Психология и социология /5. Психолого-воспитательные проблемы развития
личности в современных условиях
К.соц.н.,
Махиянова А.В.
Казанский
государственный энергетический университет, Россия
Общество и интернализационный кризис
социализации личности: взаимосвязь и специфика изучения
В научной литературе можно достаточно часто
встретить термин «современное общество», полемику о его характеристиках,
сравнение с традиционным обществом, обоснование положительных и негативных
последствий его развития. Но стоит исходить из положения о том, что любой
социальный процесс не может существовать вне связи с обществом, и
интернализационный кризис в этом плане
не является исключением. Поэтому причины его возникновения, состояние и
тенденции развития в целом необходимо анализировать, в первую очередь, в
неразрывной связи с состоянием и тенденциями развития социума в целом.
Достаточно полно и аргументировано, на наш
взгляд, характеристика основных качеств современного общества
представлена в работе П. Штомпки «Социология социальных изменений», среди
которых автор выделяет следующие: 1) индивидуализм, который сформировался
вследствие того, что личность освободилась от обязательных групповых связей и у
нее появилась свобода выбора социальных групп, а также личная ответственность
за свои поступки; 2) дифференциация, характерная, в первую очередь, для сферы
труда и потребления; 3) рациональность, в основе которой заложены расчет и
деперсонализация управления; 4) экономизм, выражающийся в доминировании
экономической активности над всей социальной жизнью, приоритет в
воспроизводстве, распределении и потреблении
товаров и денежных средств по сравнению с проблемами семейных,
родственных, политических проблем; 5) глобализация, которая достаточно
вариативна и ведет к распространению современности как в пространстве, так и в
разнообразных компонентах повседневной жизни.
П.Штомка анализирует разнообразные изменения и
последствия развития современного общества для различных его систем, которые
затрагивают, по мнению исследователя, и повседневную жизнь. В частности,
отделяется от семьи и расширяется сфера труда, ослабевает социальный контроль
общества над личностью, рабочее время изолируется от времени отдыха. Покупка
товаров приобретает символическое значение и не всегда соотносится с реальными
потребностями личности.
В совокупности с экономическими и политическими
изменениями, данные изменения в социальной сфере, ведут к преобразованию
современной личности. П.Штомпка приводит следующие ее черты: открытость к
экспериментам, инновациям и изменениям; одобрение плюрализма во мнениях;
ориентация на настоящее и будущее, что ведет к экономии времени; уверенность в
собственной способности контролировать природные, политические и социальные процессы.
При этом современная личность основывается на планировании будущих действий для
достижения поставленных целей, она верит в регулируемость и предсказуемость
социальной жизни в целом. Ей также присуще чувство справедливости, уважения
достоинства других людей и высокая ценность формального образования [7,
105-108].
Таким образом, вырисовывается достаточно
позитивная картина происходящих изменений и современность не кажется столь
угрожающей. Однако помимо данных, на первый взгляд, не несущих угрозу характеристик
современного общества, присутствует и обратная сторона медали. Именно ее можно
рассматривать в качестве одной из причин интернализационного кризиса в процессе социализации.
Штомпка П. после перечислений характеристик
современного общества и личности говорит о «разочаровании современности». И в
первую очередь, он называет отчуждение как проблемы, которая была поднята еще
К.Марксом и постепенно обнаружена не только в области труда, но и в политике,
культуре, образовании, искусстве, религии, семье, потреблении и многих других
сферах жизни человека. Опираясь на понятие аномии Э.Дюркгейма, исследователь с
уверенностью утверждает, что современное общество формирует условия для данного
состояния. Оно провоцирует потерю культурными правилами и нормами
регламентирующей силы.
В качестве причин разочарования в современности
приводится также распространение массовой культуры как результата
дезинтегрирующего воздействия индустриализации и урбанизации. Масштабы
современного общества, приводят, согласно его точке зрения, к потере уникальных
групповых привязанностей, к разрыву межличностных территориальных, этнических,
религиозных и т.д. связей. Итогом выступают социально-психологические проблемы
современной личности, утрата чувства со-общества, крушение надежд, ухудшение
качества жизни.
