Право/История государства и право
к.ю.н., доцент Ауешова Б.Т.
Каспийский
государственный университет технологии и инжиниринга имени Ш.Есенова, Казахстан
Развитие казахстанского общества и политического плюрализма
на современном этапе
В
Послании Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу было
сказано, что основной задачей на новом этапе - дальнейшее укрепление основ
открытого, демократического и правового государства, в котором сочетаются как
общепризнанные демократические ценности, так и традиции нашего
многонационального и многоконфессионального общества [1].
В
условиях вхождения Казахстана в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных
стран мира большое значение имеют гражданское общество и политический
плюрализм. Многие исследователи сделали попытку оценить их масштабы, выяснить
сходство и отличие от аналогичного явления в западном обществе. Как нам
известно, Конституция Республики Казахстан провозгласила цель построения
гражданского общества и правового государства[2].
Следовательно,
их пока еще нет. Однако общие контуры возводимого здания ясны, известны основные
элементы. Но одно дело проект, другое - его реальное воплощение в жизнь.
Сложился пока только некий идеальный образ гражданского общества, требующий
глубокого научного осмысления. К тому же реализация замысла осуществляется в
труднейших условиях казахстанской действительности.
О
гражданском обществе в политической жизни ныне говорят многие исследователи,
не очень представляя себе, что это такое. Разумеется, такое состояние порождено
десятилетиями, когда само понятие гражданского общества было исключено из
отечественного теоретико-юридического знания. Но хотя сейчас гражданское
общество вошло в научный и политический оборот оно не должно стать неким
фетишем. Утверждения типа «демократия невозможна без развитого гражданского
общества» не следует принимать на веру.
Выявление
закономерностей соотношения гражданского общества и государства позволяет
правильно проанализировать весь путь пройденный человечеством, понять
современные проблемы государственности, увидеть перспективы политических и
собственно государственных форм, в которых развиваются живые общества различных
стран.
Само
общество не является простой совокупностью индивидов. Это сложный социальный
организм, продукт взаимодействия людей, определенная организация их жизни,
связанная, прежде всего с производством, обменом и потреблением жизненных благ.
Рассмотрение
гражданского общества в качестве совокупности общественных отношении позволяет,
во-первых, подходить к нему конкретно исторически, во-вторых,
выявить специфику главных сфер общественной жизни, в - третьих, называть
субъектов социального общения.
Вот
почему стоит обратиться к истокам появления этого понятия, его первоначальному
содержанию. Глубокое осмысление понятие гражданское общество получило в трудах
Гегеля, в его знаменитой «Философии права». Современная теория государства возвращается к этим философским истокам и
только в сочетании этих истоков и современных разработок удается установить,
что все-таки имелось в виду под понятием - гражданское общество. Прежде всего,
Гегель подчеркивал, что гражданское общество «создано, впрочем, лишь в
современном мире», т.е., по сути, речь у Гегеля идет о том буржуазном обществе,
которое на первых порах расцвело в Европе в начале XIX века [3]. Он точно
определяет политико-правовые и социально - экономические вопросы этого общества
и дает на них содержательные ответы.
Понятие
«гражданское общество» также было разработано такими великими мыслителями
прошлого столетия, как Аристотель, Цицерон, Г.Гроций, Т.Гоббс, Д.Локк, К.Маркс
и др.
Но,
в теории и практике социалистического государства идея независимого
гражданского общества была отвергнута, так как
ограничивала формы и способы вмешательства государства в жизнь самих
граждан, прежде всего контроль за ними.
Это
идея была заменена концепцией политической, экономической, социальной систем,
которые якобы и составляли структуру общества. В Конституциях СССР 1936 и 1977
годов эта концепция получила и юридическое закрепление. Политическая система по
этим теоретическим взглядам и юридическим положениям состояла из органов власти
- Советов народных депутатов и осуществления их властных полномочий.
Экономическая система - из социалистической собственности, социалистических
форм трудовой деятельности. Социальная система - из рабочих, крестьян,
трудящейся (народной) интеллигенции.
Можно утверждать, что гражданское общество в долгое семидесятилетие
существования социалистического государства исчезло из исследовательских работ.
