УДК 911.(07). (574.5)
ГЕОГРАФИЯ
И ГЕОЛОГИЯ/ 9. Экономическая
география
К.п.н.Кенжебаева Р., магистрант Калшораев Е.Н., ст.преподаватель Бугенбаева
С.С
Южно-Казахстанский государственный
университет им.М.Ауезова, Казахстан
Перспективы развития туризма в Южно-Казахстанской
области
Современный туризм, охвативший десятки
стран, стал показателем их общего экономического развития. Как отрасль туризм
всё больше увязывается со стратегией устойчивого развития стран [1].
Туризм в настоящее время в Республике Казахстан рассматривается как полноправная отрасль народного хозяйства, что закреплено рядом законодательных документов.
Южно–Казахстанская область (ЮКО)
располагает всеми предпосылками для развития туризма: разнообразные ландшафты, богатое культурно – историческое
наследие и радушное гостеприимство, положение на трассе Великого Шелкового пути.
В последнее время из
всех форм организованного отдыха в ЮКО,
все большее значение приобретает туризм, экскурсии в целях паломничества к святым местам. В настоящее время в области четко выделяется маршрут массового
паломничества, который связан с
культурно-историческими памятниками исламского периода, относящимися к
жизнедеятельности местного проповедника ислама, суфиста – Ахмеда Ясави.
Маршрут начинается с посещения мест захоронения его родителей,
расположенных в селе Сайрам (Испиджаб). Испиджаб был одним из самых древних городов
Казахстана (более 2000 лет).
Начиная
с VIII века,
Испиджаб стал крупной
крепостью, оплотом исламского мира в противовес
язычникам тюркам. Ни
один другой древний
город Казахстана не
имеет такого большого
количества памятных исламских
мест, как Сайрам. Здесь находятся многочисленные
мавзолеи святых, в их числе Ибрагим
Ата, Карашаш Ана и другие [2,3,4].
Первым посещается мавзолей
Ибрагим Ата. Ибрагим Ата,
отец Ахмеда Ясави,
жил в конце XI
начале XII
веков в Сайраме. По
преданию мавзолей, сооруженный
в XII
- XV в.
был разрушен, современное
сооружение XIX в (общие
размеры 7 × 7м.,
высота 8,25м). Представляет собой
небольшое купольное строение
(традиционное) из сырцового
кирпича. Внутри находится саркофаг,
покрытый белой тканью
(у левой стены), на стене
надписи на арабском языке. Процедуре предшествует чтение молитвы [5].
По
легенде, Ахмед Ясави,
обживаясь в Туркестане, в сердцах, с
обидой на отца,
обронил фразу (примерно): « …Зачем вы
выслали меня, мало,
что ли вам земли? Тогда
пусть могила ваша
будет висеть на
краю обрыва!... ». Пророчество
сбылось только в
1936 – 38 годах -
прямо через холм
с могилой его
отца прошла трасса
Сайрам – Манкент и могила
буквально зависла над
обрывом с бок
дороги. Позже были
проведены большие закрепительные работы и благоустройство территории (сдвинута дорога,
насыпана земля и заложен сад) [5].
Затем посещается мавзолей Карашаш
Ана. Представляет собой современное
сооружение середины XIX в (вместо
разрушенного), общие размеры 7 × 6,5 м., высота 9,3 м. По
преданию, мавзолей сооружен
над могилой матери
Ахмеда Ясави, её
имя Айша хатун,
она была дочерью
знаменитого шейха Мусы
и одной из
грамотных женщин своей
эпохи. Её почитают тюркоязычные народы всего мира
и отождествляют с
идеалом материнства. Мавзолей
находится в центре
Сайрама, на краю старого
кладбища. Представляет собой
такое же портально-купольное строение.
Вторым
объектом маршрута является посещение мавзолея, построенного на могиле наставника Ахмеда
Ясави – Арыстанбаба (Арысланбаба) у
развалин древнего города
Отрара (в 3 – 4км к
северо – западу от районного
центра Шаульдер, в 160км к
северо-западу от г. Шымкента) [5].
