К.ф.н. Ланская О.В.
МОУ СОШ № 14 г. Липецка, Россия
Мир в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»
В романе Л.Н.
Толстого «Война и мир» ключевое слово мир раскрывает разные по своей сути смыслы
окружающей человека действительности. С одной стороны, мир – это отсутствие войны, дом с его особым
укладом и традициями; с другой – пространство, в котором этот дом существует,
мир природы.
Название произведения «Война и мир»,
основанное на противопоставлении, предполагает многоуровневое осмысление
значения данной лексической единицы, восходящей к реально-физическим и
сакральным смыслам. В связи с этим слово мир
наряду со словом война представляет
собой своеобразный композиционно-смысловой узел произведения, через осмысление
которого определяется вся его образная система, отношение автора и его героев к
окружающей действительности, познание пространства как философской категории. С
одной стороны, слово мир через слово милый приобретает значения «приязнь»,
«доброжелательство» [1, с. 238]; с другой – через слово пространство реализуется
значение «конфликт».
В тексте слово мир имеет следующие значения: 1. «Действительность, бытие с точки
зрения порядка, строя жизни на земле» [2, т. 6, стб. 1033]: «Нашему доброму и
чудному государю предстоит величайшая роль в
мире, и он так добродетелен и хорош, что бог не оставит его, и он исполнит
свое призвание» [3, 4: 9]; 2. «Отсутствие войны, вооружённой борьбы между
народами, государствами» [2, т. 6, стб. 1037]: «– Нет, этот аббат очень
интересен, но только не так понимает дело... По-моему, вечный мир возможен, но я не умею, как это
сказать... Но только не политическим равновесием» [4: 34]; 3. «Группа людей,
объединённых общностью занятий, интересов; определённая общественная среда:
«Князю Андрею вообще неприятно было видеть людей из своего мира» [6: 212]; 4. «Сельская община; члены этой общины»
[2, т. 6, стб. 1035]: «– Ты мир-то
поедом ел сколько годов? – кричал на него (на Дрона. – О.Л.) Карп»; «– Я от миру
не отказчик, – говорил Дрон» [6: 169]. Слово мир употреблено также в значении «внутренний, духовный мир» [БАС,
т. 6, стб. 1034].
В произведении представлено множество миров. У каждого героя или сообщества
людей свой мир, о чём свидетельствует наличие в тексте ряда определений,
характеризующих как отдельного человека, так и всё общество в целом и
восходящих к противопоставлениям «Ростовы – светское общество», «Наташа –
Анатоль Курагин», «княжна Марья – m-lle Bourienne», «Москва – Петербург»,
«Лысые Горы – Москва / Петербург» и др. Так, Долохов и Курагин были известны «в мире повес и кутил Петербурга» [4:
44]. Николай Ростов, вернувшись домой после кампании 1805 года, снова попал «свой семейный, детский мир» [5: 12]. Наташа после сближения с Элен
и Анатолем Курагиным оказалась «в том странном, безумном мире, столь
далеком от прежнего, в том мире, в
котором нельзя было знать, что хорошо, что дурно, что разумно и что безумно»
[5: 352]. Борис достиг своей цели (карьера, женитьба на богатой невесте) и
попал, его представлении, «в высшие миры»
[5: 146]. «Сосредоточенную, грустную и пасмурную атмосферу
княжны Марьи» автор противопоставляет легкомысленно-веселому и самодовольному
миру [4: 122 – 123] m-lle Bourienne.
Стремится вырваться «из … заколдованного, ничтожного мира московских
привычек» [6: 85] и Пьер Безухов.
Особый мир создан Болконскими в Лысых
Горах и Богучарово. Это для героев особое пространство, изменяющееся в
зависимости от обстоятельств и отношения к миру. С одной стороны, это мир
старого князя Болконского, устроенный и существующий по своим собственным
законам; с другой – мир князя Андрея, восходящий к противопоставлению «Лысые
Горы / Богучарово – Петербург». Герои, оказавшись отрезанными от всего мира в
своих родовых имениях, в то же время не потеряли интереса к окружающему:
«Старый князь <…> был все такой же, как и прежде, только с еще большим
озлоблением и недоверием к действительности того, что происходило в мире [6: 39]; «Несмотря на выказанное
им Пьеру равнодушие ко всем внешним
событиям мира, он (князь Андрей.
