Психологические концепции процесса развития мышления:
исторический аспект
Сарсекеева Ж.Е., Сарсекеева Н.Е.
Казахстан, г. Караганда
Теоретический анализ истории
психологических концепций позволил выделить основные подходы к источникам
формирования мышления человека.
В ассоциативной психологии мышление во
всех его проявлениях сводилось к ассоциациям, связям следов прошлого опыта и
впечатлений, приобретенным от настоящего опыта. Само мышление не является
своеобразным процессом и сводится к простому сочетанию образов памяти -
ассоциациям по смежности, сходству, контрасту и т.д. Процесс развития мышления
в ассоциативной психологии сводится к тому, что элементы, на которых
основывается функция мышления – ассоциативная и персеверативная – с самого
рождения ребенка не объединены, а лишь в процессе взросления появляется
объединение этих тенденций, их цементирование, что и составляет ключевую линию
в развитии мышления.
Против такого подхода к исследованию
процессов мышления выступили представители Вюрцбургской школы и представители
гештальтпсихологии. Экспериментальные исследования мышления Вюрцбургской школы
в 1900-х гг. (О. Кюльпе [1]) позволили выделить такие факты, которые показали
несводимость мышления к закономерностям образования и функционирования
ассоциаций. Эти опыты доказывают, что не только отдельные мысли необыкновенно
легко удерживаются и сохраняются, но также и то, что мысли соединяются одна с
другой, нарушая все законы памяти [1].
Родоначальник
бихевиоризма, американский психолог Дж. Уотсон рассматривал мышление как
феномен поведения. Он стремился интерпретировать внутреннюю мыслительную
деятельность как совокупность сложных цепей речевых навыков, формирующихся по
совместной для поведения животных и человека схеме «стимул-реакция». Таким
образом, мышление сближалось с навыком, занимающим основное место в психологии
поведения [2].
Представители гештальтпсихологии (М.
Вертгеймер [3], Р. Майер [4]) выступили против классических ассоциативных и
бихевиористских представлений о процессе мышления. Мышление, по их мнению,
сводится к движению мыслей в замкнутых структурах сознания и понимается как
интуитивное усмотрение искомого решения за счет нужной для него связи или
структуры [3,4].
В теории психоанализа исследовалась
зависимость мышления мотивации и потребностям человека. В качестве особых форм
мышления у человека рассматривались защитные механизмы. Психоаналитический
поход к изучению мотивации мышления является ограниченным, поскольку мышление,
проявляющееся в сновидениях, остроумии, творчестве, трактуется лишь как область
проявления мотивации. Конкретный вклад мотивации в организацию, строение
мыслительной деятельности в теории психоанализа не рассматривался.
Мышление как биологический процесс
рассматривалось в когнитивной теории Ж. Пиаже, который пользовался понятием
«интеллект», а не «мышление» [5]. В самом общем виде интеллект определялся им
как дальнейшее развитие отдельных фундаментальных биологических характеристик.
В качестве таких характеристик и основных функций интеллекта выступают
организация и адаптация.
В соответствии с гуманистической
психологией (А. Маслоу [6]) главное в мышлении личности – ее устремленность в
будущее, к свободной реализации своих способностей.
Во второй половине XIX в.
сложилась теория мышления, созданная трудами И.М. Сеченова, развивающая
положение о рефлекторной природе психики. Общее, что было выделено для всех
психических явлений, - это то, что они представляют осуществляемое мозгом
отражение действительности, с которой человек находится в постоянном
взаимодействии [7].
Вследствие этого в психологии, исследующей
природу формирования культуры мышления, наиболее значима культурно-историческая
концепция развития личности. Она выдвинута Л.С. Выготским [8] в сотрудничестве
с другими психологами (А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец и др.) и включает анализ
развития высших психических функций мышления человека. Анализ ключевых ее
положений доказывает, что основа психического развития человека - качественное изменение социальной ситуации
его жизнедеятельности, где исходная форма развития мышления – развернутое
выполнение деятельности человеком в социальном плане.
Таким образом, мышление существует как
явление по природе своей общественное, поскольку природа человека во всех его
природных и социальных качествах есть продукт истории, осуществляется именно в
ходе истории, в процессе той или иной деятельности.
Список литературы
1. Кюльпе О. Современная психология
мышления. – Спб, 1914.
2. Уотсон Дж. Психология как наука о
поведении. – Госиздат Украины, 1926.
3. Вертгеймер М. Продуктивное мышление:
пер. с нем. – М.: Прогресс, 1987. – 336 с.
4. Майер Р.А. Задачи, направленные на
развитие функционального стиля мышления школьников. – М., 1973. – С. 36-50.
5. Пиаже Ж. Природа интеллекта //
Избранные психологические произведения. – М., 1994.
6.
Maslow A.H. Motivation and Personality. Harper and Bros., 1954.
7. Сеченов И.М. Избранные философские и
психологические произведения. – М.: Учпедгиз, 1947. – 419 с.
8. Выготский Л.С.
Мышление и речь. – М.: Лабиринт, 1999. – 352 с.