
глобализационные процессы, актуализируются кризисные явления в природе и
обществе, проблема нравственной ответственности личности и общества, народов и
государств, приобретает острый характер. Люди более
остро начинают чувствовать жизненно важную ответственность за судьбу не только
отдельных стран и народов, но и всей планеты. Становление универсальной
культуры, которому во многом способствует интернет, хотя мы понимаем и наличие
тех негативных тенденций в культуре благодаря интернету, его развитие
сопровождается и пониманием уникальности и бесценности национальных культур, их
важности и необходимости для всего человечества. Ответственность за сохранение национальных культур – это не дело
одной нации, а общечеловеческая задача. «Только широкая общечеловеческая
культура может дать современным обществам граждан, в которых они нуждаются», -
писал Э. Дюркгейм (2., с.252) Человечество
нравственно ответственно перед будущими поколениями за сохранение и
развитие общечеловеческих ценностей. Ценность жизни каждого человека – в этом
антропологический смысл нравственной социальной ответственности.
Нравственная
ответственность может рассматриваться на различных уровнях: личности,
социальной группы, общности, организации, общества и человечества. Нравственная
ответственность может индивидуальной и групповой, при этом сущность ее остается
практически неизменной, но механизмы проявления, содержание могут значительно
различаться.
Нравственная ответственность подразделяется на
социально-нравственную и духовно-нравственную. Под социально-нравственной
ответственностью подразумевается ответственность общества перед личностью, а
личности перед обществом, другими людьми. Этот аспект нравственной ответственности
приобретает все большую значимость. Современная
глобализация, сопровождающаяся многими негативными явлениями, уже обострила
проблему нравственного выбора на уровне глобальных социальных систем и
человечества как целого. Однако, эта проблема остается еще недостаточно
осмысленной и, тем более, мало решаемой. Проблема формирования «глобальных
стандартов» - это не проблема одной какой-либо науки или религии, какой либо
одной страны или группы стран. Это всеобщая проблема, требующая комплексного,
системного решения. Думается, что основой для формирования таких стандартов
являются этические и религиозные нормы и ценности. Становление «глобальных
стандартов» - достаточно длительный процесс формирования глобального в
мировоззрении, глобального изменения ценностных приоритетов человечества. На
сегодня остается открытым вопрос о том, что будет приоритетным – энономический
детерминизм и соответствующие нравственные приоритеты, или «планетарная
ответственность» (Г. Кюнг), в которой реализуется приоритет этики ответственности
этике успеха.
Человечество
ответственно перед природой как средой своего бытия, своего обитания.
Современная экологическая ситуация в мире настолько неблагополучна, что просто
настоятельно требует осознания природы как базовой витальной ценности. И это
должно стать одним из важнейших глобальных стандартов, по которым может
оцениваться экономическая и другая деятельность государств, корпораций и т.д.
Особенно это касается стран, которые условно можно отнести к «сырьевым
донорам». Нравственная ответственность перед природой в планетарном масштабе
предполагает, говоря словами представителей известного Римского клуба, «пределы
роста», т.е. самоограничение. В этой связи человечество оказывается перед
сложной проблемой принципиального ценностного изменения экономической и
экологической политики государств и всемирных организаций. В условиях
господства экономических ценностей, и, в первую очередь, таких как прибыль и
выгода, реализовать приоритет ценности природы становится весьма
проблематичным. Какие еще глобальные экологические изменения должны произойти,
чтобы человек понял, что вообще самоограничение – это нормально?
Нравственная
ответственность перед будущими поколениями не исчерпывается ответственностью
перед природой, хотя, эта ответственность фундаментальна. Мировое сообщество в
планетарном плане ответственно за то, как складываются отношения в мире.
Развязывание войн в современных условиях является угрозой всему человечеству.