П. Штомпка в своих научных исследованиях исходит
из того, что произошедшие изменения
носят характер культурной травмы. В качестве основных ее последствий выступают
нарушение привычного образа мыслей, действий, моделей поведения, мышления
людей, изменений их жизненного мира в целом. Он исходит из того, что индивиду
присуще тяготение к порядку, привычке, повторяемости, стандартизации и
предсказуемости, которое в совокупности есть стремление к экзистенциальной
безопасности. Травма, таким образом, появляется в обратном случае, когда
происходит раскол, смещение, дезорганизация. На макроуровне современность
приводит к неравенству и отсутствию равновесия в международном сообществе, к
повышению вероятности войн и конфликтов
между государствами из-за сфер экономического и политического влияния [7,
110-114].
Безусловно, что анализ последствий развития
современного общества достаточно разнообразен и включает в себя как позитивные,
так и негативные аспекты. Остановимся только на тех из них, которые так или
иначе можно рассматривать в качестве причин возникновения интернализационного
кризиса в процессе социализации.
В частности Э. Гидденс рассматривает
современность как радикальный модерн, для которого характерны нелинейность в
виде дисперсии (рассеивание) ритмов и
темпов изменений, а также включение индивидов как в общественное изменение, так
и в самоизменение. Он отмечает, что институциональное развитие создает в
общественном сознании чувства дисперсии и фрагментарности социальной реальности, которые связаны с тенденциями глобальной
интеграции. При этом развитие в целом предполагает выход за пределы институтов
радикального модерна и переход к постмодерну.
Относительно интересующего нас аспекта отметим,
что, по мнению Э. Гидденса, процесс рефлексивности людей относительно их
самоидентификации набирает активность и глобальные проблемы в общественном
сознании начинают детерминировать. Повседневная жизнь, в свою очередь,
превращается в комплекс реакций на абстрактные системы, что приводит как к
определенным приобретениям, так и потерям. Ряд признаков постмодерна также
имеют быть уже в настоящем. Например, автор считает, что личность индивида
подвергается разрывам, расчлененности в результате фрагментации жизненного
опыта. Истина начинает приобретать контекстуальный характер и у человека
возникает чувство «опустошенности» повседневной жизни из-за вторжения в нее
абстрактных систем [3, 16-18].
Интересны в этом русле высказывания З.Баумана,
основная мысль которых состоит в том, что личность не только решает задачи
выбора идентичности и признания ее социальным окружением. Основная проблема
«мучающая людей» состоит в умении вовремя суметь сделать выбор другой
идентичности, если прежняя потеряет свою ценность [1, 185].
Российское общество, являясь частью мировой
системы, безусловно, испытывает на себе воздействие указанных тенденций. Стоит
также отметить, что на них накладываются и собственные процессы трансформации,
вызванные распадом Советского союза и
социально-экономическими кризисами. Последствия произошедших процессов,
безусловно, разнообразны, вариативны и достаточно полно проанализированы в
отечественной литературе. Присутствуют как
негативные, так и положительные оценки произошедших преобразований.
Остановимся только на тех из них, которые оказали непосредственное воздействие
на процесс социализации и стали предпосылкой формирования интернализационного
кризиса.
В первую очередь, на наш взгляд, необходимо
отметить потерю единства и однозначности ценностно-нормативной системы. Данная потеря
привела к тому, что в ходе социализации личность сталкивается не просто с
многообразностью и вариативностью многочисленных ценностей, норм и стандартов
поведения, но и с их противоречащим друг другу внутренним содержанием. При этом одной из основ кризисных явлений
является непросто замена одной ценностно-нормативной системы другой, а их
смешение, которое и создает неоднозначность, противоречия.
Данное наложение можно проследить по
исследованиям стадий (фаз, периодов) смены ценностно-нормативной системы.
