Д.И. Елаева
Тольяттинский
государственный университет
Совместная деятельность педагога и учащихся с нарушениями
слуха как условие активизации творческих способностей
Проблемой
развития творчества и определения сущности этого понятия занимались многие исследователи.
Понятие
«творческие способности» представлено в трудах Б. М. Теплова, Н. С. Лейтеса, В.
Д. Шадрикова, Л. А. Венгера. Процесс формирования творческих способностей,
творческой активности рассматривался в психологических исследованиях Я. А.
Пономарева, Б. М. Теплова, E. Л. Яковлевой [2]. В педагогических
исследованиях В. В. Рубцова,
М. Н. Скаткина, Г. А. Цукермана раскрыты сущность и
содержание опыта творческой деятельности как одного из необходимых условий
образования. Исследованы отдельные аспекты формирования и развития творческого
потенциала учащихся (В. И. Андреев, В. В. Давыдов, И. В. Дубровина).
При
этом проблема развития творческих способностей учащихся с ограниченными
возможностями (в данном случае с нарушениями слуха) не были достаточно
освещены. Что в современных условиях представляется актуальным, так как по
данным ВОЗ, в 2002 году в мире насчитывалось порядка 250 млн. человек с
нарушениями слуха, что составляло 4,2% от всей популяции земного шара. По
прогнозам к 2020 году ожидается увеличение численности населения с
социально-значимыми дефектами слуха более чем на 30% [4].
Дефект,
вызывая выпадение отдельных функций, недостаток или повреждение органов лишает
человека способности быстрого и свободного общения, что приводит к уменьшению социальных
связей личности и возникновению определенных трудностей в приобретении
жизненного опыта. Л. С. Выготский отмечал, что чтобы достигнуть того же, что и
нормальный ребенок, ребенок с дефектом
должен проявить максимум творчества. Школа должна помочь ребенку преодолеть его
недостаток. Соответственно основная задача обучения в специальных учреждениях
состоит в том, чтобы, наиболее полно используя компенсаторные возможности
ребенка, избежать дефицитарности развития.
Таким образом, развитие творческих способностей детей с
нарушениями слуха позволит им легче проходить процесс социализации. В связи с
тем, что из-за нарушений слуха, дети ограничены в общении и средствах получения
опыта, совместная деятельность с педагогом может оказаться весьма эффективной
для процесса их развития.
Особое
значение для развития творческих способностей имеет внеучебная деятельность,
так как через вовлечение подростков в деятельность по интересам происходит
полноценное проявление пытливости ума, интеллектуальной инициации парадоксальных
решений, настойчивости и самостоятельности в реализации собственной догадки,
задумки, замысла.
Целью исследования стало изучение условий активизации
творческих способностей учащихся с нарушениями слуха. Анализ литературы и
деятельности специализированного образовательного учреждения школы-интерната
показал, что эффективным условием активизации творческих способностей
подростков с нарушениями слуха является специально организованная внеучебная
совместная деятельности в системах «Педагог – Ученик», «Ученик-Ученик». С нашей
точки зрения, особенностью проведения такой систематической работы является не
подавление личных интересов и инициатив каждого для достижения некого важного
для всех результата, а использование потенциала и энергии всех участников.
Нами
была составлена программа для активизации творческих способностей, которая
прошла успешную апробацию на обучающихся государственного бюджетного специального
(коррекционного) образовательного учреждения для воспитанников с ограниченными
возможностями здоровья. В этой программе были предложены различные формы работы.
Так, визуализация открыла возможность, с помощью самовнушения и саморегуляции,
создавать в воображении яркие образы, которые могут отражать стремление самих
детей или создаваться в соответствии с описанием психолога. Для повышения
уровня активности и улучшения межличностного взаимодействия использовались игровые
методы, так необходимые для развития «эмоционального интеллекта». Арт-терапия и
работа в различных стилях декоративно-прикладного творчества стали основными
способами организации совместной творческой деятельности, так как такая работа
способствуют диагностике внутренних проблем и является способом активизации
свободного самовыражения. Важным оказалось использование моделирования и анализа
проблемных ситуаций учащимися через групповую дискуссию, где ребята учились
находить компромисс и отстаивать свои взгляды и жизненные позиции. В рамках
программы мозговой штурм предлагался для создания новых идей, направленных на
решение проблемы. Принимая в нем участие, ребята в атмосфере доверия высказывали
свои предложения, которые совместно обсуждались, с тем, чтобы потом выбрать
самые лучшие и оригинальные идеи.
Результатом осуществления данной программы является
создание выставки и презентация сценариев школьных мероприятий. Программа
реализовалась в командной форме. Каждый класс совместно с педагогом – единая
команда, где лидерскую позицию занимает не педагог, а один из учащихся,
выбранный классом. Особое внимание уделялось тому, чтобы педагог стал
равносильным участником команды и всех мероприятий.
В
целом, организованная совместная деятельность через представленные формы
способствует выходу педагога и учащихся на новый
уровень взаимодействия и сотрудничества, который помогает не только учащимся
более эффективно развиваться в среде специализированного учреждения, но и
педагогам преодолевать эмоциональные барьеры, возникающие при общении с детьми
с нарушенным слухом.
Список
литературы:
1.
Маслова,
Е.С. Изучение изобразительной деятельности школьников с нарушением слуха //
Вопросы психологии. – 1989. - №6.- С.45-52
2.
Пономарев,
Я. А. Психология творчества. – М., 1990.
3.
Психология
глухих детей / Под ред. И.М. Соловьева и др. – М., 1971.
4.
Загорянская,
М.Е. Эпидемиологический подход к профилактике и лечению нарушений слуха у детей
// Дефектология 2010-6, 48-56.
5.
Балашов,
Д. Е. Методологические аспекты исследования проблем социализации глухих //
Социально-гуманитарные знания. - 2008. - №6. - С. 337-344.