В научных трудах про Арыстанбаба мало
сведений, в трудах К.Г.Зелеман, А. Диваева,
В.В. Бартольда, А.А.
Семенова, М.Е. Масона и
др. кратко отмечается,
что он был учителем Ходжи
Ахмеда Ясави. Имя
Арыстанбаба чаще встречается
в поэтическом сборнике « Диван – и – Хикмет » Ходжи
Ахмеда . Среди сайрамцев известны
слова Ахмеда Ясави,
которые также есть
и в сборнике …в семь лет
встретил и поздоровался с Арыстанбабом и
…..когда он отдал
мне аманат – хурму….. По легенде
Арыстанбаб прожил 500 лет,
был преемником пророка
Мухаммеда, учителем Ахмеда
Ясави, он и
благословил его на
проповедование ислама, передав
ему аманат (вещь
на хранение) [2,6,7].
Мавзолей
был перестроен в
1910 году, наибольшую
ценность для науки
представляют его резные
деревянные колонны XI – XII веков.
Сейчас мавзолей является
местом поклонения и
очень популярен среди
паломников [2].
Среди верующих бытует поговорка: «Ночуй у
Арыстанбаба, проси у Ходжи Ахмеда».
Поэтому паломники по
четвергам и пятницам ночуют у могилы и
молятся (для этого
имеется отдельная большая
комната), затем продолжают
свой путь примерно
еще 60 км до
Туркестана [5].
На
территории кладбища, недалеко
от мавзолея Арыстанбаба, на открытом месте
имеются привезенные и
перезахороненные земли могилы
Абу - Наср - Аль – Фараби (родом
из Отрара) и
др.
Отрарский
оазис наиболее интересный
в архитектурном отношении
район всего Казахстана.
Здесь на площади
около 300 кв. км (место впадения реки Арысь
в Сырдарью) находится более
50 развалин древних
городов, поселений, усадеб,
сторожевых вышек. Большинство
из них запустело еще в X - XII
вв. и
не сохранило свое
историческое имя. Имя
свое через столетия
пронес только Отрар [7].
Собственно для посещений экскурсантами древнее городище не
приспособлено. Посещаются мавзолей
и музей. Сейчас рядом
с городищем открыт
государственный музей – заповедник, что явилось
началом осуществления международной программы «Великий шелковый путь», принятой
Организацией Объединенных Наций.
В состав музея
включена вся территория
древнего города Отрар
(более 11547 га) с
мавзолеем Арыстанбаб.
Заключительный объект экскурсии – мавзолей
Ахмеда Ясави. Он расположен в г. Туркестане, и
является архитектурной жемчужиной средневекового Казахстана - жемчужиной
рекреации (святое место
паломничества
мусульманского населения).
Строительство мавзолея Ахмеду Ясави
в Туркестане было
начато по указу
Тимура - правителя
Средней Азии (233 года
спустя после смерти
Ясави), уже до
этого его могила
была местом паломничества, и её трёх
кратное посещение приравнивалось к хаджу в
Мекку. Тимур понимал, что
людям нужен объект
для поклонения. Мекка
и Кааба далеко,
не у всякого хватит
денег и здоровья
для паломничества при
тогдашних средствах передвижения. Мавзолей Ахмеда Ясави
прежде всего возвеличит
его самого, Тимура.
Он стремился упрочить
свое господство в
степях Казахстана, а
Туркестан находился как
раз на стыке двух хозяйственных форм - кочевого
скотоводства и оседлого
земледелия [6].
Строительство было
закончено в начале
ХV века.
Грандиозность и красота
мавзолея поразила весь
мусульманский Восток.
Кроме Ахмеда
Ясави, здесь похоронены
казахские ханы и
шейхи: Абулхаир, Аблай,
Джульбарс и другие. В
комплексе мавзолея много
различных залов и помещений
(склеп, мечеть, кухня,
библиотека, комнаты для занятий
учебой и др.).