Научные традиции, ценности, идеалы и нормы исследовательской деятельности стали
терять характер жесткой детерминации. У части научного сообщества возникло
сомнение в их функциональной направленности, в способности с их помощью
достигать научной объективности. Появилась возможность их критического
пересмотра и выбора [4].
С
распадом СССР цель формирования гражданского общества и правового государства
воспринята почти всеми государствами, входившими в состав СССР.
В
рамках действующей Конституции Указом Президента была принята «Концепция
развития гражданского общества в Казахстане на 2006-2011 годы». И только в
настоящее время, при переходе Казахстана к социально регулируемой рыночной
экономике, демократическим преобразованиям, вновь обнаруживается большой
гуманистический потенциал этой концепции.
Также создание гражданского общества становится одним из
необходимых условий продвижения Казахстана по пути крупных
социально-политических, экономических и правовых реформ, одной из целей
модернизации казахстанского общества. Сохранение суверенитета и социальных
гарантий потребовало объединения и напряжения всех политических, социальных и
общественных институтов. К этим институтам относится: семья,
общественно-политические движения, общественные советы, центры, фонды, органы
самоуправления, независимые средства информации, мечеть, церковь и т.д. Среди
них особое место занимает политические партии.
Формирование
гражданского общества предполагает разгосударствление многих сторон его жизни и
деятельности. Но это вовсе не означает, что оно совсем не нуждается в
государственности. Сущность гражданского общества состоит в том, что оно
объединяет и выражает, прежде всего, интересы граждан, их чаяния, свободу,
запросы, потребности, а не волю правящих элит, власти, государства. Государство
призвано выступать лишь слугой общества, его доверенным представителем.
Государство для общества, а не общество для государства. В то же время
антагонизма между ними не должно быть .
Соответственно
возникают теоретические разработки, программы и социальные движения, ставящие
себе целью освобождение гражданского общества от власти государства. Наиболее
популярной и влиятельной идеология увеличения меры нормативной и
институциональной автономии гражданского общества становится в странах с
традиционно сильной государственной властью.
Нельзя
не видеть, что во всех такого рода программах дуализм государства и
гражданского общества неустранимый антагонизм начал политического господства и
деполитизированного самоуправления принимается как объективная и бесспорная
данность. Если государство и гражданское общество являются двумя
антагонистически противостоящими друг другу способами интеграции индивидов, то
почему бы не перейти от дуалистического к монистическому принципу свободной
самоорганизации индивидов в социальные общности [5].
Таким образом гражданское общество - это совокупность
нравственных, религиозных, национальных, социально - экономических, семейных
отношений и институтов, с помощью которых удовлетворяются интересы индивидов и
их групп. Современное
гражданское общество - это правовое, либерально-демократическое,
плюралистическое, открытое общество, основным субъектом которого является
свободный индивид, реализующий свои интересы в рамках единого для всех закона и
общего правопорядка.
Основной
идеей в гражданском обществе является идея главенства человека в обществе, идея
самостоятельности человека, способности его самому осуществлять свою
деятельность, опираясь, прежде всего на нравственные принципы, уважая право.
Причем государство не должно вмешиваться в жизнь гражданского общества, и,
только в случае нарушения права допустимо вмешательство государства.
Данный
процесс предполагает наличие конституционных основ правового государства и
функционирование всех институтов гражданского общества. В условиях
трансформации политической системы происходит переориентация всех институтов
общества на углубление демократических процессов; национальные интересы
государства занимают приоритетное положение в структуре власти, легитимно
представляющей позиции большинства членов общества.
Надо отметить,
что для
гражданского общества характерны:
а) свобода человека, т.е.
независимость индивида от тотального контроля государства, партии и т.п.;
обладание собственностью, средствами, необходимыми и достаточными для
достойного существования; самостоятельный выбор профессии, места жительства,
образа жизни; возможность свободного формирования и выражения своих
политических убеждений; признание, соблюдение и защита со стороны государства
прав, свобод, и законных интересов личности:
б) открытость общества - т.е.