– О.В.) усердно следил за ними,
получал много книг» [5: 160].
Особый мир Андрея Болконского связан с его
отношением к сыну. Так, во время болезни ребёнка, когда княжна Марья и князь
Андрей понимают, что Николушка
выздоравливает, они чувствуют, что рождается
новый мир, основанный на любви, сопереживании, сострадании, мир,
противопоставленный всему свету. И в этом мире князь Андрей ощущает себя
счастливым и несчастливым одновременно: «Княжна Марья потянулась к брату и
поцеловала его, слегка зацепив за полог кроватки. Они погрозили друг другу, еще
постояли в матовом свете полога, как бы не желая расстаться с этим миром,
в котором они втроем были отделены от
всего света. Князь Андрей первый, путая волосы о кисею полога, отошел от
кроватки. "Да, это одно что осталось мне теперь", – сказал он со вздохом» [5: 108].
Мир в тексте явлен через отдельные детали,
через соотношение пространственных и временных представлений человека об
окружающей действительности, как отражение души героя. Так, когда Николенька
возвращается домой после проигрыша, то в его сознании мир начинает соотноситься
с волшебными звуками музыки, отражающими душу Наташи, с красотой, стихией
жизни. Мир для героя в этот момент –
открытие подлинной сущности бытия, настоящего счастья: «"Что ж это такое? – подумал Николай, услыхав ее голос и
широко раскрывая глаза. – Что с ней сделалось? Как она поет нынче?" –
подумал он. И вдруг весь мир для него
сосредоточился в ожидании следующей ноты, следующей фразы, и всё в мире сделалось разделенным на три
темпа: "Oh mio crudele affetto... Раз, два, три... раз, два... три... раз. <…> И это что-то было
независимо от всего в мире и выше
всего в мире. Какие тут проигрыши, и
Долоховы, и честное слово!.. Всё вздор! Можно зарезать, украсть и всё-таки быть
счастливым... [5: 64 – 65].
Мир во время службы в Павлоградском полку
воспринимается Николаем Ростовым как особое пространство, фактически заменяющее
герою дом. Чувства Николая передаются
через сравнения, а также ряд определений, через номинации с семами
«сослуживцы», «чувство» и «действие»: «Когда Ростов подъезжал к полку, он
испытывал чувство, подобное тому, которое
он испытывал, подъезжая к Поварскому дому. Когда он увидел первого гусара в расстёгнутом мундире своего
полка, когда он узнал рыжего Дементьева,
увидал на коновязи рыжих лошадей, когда Лаврушка
радостно закричал своему барину <…> и лохматый Денисов, спавший на постели, выбежал
из землянки, обнял его и офицеры сошлись к приезжему, – Ростов
испытывал такое же чувство, как когда его
обнимала мать, отец и сёстры, и слёзы
радости, подступившие ему к горлу, помешали ему говорить. Полк был тоже дом, и дом неизменно милый и дорогой, как и дом родительский» [5: 131]. Противопоставления «полк – в миру» и «Павлоградский полк – всё
остальное» раскрывается с помощью номинаций с семами 'отношения между людьми',
'дружба', 'доверие', 'честность', 'взаимовыручка', 'черты характера',
'положение в полку': «Весь мир был
разделен на два неровные отдела. Один – наш Павлоградский полк, и другой – все
остальное. И до этого остального не было никакого дела. В полку все было
известно: кто был поручик, кто ротмистр, кто хороший, кто дурной человек, и главное – товарищ» [5: 131]; «<…> решился
служить не как прежде, а чтобы загладить свою вину, служить хорошо и быть
вполне отличным товарищем и офицером, то есть прекрасным человеком, что представлялось столь трудным в миру (курсив Л.Н. Толстого. – О.Л.), а в полку столь возможным» [5:
132]. Слово в полку имеет в тексте синонимы дома
и на своём месте: «<…> Ростов
испытал то же успокоение, ту же опору и то же сознание того, что он здесь дома, на своём месте, которые он чувствовал и под родительским кровом»
[5: 131]. То есть жизнь в полку для
Николая Ростов напоминает жизнь в родном доме, потому что это защищённое
пространство и отношения в нём между людьми предельно ясны и основываются на
представлениях о настоящей дружбе, взаимовыручке. При этом пространство дома на
Поварской, вбирая в себя пространство за его пределами, восходит к
противопоставлениям «в полку – дома (на Поварской)», «в полку – вольный свет»,
но при этом дом как жилище и семья и дом как полк фиксируют разное
представление героя о мире.
