Волгуснова Екатерина

Шадринский государственный педагогический институт

г. Шадринск, Россия

Особенности проявления творческого воображения у младших школьников по методике Г. Роршаха

 

В данной статье пойдет речь об особенностях возникновения у младших школьников ассоциаций по сходству, которые возникают при восприятии ими пятен Г. Роршаха (тест Г. Роршаха).

Как известно, одним из механизмов творческого воображения являются ассоциации. Ассоциация – это возникающая в опыте индивида закономерная связь между двумя содержаниями сознания (ощущениями, представлениями, мыслями и чувствами), которая выражается в том, что появление в сознании одного из содержаний влечет за собой и появление других.

Испытуемым последовательно предлагался стимульный материал теста Г. Роршаха – десять таблиц стандартного размера с изображением симметричных аморфных (слабоструктурированных) «пятен» на белом фоне, из которых пять таблиц содержат пятна черного и различных оттенков серого цвета, две таблицы – пятна красного и серого цвета, три таблицы - многоцветные пятна. Таблицы предлагались в основном положении, в определенной последовательности, согласно номеру на обороте таблицы. Учащиеся, рассматривая изображения на таблицах, должны были ответить на вопрос: «На что похожа эта картинка?».

В процессе выполнения творческих заданий по тесту Г. Роршаха испытуемым оказывались разработанные в свое время У.В. Ульенковой разные виды помощи: стимулирующая – подбадривание, похвала («Постарайся, у тебя получится» или «Правильно, молодец, стараешься, продолжай дальше»), применяющаяся на начальных этапах выполнения задания, а также в случае, когда ребенок неуверен, взглядом или словом просит поддержки, одобрения своих действий; организующая помощь, заключающаяся в организации внимания на каком-то моменте выполнения задания («Не торопись, посмотри внимательно»); разъясняющая помощь – диагност (экспериментатор) говорит: «Еще раз внимательно посмотри на картинку, вспомни, что ты должен сделать, подумай, на что похоже это пятно (эта картинка)».

Обработка полученных данных позволила выделить три уровня творческого воображения, критериями выделения которых служили продуктивность, вариативность, способность использовать образы восприятия и памяти, оригинальность, эмоциональное отношение.

Первый уровень – одна часть испытуемых неохотно принимает задачу, другая принимает её, но ожидает существенную помощь от экспериментатора, продуктивность от 0,3 до 0,5 ответов на одно изображение, вариативность невысокая – 3-5. Оригинальность у одних детей нулевая; у других – 0,1-0,2 на 10 пятен. Присутствуют стереотипия, проявление инертности образов.

Второй уровень – учащиеся понимают смысл задания, проявляют интерес к картинкам, но в большинстве случаев нуждаются в небольшой стимулирующей помощи. Способны найти ассоциации со всеми десятью изображениями, в некоторых случаях нужна стимулирующая помощь. Все ответы осознанные. Продуктивность хорошая: по одному ответу на изображение. Вариативность хорошая − количество использованных категорий – от 5 и выше (количество категорий выше среднего значения по группе). Оригинальность – коэффициент оригинальности равен среднему по группе, незначительные проявления стереотипии и инертности образов. Самостоятельность хорошая, эффективна разъясняющая помощь.

Третий уровень – учащиеся демонстрируют полное и быстрое принятие задачи, проявляют выраженный, стойкий интерес, заинтересованность в хорошем выполнении задания. Способны найти ассоциации со всеми десятью изображениями. Осознанно находят сходство каждого пятна с несколькими предметами или явлениями окружающего мира. Продуктивность высокая, в среднем по три ответа на одно изображение. Вариативность высокая, количество использованных категорий – более 10 (количество категорий выше среднего по группе). Оригинальность – количество выше среднего по группе, проявление стереотипии и инертности отсутствуют. Полная самостоятельность. Основами творческого воображения ребенок владеет, подготовительная работа воображения протекает без затруднений.

Из материалов исследования явствует, что средний показатель низкого уровня творческого воображения в 2004 году равен 32,8%, в 2005 году – 17,8%, в 2007 году – 1,5%, что говорит о том, что показатели низкого уровня творческого воображения с возрастом снижаются.

Анализ результатов исследования также свидетельствует о том, что показатель высшего уровня творческого воображения в 2004 году составляет 50,5%, в 2007 году – 71,2%. Таким образом, различия показателей этого уровня в 2004 году и 2007 году составляют 20,7% (φ*= 4,03 при р≤0,001). Следовательно, к концу третьего года обучения показатели творческого воображения значительно повысились. Это значит, что за три года обучения школьники пополнили запас знаний о живых и неживых объектах, синонимах и антонимах.