Экстремизм и терроризм – это тоже явления глобальные. Нет сегодня государств,
которые могли бы с уверенностью сказать, что это их не коснется. Именно ученые,
исследующие эти феномены должны определить:
-
ценности, которые лежат в основе этих явлений;
-выявить
механизмы формирования новых «планетарных нравственных ценностей», которые
помогли бы решить социально-экономические, социально-психологические и
мировоззренческие проблемы, выполняющие роль побудительных мотивов;
-
предложить пути решения реальных человеческих проблем и устранения условий, их
порождающих с позиций нравственности..
Наука не
панацея от всех бед и, конечно, утопично уповать на то, что она решит
глобальные нравственные проблемы. Р. Мертон в свое время сформулировал
некоторые «принципы большой науки», в которых реализуется идея того, что для
науки нет тайных дверей, а истина – высшая ценность, поэтому моральны и истина
и способы ее достижения. При таком понимании предназначения науки невозможно
говорить о нравственности или не нравственности науки, ибо наука сама по себе,
а нравственность сама по себе. Действительно наука, как объективная истина, не
может быть рассмотрена с позиций морали. Однако реализация научных достижений
должна осуществляется с учетом морали, «этического императива», «золотого
правила нравственности», направляемого не только на других людей, но и природу,
природный мир.
Культурные универсалии в настоящее время
также недостаточно связаны с интенсивно развивающейся наукой, научными
инновациями. В условиях нравственного выбора человек оказывается перед
проблемой базовых, приоритетных ценностей. В философии такое состояние
называется противоречивостью самого нравственного выбора, а, соответственно,
можно говорить и о противоречивости нравственной ответственности. В условиях
экономического детерминизма, сложного структурирования субъектов взаимодействия
на планетарном уровне противоречивость нравственного выбора ведет к гибели
огромного количества людей от самых разнообразных причин.
Духовно-нравственная
планетарная ответственность это вид моральной ответственности,
характеризующийся ответом на глобальные мировоззренческие вызовы. Здесь
неизбежно возникает противоречие между свободой воли человека и нравственным
выбором. Особая роль в осмыслении духовно-нравственной ответственности
принадлежит философии и религии. В философских системах разработаны многие
аспекты свободы и ответственности. И. Кант в категорическом императиве –
«поступай так, чтобы максима твоей воли могла бы иметь также и силу принципа
всеобщего законодательства» по-своему рассмотрел проблему свободы и
ответственности. Соотношение и взаимосвязь свободы и ответственности по-разному
рассматривается в западной и восточной философии, атеистических и религиозных
философских системах.
Проблема
нравственности нашла отражение и в трудах крупных социологов. Общество, по
Дюркгейму, предстает как «средоточие моральной жизни». Э. Дюркгейм
сформулировал моральные общечеловеческие принципы: гармония; социальная
солидарность; социальное здоровье; альтруистическое поведение; защита прав
человека; безопасность человеческой жизни; благосостояние; справедливость. Он
полагает, что высоконравственный человек имеет автономную волю,
дисциплинирован, бескорыстен и готов к самопожертвованию. Это действительно
важнейшие рациональные социально значимые принципы общечеловеческого бытия.
Вместе с тем они не исчерпывают и даже не затрагивают духовную сторону
нравственности.
В
религиозном понимании нравственной ответственности, фундаментальных
нравственных принципов основой является Бог, Божественное. Н. Бердяев писал:
«Дух человеческий в плену. Плен этот я называю «миром», мировой данностью,
необходимостью» (1., с.254). В
философии свобода связывается с необходимостью и, в конечном счете, свобода,
как пишет Н. Бердяев, оказывается в плену у необходимости. По Бердяеву Бог присутствует
в мире как совесть. Нравственная ответственность непосредственно связана с
исполнением Заповедей Божьих.
Может
быть, именно такое понимание нравственной ответственности и является
универсальным, планетарным.
Литература
1. Бердяев Н.А. Философия
свободы. Смысл творчества.- М., 1990.-290с.
2. Дюркгейм Э. Социология.
Ее предмет, метод, предназначение. М.1995.- 352 с.