Психология и социология/5. Психолого-воспитательные проблемы развития личности в современных условиях
Терелянская И.В.
Агентство
психологической помощи «Камертон», Россия
Характеристика конкуренции и конкурентоспособности с позиции гуманитарного знания
Считают, что термин
«конкуренция» (от латинского concurrere «сталкиваться»,
«соперничать») в науку был введен шотландским экономистом XVIII
века А. Смитом в книге «Исследования о природе и причинах богатства народов».
Он рассматривал конкуренцию как «процесс по достижению богатства или
удовлетворению личного интереса» [3].
Возможность конкурировать граждане получают только при наличии трех условий:
неприкосновенности собственности граждан, их обязательности и свободы в
действиях. «Каждому человеку пока он не нарушает законов справедливости,
предоставляется совершенно свободно преследовать по собственному разумению свои
интересы и конкурировать своим трудом и капиталом с трудом и капиталом любого
другого лица и целого класса». А. Смит
считал, что конкуренция – процесс создания общественного блага, через
преобразование эгоистичного начала в человеке, т.е. имеет в своем начале
социальную природу.
Английский
ученый Т.Р. Мальтус, продолжая учение А. Смита, связал конкуренцию с
численностью населения в стране и неравномерностью распределения богатств [3].
Он впервые употребил выражение «борьба за существование», которым позже
воспользовался Ч. Дарвин в своей книге «Происхождение видов путем естественного
отбора, или сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за существование». Ч.
Дарвин предложил биологическую теорию эволюции, одним из основных положений
которой был отбор на индивидуальном уровне живых организмов в процессе борьбы
(конкуренции) за ограниченные ресурсы. По мнению последнего конкуренция бывает
пассивной – борьба организмов с неблагоприятными условиями внешней среды, и
активной – борьба индивидуумов между собой за выживание.
На
примат биологического в конкуренции указывал и австрийский психолог З.Фрейд. Он
утверждал, что изначально природа человека носит агрессивный характер. От этой
агрессивности З. Фрейд переходит к другой человеческой черте – врожденной
склонности к соперничеству (конкуренции). Т.о. противопоставляя природную базу
конкуренции социальной, основоположник психоанализа, тем не менее, соглашается
с мнением А. Смита о том, что изначально в человеке заложено злое начало.
Французский мыслитель
Ж.Ж. Руссо наоборот полагал, что изначально человек был добр, но цивилизация
сделала его злым и эгоистичным. Вместо термина «конкуренция» он предпочитал
использовать термин «соревнование» и считал, что для того, «чтобы возбудить
среди людей настоящее соревнование в труде следует показывать что труд – это не
средство избежать голода, а способ достигнуть благосостояния» [5].
Большинство же авторов
исходят из того положения, что в человеке изначально присутствует как начало
«зла», так и начало «добра», вследствие чего конкуренция приносит не только
вред, но и несомненную пользу. Так австрийский социолог Ф. Хайек считал, что
хотя результаты конкуренции и приводят к разочарованию и расстройству чьих-то
ожиданий, тем не менее, ее последствия благотворны как для общества, так и для
индивида в целом. Ф. Хайек рассматривает конкуренцию как процесс продвижения
вперед, или процедуру «открытия», «обнаружения» нового – новых возможностей и
предпочтений, а также способов их удовлетворения. В каком-то смысле конкуренция
– это суть механизма координации, распространения и освоения знания» [3].
Конкуренция, по мнению Ф. Хайека, имеет две стороны – субъектную, выраженную в
конкурентных преимуществах, и объектную, описываемую конкурентоспособностью.
При этом конкуренция дуальна, т.е. имеет как биологические, так и социальные
основы своего возникновения. Он считал, что помимо явного профессионального
знания (социальная составляющая) человек наделен знаниями и умениями,
переданными ему генетически (природная составляющая), о которых он может и не
подозревать до возникновения каких-то особых обстоятельств в условиях реальной
конкуренции. Следовательно, конкуренция как одна из форм успешного
существования личности может быть рассмотрена в психологии и педагогике в
контексте самореализации, самосовершенствования и становления личности в
процессе социализации.
Подведя итог
вышесказанному, можно характеризовать конкуренцию с философской точки зрения –
как движущую силу общества; с
экономической – как основу существования государства; с
биологической – как борьбу за выживание, с
социальной - как основное условие профессиональной и социальной успешности человека;
с психологической – как
самореализацию в социуме.