Ходжа
Ахмед Ясави (1105 – 1166) среднеазиатский поэт
проповедник ислама родился в Испиджабе (Сайрам). Автор
сборника стихов «Диван - и - Хикмет» - «Кладезь Мудрости». Первым его наставником был
шейх Арыстанбаб. Потом
он учился в
Бухаре у шейха
Юсуфа Хамадани, известного
проповедника суфизма в
Средней Азии. Что характерно,
обычно каждого святого
окружают легенды, которые
передаются из поколения
в поколение.
Уже
в юности у
него обнаруживались признаки
святого (исцеление, выполнение
каких - то действий с
помощью молитвы), по
легенде Ахмед, наблюдая, как отец делал прополку
моркови, сказал, что
зачем выполнять такую
трудную и бесполезную
работу таким образом. Тогда отец разрешил ему
сделать это по-другому.
Ахмед, помолившись, сказал:
« …всем лишним травам
уйти и остаться только нужной
моркови…». И действительно травы не осталось!
Тогда отец понял,
что сын обладает
особым даром и,
возможно, лучше него.
Он сказал ему: «…Две
головы кочкара (барана -
образно) в одном
котле не варятся.
Бери верблюда, необходимые
вещи и отправляйся в путь, где
твой верблюд сядет
- там и обоснуйся…». Ахмед
сел на верблюда задом наперед,
из уважения к
родному дому и
родителям, и отправился
в путь [3,5].
Верблюд
Ахмеда сел в
пустынном месте, с
ветрами и засоленной
почвой. Он остался там
жить (Туркестан), трудно было
осваивать эти земли.
Он продолжал заниматься
суфизмом, создал школу – группу единомышленников, обосновал орден
ясавитов – суфистов.
После
достижения возраста пророка
Мухаммеда (63 года), он
удалился жить в
келью под землей,
считая, что он
не вправе жить
на земле дольше
пророка. Предполагается, что
он дожил до
128 (129) лет.
Сейчас
мавзолей включен в Международное кольцо туризма и
открыт широкому кругу
посетителей. Мавзолей является
местом паломничества мусульман
всего мира. По решению
ЮНЕСКО, в 2000
году было отмечено
1500 – летие города Туркестана
на мировом уровне.
Несомненно, что доля Южно-Казахстанской
области в туристском потенциале Республики Казахстан будет расти. Однако для
лучшего и полного использования туристско-рекреационного потенциала области
необходимо решить одну из главных практических задач – создать современную
туристскую инфраструктуру, отвечающую международным стандартам.
Литература:
1. Ердавлетов С.Р. География туризма. Изд. «Атамура»,
Алматы, 2000 г.
2. Подушкин Н.П., Подушкин А.Н. Очерки по истории и
культуре
Казахстана. Изд. «КАЗакпарат», Алматы,
2003 г.
3.Эралиев Н.Т. Олис мозийдан дараклар (Сайрам
(Испиджаб) тарихи
историографияси), Шымкент, 2004
г.
4. Байтанаев Б.А. Древний Испиджаб. Шымкент – Алматы.
2003г.
5. Турсункулова Л.А., Турсункулов Э.Т. Наиболее
популярные маршруты
массового
паломничества в Южно-Казахстанской области. Журнал
Научный мир
Казахстана. - Алматы, 2008. - № 1.
6. Бартольд В.В. История Туркестана. Соб.соч. Том II., М.,1963 г.
7. Подушкин Н.П., Подушкин А.Н. Археологические
памятники
Чимкентской области. Чимкент, 1990 г.
Резюме
В статье
приводится вариант наиболее популярного туристского маршрута-паломничества
культурно-познавательного характера по святым местам, связанным с
жизнедеятельности местного проповедника ислама, Ходжа Ахмеда Яссави.
Summary
The article gives a
version of the most popular tourist route of pilgrimage and cultural-cognitive
nature of the holy places connected with the vital functions of Islam Khoja
Ahmed Yassawi.