доступность информации и СМИ, свобода мысли и слова, образования и воспитания,
свобода совести и свобода критики, «прозрачность» деятельности государственных
органов:
в) плюрализм гражданского общества - т.е.
множественность социальных сил; различие интересов, выраженных в политических
программах и идеологиях; многопартийность; разделение властей, система сдержек
и противовесов, многообразие форм собственности;
г) правовое развитие и самоуправление -
т.е. не только государство, но и общество является правовым; государство
связано суверенитетом народа, правами человека, подчиненного интересам
гражданского общества.
Гражданское
общество начинается с гражданина и его свободы. Само звание «гражданин» в свое
время звучало как синоним независимости, равноправия, достоинства и
самоуважения личности. Оно противопоставлялось всевозможным сословным чинам,
привилегиям, кастовым различиям, воспринималось как вызов угнетенному положению
людей, неравенству и ограничению в правах. Права и свободы, правовое
государство в гражданском обществе ныне восприняты человечеством как
общечеловеческие ценности.
Казахстан,
переживая радикальную, революционного характера, трансформацию 1990-х годов, не
остановился в своем преобразовании, а претерпевает, как и весь мир, глубокие
масштабные изменения, обуславливаемые и стимулируемые, с одной стороны,
общемировыми социотехническими переменами, а с другой - собственными
эволюционными потребностями. Построение независимого, суверенного,
многонационального государства, где постепенно создаются условия для перехода
на новый, исторический уровень развития современного общества, способствовало,
возможно, и успешному развитию политического плюрализма, без чего не
характеризуются ни гражданское общество, ни правовое государство.
В
бывшем СССР употреблять термин «плюрализм» применительно к социалистическому
обществу было не принято. В словарях советского периода плюрализм получал
толкование как понятие идеалистической философии, которое противопоставлялось
материалистическому монизму. Применительно к общественно-политической жизни в
словарях и научной литературе этакого периода плюрализм рассматривался как
категория буржуазной политологии, с помощью которой маскируется наличие в
капиталистическом обществе антагонистических классов, господство
монополистического капитала в политической жизни, оно призвано фальсифицировать
политическую организацию советского общества.
С
началом перестройки, политической реформы, понятие «политический плюрализм»
получает широкое распространение в бывшем СССР. 1990 г. отменено
конституционное положение о руководящей роли КПСС, созданием независимых
общественных структур происходит легализация принципа политического плюрализма,
что привело к утверждению и распространению термина «политический плюрализм» в
научной литературе среди журналистов и политологов.
Казахстанское
общество состоит из множества независимых религиозных, профессиональных,
экономических и других организаций. Эти организации являются добровольными, и
общественная жизнь есть результат их свободного взаимодействия. СМИ эффективно
используют плюрализм в процессе роста политического участия членов общества и
развития активности при формировании общественного мнения. Эти действия
направлены на стабилизацию функционирующей политической системы гражданского
общества. На фоне политического плюрализма укрепляется принцип народовластия,
разделения властей, соблюдение прав и свобод граждан. Одним из важных
направлений развития политической системы является повышение роли политических
партии, как основной субъект политического плюрализма и институтов гражданского
общества.
В
соответствии с Законом РК «О политических партиях» на легитимной
законодательной основе существует плюрализм идейно-политических концепций, мнений.
Такое положение в системе правового государства
способствует углублению демократизации общества, усилению тенденций
политической активности, политического участия в жизни общества. Сохранение и
дальнейшее развитие стабильности в обществе становится одним из приоритетов
государственной политики, и политический плюрализм представляет не только
научно-теоретический, но и несомненный практический интерес.
Литература:
1.Назарбаев Н.А. На пороге XXI в. - Алматы:
Онер,1996. – 183с.
2 Конституция
Республики Казахстан. Алматы, 1998. -44с.
3.Жансугурова Ж.А. Проблемы развития
парламентаризма в Казахстане // Евразийское сообщество. 1995. №3.-С.6-7
4
Инджиголян А. О влиянии ценностных императивов на развитие постсоветского
социального знания. // Саясат №4, 2006. С.26 - 28
5
Аршабеков Н. Социальная революция и социальные движения как формы системной
трансформации общества. //Саясат №5. 2006.- С.45-47