Педагогические науки/5.
Современные методы преподавания
Адильбекова А.К.
Северо-Казахстанский государственный университет
им.М.Козыбаева, Республика Казахстан
Особенности применения интерактивных методов обучения на уроках математики
в начальных классах при формировании элементарных алгебраических понятий
С поступлением ребенка в школу в его жизни происходят
существенные изменения, коренным образом меняется социальная ситуация развития,
формируется учебная деятельность, которая является для него ведущей. На основе
учебной деятельности развиваются основные психологические новообразования
младшего школьного возраста. Обучение выдвигает мышление в центр сознания
ребенка. Тем самым мышление становится доминирующей функцией.
Мыслительная деятельность людей совершается при помощи
мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза, абстракции, обобщения и
конкретизации.
Курс математики в начальной школе разбит на три
основные части: на арифметику, алгебру и геометрию. В нашей работе мы рассматриваем
только формирование элементарных алгебраических
понятий [1].
Для того чтобы понять насколько
глубоко изучаются элементы алгебры в начальных классах, рассмотрим характерные
особенности государственного стандарта по математике в начальной школе.
В раздел алгебры
(в начальном звене) входят следующие ее элементы: равенства, неравенства (числового и буквенного), уравнения, работа с неизвестными выражения и формулы.
Математика – интегрированный учебный предмет, объединяющий в
своем содержании числа и действия, величины, задачи, элементы алгебры, геометрии реализующий их взаимосвязь и
взаимодействие.
Элементы
алгебры. В курсе математики для начальных классов формируются
некоторые понятия, связанные с алгеброй. Это понятия выражения, равенства,
неравенства (числового и буквенного), уравнения и формулы. Суть этих понятий
раскрывается на конкретной
основе, изучение их увязывается с изучением арифметического материала. У учащихся формируются умения правильно пользоваться
математической терминологией и символикой [2].
Таким образом, учащиеся начальных классов получают
вполне адекватные, полноценные знания об элементарных алгебраических понятиях,
представленных в курсе начальной школы в виде равенств, неравенств, уравнений,
выражений и формул.
Рассматриваемые нами интерактивные методы обучения способствуют более эффективному
усвоению материала, в частности эффективному усвоению элементов алгебры, так
как используемые методы и приемы активизируют познавательную деятельность
учащихся, делают ученика не объектом, а субъектом образовательного процесса.
Мнение о том, что учащиеся начальной школы еще слишком малы для применения
интерактивных методов обучения является ошибочным. В доказательство нашей точки
зрения предлагаем рассмотреть психологические особенности младших школьников.
Основной особенностью младших школьников
является слабость произвольного внимания, поэтому требуется близкая
мотивация. Ребенок не может долго сосредотачиваться на неинтересной или трудной
работе ради результата, который ожидается в будущем. Значительно лучше в
младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание. Оно становится
особенно концентрированным и устойчивым тогда, когда учебный материал
отличается наглядностью, вызывает у школьника эмоциональное отношение.
Поэтому важнейшим условием организации внимания
является наглядность обучения, широкое применение наглядных пособий. Поскольку
непроизвольное внимание поддерживается интересом, то, естественно, каждый
учитель стремится сделать свой урок занимательным и интересным. Этому в полной
мере способствует применение игры,
ее отдельных элементов на уроке. Но не следует перегружать урок занимательным
материалом. К.Д. Ушинский говорил, что учение должно быть занимательным для
ребенка, но в то же время должно требовать от детей точного исполнения и
незанимательных для них задач, не наклоняя ни в одну, ни в другую сторону,
давая пищу непроизвольному (пассивному) вниманию и упражняя произвольное
(активное) внимание, которое хотя слабо в ребенке, но может и должно
развиваться и крепнуть от упражнений. Интерактивные
методы предполагают применение различных интерактивных игр, таких как
«тридцать три», «математическая карусель», «ажурная пила» и т.д. Интерактивные
методы обучения помогут перевести обобщение на более высокий уровень. Такой
метод как рефлексия, мини-проекты помогут детям делать свои открытия, видеть и устанавливать взаимосвязь между изучаемым
материалом и жизнью, обобщать и расчленять некоторые факты, делать выводы [3].
Таким образом, мы видим, что младшие школьники
обладают рядом психологических особенностей, учет которых принципиально важен в
организации учебного процесса.