Проведенное исследование позволило отметить не только общие тенденции развития творческого воображения, но и его индивидуальные, половые и возрастные особенности проявления творческого воображения в ассоциациях.

Наблюдение за младшими школьниками при восприятии пятен Г. Роршаха позволило установить несколько видов их реакций. Первая – процесс восприятия и перекомбинирования образов представлений автоматизирован, сокращен во времени, интериоризирован; испытуемый дает краткий, односложный ответ. Вторая реакция отличается развернутостью, стадиальностью. Сначала дети воспринимают пятна Г. Роршаха синкретично (Не знаю, что это такое…. Чудище какое-то….). Затем выделяются и квалифицируются отдельные детали (Это крылья…. Это ноги….), потом ребенок называет объект (Это летучая мышь….Это два клоуна….), после этого указывает действия объекта и прогнозирует его последствия (Летучая мышь прикрепилась к потолку…. Может упасть вниз на кого-нибудь. Вот испугаются!). У некоторых детей возникает цепной комплекс ассоциаций по смежности (Это бабочка. У нас на даче их много. Еще я видела стрекоз у озера….). Ассоциации по смежности или мешают процессу перекомбинирования образов, или, напротив, стимулируют его (Бабочка летает в саду. Садится на цветок. Туда прилетает другая бабочка. Они знакомятся….). В этом случае заданная модель включается в ситуацию, производную от ассоциации по смежности. Стоит отметить, что особенности творческого процесса в определенной степени обусловливаются типами восприятия испытуемых (К.В. Валентайн). Обладатели объективного типа видят в пятнах Г. Роршаха конкретные предметы, вещи и т.п.; обладатели субъективного типа испытывают побочные ощущения (Солнце светит. Тепло. Летают бабочки….); восприятие обладателей экспрессивного типа отличается эмоциональной окрашенностью (Фу! Какая-то страшная картинка! Покажите другую….). Эти испытуемые демонстрируют эмоциональное отношение к объектам восприятия (нравится – не нравится), видят в пятнах дерущихся рыцарей, гоблинов, роботов, то есть агрессивных персонажей. Представляется, что в дальнейшем целесообразно будет изучить особенности творческого воображения с учетом методики Г. Роршаха у младших школьников с разными типами восприятия, уровнями агрессии, страха, тревожности и т.д.

Помимо сказанного, выделилось несколько особенностей развития воображения младших школьников, обусловленных различиями их пола. Было установлено, что мальчики в конце первого класса имеют более низкие результаты высокого уровня воображения (66,1%), чем девочки (81,7%). К концу третьего года обучения у мальчиков зафиксировано постепенное повышение высокого уровня воображения − на 10% до 76,1%, у девочек – на 3,6% до 85,3%. Следует добавить, что у мальчиков показатели оригинальности повышаются, а у девочек снижаются. Зато девочки превосходят мальчиков при восприятии пятен Г. Роршаха в более детальной разработанности образов воображения.

К этому следует добавить, что у мальчиков младшего школьного возраста разнообразнее ассоциированные образы пятен Г. Роршаха (15-26 категорий объектов), чем у девочек (10-20 категорий объектов); мальчики видят в пятнах Г. Роршаха диких животных, инструменты, транспорт, корабли и лодки, мультипликационных супергероев, здания; а девочки – людей, домашних животных, аксессуары, одежду, музыкальные инструменты и произведения искусства.

Исходя из сказанного, общими тенденциями в развитии творческого воображения по тесту Г. Роршаха у младших школьников являются: постепенное повышение уровней творческого воображения; расширение диапазона и увеличение количества возникающих ассоциаций у испытуемых из разных учебных заведений.

Индивидуальные особенности при восприятии пятен Г. Роршаха выражаются в двух видах реакций испытуемых, отличающихся друг от друга степенью интериоризированности, а также зависимостью от типологических особенностей. Особенности творческого воображения, обусловленные половыми различиями, выражаются в том, что у мальчиков с возрастом показатели оригинальности повышаются, а ассоциации с пятнами Г. Роршаха становятся разнообразнее; у девочек показатели оригинальности снижаются, а количество категорий ассоциаций увеличивается.

Возрастные особенности воображения испытуемых заключаются в том, что от возраста к возрасту повышаются показатели высокого уровня творческого воображения, увеличивается количество ассоциированных объектов.