Например, Т.А. Рассадина считает, что трансформация традиционных ценностей в
российском обществе имеет свой алгоритм
в последовательности фаз движений. Она выделяет следующие фазы: 1. в ходе
первичного взаимодействия с ценностными новациями происходит усиление
значимости традиционных ценностей на фоне нарастания социальной дезинтеграции и
аномии; 2. фаза бифуркации, на которой открываются основные варианты выбора
ценностей и дальнейшего развития в целом; 3. фаза инновационного движения в
системе ценностей, которое происходит в условиях социальной адаптации и
снижения остроты общественных проблем;
4. фаза новых противоречий между культурой в целом и социальными отношениями;
5. фаза «отката» к традиционным ценностным основаниям в многомерном ценностном
пространстве, которое к этому времени приобретает нелинейный характер. Таким
образом, посредством дифференциации и интеграции происходит взаимопроникновение
ценностных систем и формируется новая сложность общественного сознания [5,
16-18].
В качестве источника формирования
интернализационного кризиса стоит отметить также изменения, произошедшие
относительно требований современного общества к человеку. И здесь, на наш,
взгляд, произошли достаточно существенные преобразования, которые во многом
переориентировали вектор социализации в целом.
В этом направлении можно обозначить большой ряд
изменений. Во-первых, от современной личности требуется умение быстрого включения в новые взаимодействия и
осваивания новых сфер деятельности, подвижность на фоне высокой адаптивности,
способность быстро переучиваться. Ф.Уэбстер отмечает, что на первый план выступает не
конкретная специализация, а умение быстрой адаптации, общество нуждается в
«самопрограммируемых» индивидах, умеющих переобучаться по мере необходимости
[6, 31].
О последствиях данных тенденций бьют тревогу уже
многие исследователи. Например, отмечается, что такая социальная гибкость
современного человека достаточно часто становится гипертрофированной и ведет к
негативному изменению его ценностно-нормативной системы. Такие личности не
воспринимают основы корпоративности, могут с пренебрежением относиться к таким
ценностям как привязанность к коллективу и в основу своей деятельности ставят
реализацию проектов [4, 59-60].
Изменения коснулись практически всех сфер жизни
современной личности. Например, общество, предлагая личности условия свободы и
демократии, приучает ее делать выбор постоянно с учетом осознания
неокончательности данного процесса, «чтобы научиться принимать современный мир,
в котором демократия, федерация, гражданское общество и прочие ценности
сочетаются со своими альтернативами и образуют антиномичные единства» [2,
13-14].
Здесь стоит привести высказывания З.Баумана,
согласно которым важным признаком современного общества является обостренное
ощущение неуверенности человека как в его положении, в правах, так и
доступности средств существования на фоне все большей физической
незащищенности. Однако, несмотря на это, современное общество занимается
самоубеждением, что нарастающая неопределенность есть естественный способ
существования, а сталкиваясь с проблемами оно неизбежно стремится примерить
людей с неудобствами и страхами повседневной жизни [1, 18, 79.].
Таким образом, современное общество выступает в
качестве основного источника интернализационного кризиса социализации. Его
причины заложены в таких процессах как многовариативность ценностно-нормативной
системы, приоритет массовой культуры на фоне дезинтегрирующего воздействия
индустриализации, фрагментарность социальной реальности и как следствие
«опустошенность» повседневной жизни индивидов. Происходит повышение требований
общества к личности, особенно к таким ее свойствам как адаптивность, социальная
гибкость. Современная личность находится в непрекращающимся поиске идентичности
на фоне постоянно усиливающейся рационализации повседневной жизни и
межличностного общения.
Литература:
1.
Бауман
З. Индивидуализированное общество / З. Бауман. – М.: «Логос», 2002.
2.
Ильин
М.В. Российский выбор: сделан, отсрочен, отменен? / М.В. Ильин // Политические
исследования. – 2003. – № 2.
3.
Кравченко
С.А. Социологическая теория: дискурс будущего / С.А. Кравченко //
Социологические исследования. – 2007. - № 3.
4.
Кривошеев
В.В. Короткие жизненные проекты: проявление аномии в современном обществе /
В.В. Кривошеев // Социологические исследования. 2009. – С.59-60
5.
Рассадина
Т.А. Трансформация традиционных ценностей россиян в постперестроечный период /
Т.А. Рассадина // Социологические исследования. – 2006. – № 9.
6.
Уэбстер Ф.
Теории информационного' общества.
– М.: Аспект Пресс, 2004.
7.
Штомпка
П. Социология социальных изменений / П. Штомпка / Пер. с англ. под ред. В.А.
Ядова. – М.: Аспект Пресс, 1996.