Как видим, термин
«конкурентоспособность», широко представленный сегодня в научной
психолого-педагогической литературе, появился изначально в экономических
теориях. Поэтому конкурентоспособности личности человека на рынке труда можно
дать определение, основываясь на общеэкономические понятия конкурентоспособности
товара, т.к. на профессиональном рынке выпускники высшей школы, по сути,
являются «продавцами» своих знаний, умений и навыков, вступают в конкурентную
борьбу между собой за рабочие места. Конкурентоспособный человек обладает более
развитой системой знаний, по сравнению со своими конкурентами, необходимыми
данному работодателю, профессиональными навыками и способностями, более высокой
квалификацией, высокой способностью достигать поставленных целей при умении
решать широкий спектр профессиональных задач. С другой стороны,
конкурентоспособность специалиста – это его способности соответствовать
требованиям работодателя в данный период, которые рассматриваются через
конкурентные преимущества специалиста по отношению к другим специалистам в данной
области. Т.о. успех на рынке труда зависит не только и не столько от личностных
и профессиональных качеств человека, а во многом от умения правильно «подать
себя», свои таланты, способности и навыки. Для победы на профессиональном рынке
недостаточно обладать огромным багажом знаний и высоким мастерством для
выполнения поставленных задач, но необходимо еще быть способным состязаться с
другими членами общества, претендующими на ту же должность, на то же рабочее
место, вступить в конкурентную борьбу с ними. К. Хорни была убеждена, что
«современная культура экономически основывается на принципе индивидуального
соперничества» [7].
Победа одного – это чаще всего поражение другого или даже многих других.
Психологическим результатом такой ситуации является смутная враждебная
напряженность между людьми, готовность к разворачиванию конфликта.
Анализ современной
психолого-педагогической литературы, посвященной теории конкурентоспособности,
выявил, что однозначного общепризнанного понятия конкурентоспособности нет.
Чаще всего, она ассоциируется с успешностью человека в профессиональной и
личностной сферах. Это понятие перекликается в работах психологов с таким
понятием, как компетентность: социальная, профессиональная и личностная.
Л.М. Митина
рассматривает конкурентоспособность личности как интегральное свойство,
состоящее из таких личностных качеств, которые позволяют специалисту быть более
успешным на профессиональном рынке по сравнению с другими, имеющими такую
же подготовку и образование [4].
К основным качествам личности, входящим в конкурентоспособность принято
относить: четкость целей и ценностных ориентаций, творческое отношение к
делу, независимость, трудолюбие,
способность к риску, стремление к непрерывному саморазвитию, лидерство,
стрессоустойчивость, стремление к постоянному профессиональному росту и
высокому качеству продукта своего труда. «Конкурентоспособность, а в
современном понимании – конкурентных преимуществ человека» (Р.А. Фатхутдинов) [6].
Необходимо отметить, что
не все отечественные психологи относятся к явлениям профессиональной
конкуренции и конкурентоспособности личности как к полезным и необходимым в
обществе. Считая, что «с пропагандой идеи «конкурентоспособности» кадров, не
все и не всегда чисто с моральной точки зрения [2]. Так ведущий специалист России в
области психологии труда Климов Е.А. убежден, что разговоры о важности
конкурентоспособности кадров, скорее всего, отображают «узкую идеологию частных
«работодателей». Которые «в большинстве своем не хотят вкладывать средства в
подготовку, выращивание кадров.
Работодателям выгодно, что на входе в их предприятия толпились,
расталкивая друг друга (конкурируя), опытные «готовые» специалисты». По мнению
Е.А. Климова, речь должна вестись не о конкуренции и отборе более способных
индивидуумов, а о нахождении, развитии и максимальном использовании способностей
и других ценных качеств каждого человека. Нельзя забывать и об этической
стороне этого вопроса. «Есть тонкая грань между помыслами о своем
профессиональном развитии с одной стороны, и помыслами о своей
конкурентоспособности и реализации ее, «работая локтями», - с другой. И эту
грань важно не перейти в нежелательную сторону», - считает Климов Е.А. [2]. Ему вторит профессор МГППУ В.В. Абраменкова: «Мы
имеем опыт западных стран, опыт Америки, который показал: конкурентоспособность
человека не избавляет его от трагедий духовных». Абраменкова В.В. утверждает,
что образование в России на современном этапе нацелено на то, чтобы дать
человеку как можно больше информации, не заботясь о нравственных и моральных
аспектах жизни. «Родители убеждены, что получить блага и место под солнцем
можно, только овладевая информацией. Совершенно забывая о том, что никакая
информация, никакие знания не спасают человека от трагедий внутренних, от
голода духовного» [1].
Т.о.,
конкурентоспособности в современной российской науке некоторыми учеными (В.В.
Абраменкова, Е.А. Климов) противопоставляется духовность и нравственность
человека.
По Л.М. Митиной же, нравственность как одна из составляющих
направленности личности входит в характеристику конкурентсопособности личности.
Она выделяет
три сферы развития способности личности к конкуренции: сферу деятельности,
сферу общения, сферу личности и ее самопознания. А на их основе она различает
три интегральные характеристики конкурентноспособности: направленность,
компетентность, психологическая гибкость [4]. Причем, каждая из них является базовой, и развитие
одной влечет за собой рост другой характеристики.
На основании
литературного анализа теории и практики исследований проблем
конкурентоспособности личности в России и за рубежом мы дали этому феномену
следующее определение: конкурентоспособность личности – это социальная
способность индивидуума, позволяющая ему быть востребованным в различных сферах
деятельности (общественной, личной, профессиональной) на основании его психо-физиологических и личностных качеств и
умения презентовать их в условиях ограниченного спроса.
Литература:
5.
Морлей Д. Руссо. - М.:
Либроком, 2012. 480 с.
7.
Хорни К. Невротическая
личность нашего времени. – М. 1993. – 277 с.