Повторение глагола не было (не был) с отрицательной частицей
определяет жизнь Николая Ростова в полку после отпуска, проведённого в Москве.
В лексико-тематическую группу «дом / полк» входят номинации с семами
«взаимоотношения с людьми», «члены семьи», «знакомые», «время», «поступки»,
«пространство», «направление»: «Не было
этой всей безурядицы вольного света, в котором он не находил себе места и
ошибался в выборах; не было Сони, с которой надо было или не надо было объясняться. Не было возможности ехать туда или не ехать туда;
не было этого бесчисленного множества
людей, из которых никто не был ближе, никто не был дальше; не было этих неясных и неопределённых денежных отношений с отцом; не было воспоминаний об ужасном проигрыше Долохову!» [5:
131]. То есть Николай Ростов начинает по-новому воспринимать свой дом, который
в его представлении характеризуется в период отпуска номинациями вздор и путаница, синтагмой житейская
путаница [2: 248]: «<…> он так и уедет, не продав графу Голуховскому
тройку саврасых, которых польский граф торговал и него и которых Ростов на пари
бил, что продаст за две тысячи; как ни непонятно казалось, что без него будет
тот бал, который гусары должны были дать панне Пшаздецкой в пику уланам,
дававшим бал своей панне Боржозовской, – он знал, что надо ехать из этого ясного, хорошего мира куда-то туда, где
все было вздор и путаница» [5: 249].
В то же время по мере приближения к
Отрадному у Николая Ростова изменяется отношение к родному дому, что находит
отражение в номинациях с семами «расстояние», «пространство», «родные места»,
«имение», «действие», а также в сравнении как
мальчик: «До половины дороги, как
это всегда бывает, от Кременчуга до Киева,
все мысли Ростова были ещё назади – в
эскадроне; но перевалившись за половину <…>
беспокойно начал спрашивать себя о том, что и как он найдёт в Отрадном. Чем ближе он подъезжал, тем
сильнее, гораздо сильнее (как будто нравственное чувство было подчинено тому
закону притяжения обратно квадратам расстояний)
он думал о своём доме; на последней перед
Отрадным станции дал ямщику три рубля на водку и, как мальчик, задыхаясь, вбежал на крыльцо дома» [5: 249].
Оказавшись, наконец, дома, Николай Ростов
снова по-другому начинает воспринимать окружающий его мир, что нашло
отражение в определениях старый и дурацкий (мир), которые приобретают в тексте семы «семейный»,
«прежний», «обычный», а также «отношение к хозяйству», «управление имением»,
«конфликт с управляющим Митенькой», «угроза разорения»: «<…> Николай стал
вживаться в свой старый мир дома» [5:
249]; «"Я знал, – подумал Николай, – что никогда ничего не пойму здесь, в
этом дурацком мире"» [5: 252].
Своё представление о мире
складывается у князя Андрея и Пьера
Безухова, любимых героев Л.Н. Толстого. Так, на пароме князь Андрей и Пьер (т. II, ч. 2, гл. XII)
говорили о смысле жизни, назначении человека, о законах, существующих в
обществе, о масонах: «– Что я думаю? Я слушал тебя. Все это так, – сказал князь
Андрей. – Но ты говоришь: вступи в наше братство, и мы тебе укажем цель жизни и назначение человека и законы,
управляющие миром» [5: 122]. Представления Пьера о смысле бытия, жизни и
смерти раскрываются через противопоставление, усиленное лексическим повтором «на земле, именно на этой земле – в мире,
во всем мире». Мир при этом «не просто вся связь человеческой жизни (жизнь «в
миру»), но особая, внутренняя, разумная связь, целесообразный порядок» [4, с.
73]. Мир – это «космос, противопоставленный <…> "земле", которой
как раз соответствует жизнь "в миру"» [4, с. 72].
