Педагогические науки/3.Методические
основы воспитательного процесса
К.пед.н.
Куроленко Е. М.
Сибирский
федеральный университет
Актуальность идей толерантности в
педагогике
Понятие «толерантность» прочно вошло в теорию и практику многих наук, таких как педагогика,
психология, философия, социология, политология, этнология, математика, медицина и др. [1, c.
8]. Это объясняется актуальностью данной тематики, поскольку отражает вектор развития современного
общества – отказ от насилия.
Педагогические
идеи толерантности содержатся в работах
многих педагогов прошлого и настоящего. Так,
например, в трудах Ж.-Ж. Руссо, Л.Н. Толстого, К.Н. Венцеля неоднократно высказывались
идеи, близкие к толерантным. В работе
«Идеальная школа будущего и способы
ее осуществления» К.Н. Вентцель отмечает важный аспект в педагогической
деятельности - «развитие воли путем свободного действия и путем
самостоятельного творчества, потому что творчество является фактором душевной
жизни» [2, с.28]. Один из принципов обучения и воспитания учащихся Р. Штейнер
назвал «терпимость». «Стоит подумать о последствиях, вытекающих из двух положений
- приверженность собственной позиции и понимание позиции других. Только из
такого подхода вытекает способность людей к социальному сотрудничеству. Но
никаким внешним доверием не добиться этого. Желание взаимодействовать должно
исходить из глубины человеческой души». [7, с. 108].
Известно, что теория и практика
педагогической деятельности В.А.
Сухомлинского пронизана идеями
толерантности. Он писал: «В наших руках
величайшая из всех ценностей мира - Человек» [5, с. 121]. В отечественной и зарубежной науке и практике идеи толерантности реализуются в различных педагогических
подходах: педагогике сотрудничества, в педагогике искусства, диалоговой
педагогике, педагогике ненасилия и др.
Цель педагогики ненасилия можно определить как
воспитание молодого поколения в духе
толерантности, миролюбия, сотрудничества, уважения прав и свобод других людей,
бережного отношения ко всему живому, решения конфликтов без использования форм
насилия. Данная цель реализуется посредством двух подходов. Во-первых, путем воспитания у молодежи
толерантного отношения к различным событиям, явлениям, людям; во-вторых, путем внедрения идей толерантности в учебно-воспитательный
процесс, и, как следствие, гуманизации образовательного пространства.
Толерантность человека можно определить как свойство личности, в котором
выражается отношение к миру в целом,
вещам, предметам, другим людям, усиливающееся при наличии некоего барьера, переживаемого в виде неприятия, и которое может трансформироваться в понимание,
доброжелательность, сотрудничество,
ассертивность.
Педагога
часто называют «душой образовательного процесса», «главным действующим лицом»,
поскольку педагог является посредником в культивировании идей
толерантности, как в среде
коллектива преподавателей, так и непосредственно среди учащихся [6].
Толерантный
преподаватель воспитывает с любовью и во имя любви: вовлекает в процесс воспитания
общественность, поощряет совместную деятельность, признает значимость и
способности каждого, уважает чувства и позицию учащегося, формирует чувство
справедливости, избегает жестких иерархических отношений, создает свободную и демократическую
атмосферу, не допускает проявлений авторитаризма и манипулирования, готов и способен
к диалогу, воспитывает сопричастность,
является примером для учащихся, развивает у них чувство взаимного
расположения, умеет слушать и др. Поэтому важным педагогическим
условием реализации толерантных целей и задач является повышение уровня профессиональной подготовки педагогических
кадров, что приводит к актуализации мотивационной готовности
педагогического коллектива к
формированию толерантного пространства в
учебном заведении.
Организация образовательного и
воспитательного процессов на толерантной основе содержит следующие компоненты:
наполнение позитивным содержанием
взаимодействий между людьми,
бережное отношение к природе, расширение творческих видов деятельности, уважение прав человека,
обучение бесконфликтному общению,
сотрудничеству, создание
позитивной атмосферы в учебном заведении, извлечение положительных моментов из
многообразия жизненных явлений, особенностей людей и др. [4].
Программы по
культуре должны предоставлять
возможность учащимся изучать различные мировые культуры, соотнося их с
отечественной культурой. На конкретном
материале актуально знакомить их с универсальной природой человека, с широким спектром расового, этнического и
культурного разнообразия, демонстрируя при этом потенциальную основу человеческой
солидарности, общечеловеческие ценности и идеалы. Учащимся необходимо изучать формы возникновения, обсуждения проблем человечества и позитивный опыт решения глобальных задач. Практическими
средствами формирования толерантности могут быть лекционные и семинарские занятия, тематические уроки, культурные
мероприятия, определенные виды тренингов, дискуссии, диспуты, внеклассные вечера, обсуждение сложных
жизненных ситуаций и многое другое.
Индивидуальные особенности человека или группы
людей должны уважаться и рассматриваться как проявления уникальности каждой
личности и человеческого достоинства. Принципы, содержащиеся во Всеобщей
декларации прав человека и в других международных правовых документах, могут стать основой для воспитания уважения, как к
уникальным качествам конкретного человека, так и к человеку вообще. Не
случайно один из принципов развития толерантности в современном мире –
ненасилие [3, c.
11-14]. В данном контексте экологический принцип
разнообразия как источника силы, действующий на нашей планете, может быть
применен и при изучении социальных, экономических и политических процессов.
Преподавателю
следует обращать внимание учащихся на то, что плюрализм является несомненной
ценностью дружественного сообщества в глобальном масштабе. Необходимо строить
отношения между людьми на основе
толерантности, которая проявляется
в конкретных фактах современной
жизни при «строительстве» сообществ, объединений, развитии демократических процессов, разрешении конфликтов.
Литература:
1.Асмолов А. Г.
О смыслах понятия толерантность. Век толерантности /А. Г. Асмолов, Г. У. Солдатова,
Л. А. Шайгерова // Век толерантности. - 2001. - № 1.
2.Вентцель К. Н. Идеальная
школа будущего и способы ее осуществления //Свободное воспитание, 1908-09. N 8.
3.Декларация принципов
толерантности: [утв. резолюцией Генеральной конференции ЮНЕСКО от
16 ноября. 1995 г.] // Первое сентября. - 2000. - № 66.
4. На пути к толерантному
сознанию /Отв. Ред. А. Г. Асмолов.- М.:
Смысл, 2000.
5. Сухомлинский В.А. Сердце
отдаю детям. Рождение гражданина.- Кишинев: Лумина,1979.
6. Чернявская В. С.
Развитие педагогической толерантности //Пособие для психологов и педагогов.-
М.: ACADEMIA, 2002.
7. Штейнер Р. Духовные
основы воспитания. - Рига, 1990.