Нельзя сказать, что все приемы и методы
интерактивного обучения можно использовать на уроках математики, но некоторые
из них, адаптировав на учащихся начальной школы, можно смело практиковать и
пользоваться успехом. А какие из данных методов можно адаптировать мы расскажем
ниже.
Ролевая игра — игровой
метод интерактивного обучения, характеризующийся следующими основными
признаками: наличие задачи и проблемы и распределение ролей между участниками
их решения. Например, с помощью метода разыгрывания ролей может быть
имитировано собрание банкиров; взаимодействие участников игрового занятия,
обычно посредством проведения дискуссии. Каждый из участников может в процессе
обсуждения соглашаться или не соглашаться с мнением других участников; разделение
участников на небольшие соревнующиеся группы (группу может представлять один
учащийся) и разработка ими вариантов решения поставленной проблемы (задачи); ввод
педагогом в процессе занятия корректирующих условий. Так, учитель может
прервать обсуждение и сообщить некоторые новые сведения, которые нужно учесть
при решении поставленной задачи, направить обсуждение в другое русло, и т.д.; оценка
результатов обсуждения и подведение итогов учителем.
Метод
разыгрывания ролей наиболее эффективен при решении таких отдельных, достаточно
сложных управленческих и экономических задач, оптимальное решение которых не
может быть достигнуто формализованными методами. Решение подобной задачи является
результатом компромисса между несколькими участниками, интересы которых не
идентичны.
Разыгрывание
ролей требует для разработки и внедрения значительно меньших затрат времени и
средств, чем деловые игры. При этом оно является весьма эффективным методом
решения определенных организационных, плановых и других задач. Ориентировочно
метод разыгрывания ролей требует для проведения от 30 до 35 минут.
Мозговой штурм (мозговая атака, брейнсторминг) -
широко применяемый способ продуцирования новых идей для решения научных и практических
проблем. Его цель — организация коллективной мыслительной деятельности по
поиску нетрадиционных путей решения проблем.
Использование
метода мозгового штурма в учебном процессе позволяет решить следующие задачи: творческое
усвоение школьниками учебного материала; связь теоретических знаний с
практикой; активизация учебно-познавательной деятельности обучаемых; формирование
способности концентрировать внимание и мыслительные усилия на решении
актуальной задачи; формирование опыта коллективной мыслительной деятельности.
Проблема, формулируемая на занятии по методике мозгового штурма, должна иметь
теоретическую или практическую актуальность и вызывать активный интерес
школьников. Общим требованием, которое необходимо учитывать при выборе
проблемы для мозгового штурма — возможность многих неоднозначных вариантов
решения проблемы, которая выдвигается перед учащимися как учебная задача.
Подготовка
к мозговому штурму включает следующие шаги: определение цели занятия,
конкретизация учебной задачи; планирование общего хода занятия, определение
времени каждого этапа занятия; подбор вопросов для разминки; разработка
критериев для оценки поступивших предложений и идей, что позволит
целенаправленно и содержательно провести анализ и обобщение итогов занятия.
Существуют
определенные правила, соблюдение которых позволит более продуктивно провести
мозговой штурм. Перечислим основные из них: 1.
Во время сессии нет ни начальников, ни подчиненных, ни новичков, ни
ветеранов — есть ведущий и участники; никто не может претендовать на особую
роль.
2.
Категорически запрещаются взаимные критические замечания и оценки, они мешают
возникновению новых идей; 3. Следует воздерживаться от действий, жестов,
которые могут быть неверно истолкованы другими участниками сессии; 4. Как бы ни была фантастична или невероятна
идея, выдвинутая кем-либо из участников сессии, она должна быть встречена с
одобрением; 5. Попытайтесь с самого начала убедить себя, что положительное
разрешение данной проблемы имеет для вас чрезвычайно важное значение; 6. Не думайте, что эта проблема может быть
решена только известными способами; 7. Чем больше выдвинуто предложений, тем
больше вероятность появления новой и ценной идеи.
Литература:
1. ГОСО РК. Начальное общее
образование. Учебный предмет «Математика». (1-4 классы). – Астана, 2010. – 97 с.
2. Оспанов Т.К. и др. Учебная
программа «Математика».- Алматы: 2010.- 135 с.
3. Кашлев С.С. Технология
интерактивного обучения. – Минск, «Белорусский верасень», 2005.-120 с.