Значения лексических единиц земля
и мир объясняются в тексте через ряды
текстовых антонимов и синонимов добро,
правда и ложь, зло. При этом слово
мир синонимично словосочетанию огромное, гармоническое целое. И
человек, с точки зрения Пьера, это часть этого единого целого. По сути, Пьер
приходит к мысли о том, что, с одной стороны, противопоставление «земля – небо»
существует; с другой – что мир представляет собой неразрывное единство. Отсюда
использование в тексте антонимов теперь
– вечно и синонимов дети земли и дети всего мира. При этом
личные местоимения я и мы, существительное звено приобретают семы 'единение', 'общность', а также
'Божественное начало'. Такие же семы имеет ключевое слово лестница («Ежели я вижу, ясно вижу эту лестницу, которая ведет от растения к человеку, то отчего же я
предположу, что эта лестница
прерывается со мною, а не ведет дальше и дальше до высших существ. Я чувствую,
что я не только не могу исчезнуть, как ничто не исчезает в мире, но что я всегда буду и всегда был» [5: 123]), которое «в традиционной культуре
символизирует "вертикаль", путь наверх и путь между мирами, нижним и
земным, верхним и земным» [5, с. 278]. Символизирует лестница духовное восхождение, «преодоление», а также жизнь земную
и жизнь вечную. Номинация же растение
с семами «направление», «движение», «единое целое» (от растения к человеку) символизирует равновесие и космический
порядок [6, с. 172]: «– Вы говорите,
что не можете видеть царства добра и правды на земле. И я не видал его; и его
нельзя видеть, ежели смотреть на нашу жизнь как на конец всего. На земле (курсив Л.Н. Толстого. – О.Л.), именно на этой земле (Пьер указал
в поле), нет правды – все ложь и зло; но в
мире, во всем мире есть царство
правды, и мы теперь дети земли, а вечно – дети всего мира. Разве я не чувствую в своей душе, что я составляю часть
этого огромного, гармонического целого?» [5: 123].
В
лексико-тематическую группу «мир» входят номинации истина, добродетель,
добро, правда, восходящие к
противопоставлениям «нынче – вечно», «клочок земли – небо / там, во всём»: «–
Ежели есть бог и есть будущая жизнь, то есть истина, добродетель; и
высшее счастье человека состоит в том, чтобы стремиться к достижению их. Надо
жить, надо любить, надо верить, – говорил Пьер, – что живём не нынче только на этом клочке земли, а
жили и будем жить вечно там, во
всём (он указал на небо)» [5:
124]. Вера в Бога, в вечную жизнь для Пьера неразрывно связана с
представлениями о добродетели, правде, справедливости, добре и истине. И именно
эта вера оказала влияние на внутренний мир Андрея Болконского: «Свидание с
Пьером было для князя Андрея эпохой, с которой началась хотя во внешности и та
же самая, но во внутреннем мире его
новая жизнь» [5: 124].
Мир – «это огромная жизнь, окружающая каждого человека»
[4, с. 74]. От пространства внешнего, поисков смысла бытия «зависит внутренний
"мир", душевный, – согласие, мир человека с самим собой» [4, с. 74].
Анализ слова мир свидетельствует о том, что данная лексическая единица, а также
его формы в миру, в мире (во всём мире) и миром весьма значимы в тексте и что
«каждое из этих слов объединяет вокруг себя целые области смысла» [4, с. 127]. Мир, по Л.Н. Толстому, имея Божественное
начало, приобретает семы «смысл жизни», «мать», «самый родной человек». Данная
лексическая единица, восходя к таким понятиям, как «добро», «правда», «любовь»,
«вера» и «счастье», помогает выявить особенности мировоззрения Л.Н. Толстого и
его героев.
Литература
1. Колесов В.В. Древняя Русь: наследие в слове. Мир человека. СПб.: Филолог. фак-т СПб. гос. ун-та, 2000.
2. Словарь современного русского литературного языка: в 17 т. / Под ред. В.В. Виноградова. М. – Л.: Наука, 1948 – 1965. (БАС).
3. Толстой Л.Н. Собрание сочинений: в 22 т. Т. IV – VI. М.: Худож. лит., 1979 – 1980. Далее в скобках указаны том и страница.
4. Бочаров С.Г. Роман Л. Толстого Война и мир». М. «Худож. лит.», 1987.
5. Агапкина Т.А. Лестница // Славянская мифология: энциклопедический словарь. – М.: Междунар. отношения, 2002. С. 278 – 279.
6. О' Коннелл М., Эйри Р. Знаки и символы. Иллюстрированная энциклопедия. – М.: Эксмо, 2007.