Аспирант Гаврилова Е.А.

Российский государственный социальный университет, Россия

К вопросу о роли любви в браке

 

Насчитанное  количество часов, дней и на протяжении всей жизни, человек может говорить о красоте и сложности любви. Ее «не иссекаемый источник» много столетий является актуальной темой для научных исследований. И в тоже время, возникает сомнение  в том, что такое возвышенное и тонкое чувство, возможно, разделить на отдельные составляющие и обратно синтезировать в  прежнее положение. 

Попытки интерпретации любви как психологической реальности предпринимались в классическом психоанализе (З. Фрейд), неопсихоанализе (К.Г. Юнг, К. Хорни, Э. Фромм), эго-психологии (Э. Эриксон), гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Рождерса), экзистенциальной психологии (Р. Мэй), в рамках социально-психологических исследований в связи с проблемой аттракции (Л.Я. Гозман).

Однако наиболее содержательно психологический анализ любви представлен в теории Э. Фромма, где любовь представлена как высшая, зрелая форма человеческого отношения к человеку, как духовная способность. Способность любить выступает мерой того, насколько человек продвинулся в своем развитии, отдалился от животных и ощутил себя Человеком с большой буквы.

  Любовь, согласно Э. Фромму, не врожденный дар, а искусство, которым можно овладеть в результате практики любви. Данное чувство рассматривается им с точки зрения объекта любви, в зависимости от которого любовь бывает: братская, материнская, эротическая, любовь к Богу и любовь к самому себе [15, с. 118].

Указывая на то, что любовь выступает связующим звеном межличностных отношений в браке, отметим, что перечисленные выше объекты любви,  в своей совокупности представляют духовную составляющую личности (супруга/супруги), которая вносит в супружескую жизнь: взаимоуважение, способствует самоактуализации партнера, а также взаимопониманию и поддержки в трудную минуту.

В трудах Н. А. Бердяева  «Метафизика пола и любви», центральное значение принадлежит и полу и  любви, а также рассмотрению этих понятий с точки зрения религии, в особенности христианской. Согласно автору, существуют два противоборствующих начала – любовь личная и любовь родовая, сила сверхприродная, божественная и сила природная, эмпирически связана. «Любовь по природе своей трагична, жажда ее эмпирически неутолима, она всегда выводит человека из данного мира на грань бесконечности, обнаруживает существование иных миров»  [3, c. 39].  

В свою очередь А. Адлер рассматривает любовь как отношение между полами, которые всегда неразрывно связаны с чувством общности. Любовь как отношение двух людей и как составная часть чувства общности имеет свои собственные законы. Она проистекает из детства и из отношений в семье, в которой и в самом деле любовь одного чуть ли не делает должником другого. Возникающие из этого заблуждения группируются вокруг следующего хода мыслей: «Раз я тебя люблю, ты должен делать то-то и то-то» [1, c. 172].

Такая точка зрения, позволяет рассматривать любовь как сложный феномен, воздействие которого на человека, может быть двояким: как стеническая эмоция, любовь мобилизирует, повышает жизненный тонус; как астеническая эмоция, любовь ведет к снижению жизненного тонуса, замыканию, уходу в себя (Л.Я. Гозман).  

Данные научные взгляды показывают полярность любви – мужчины и женщины. И если выразить их роль через «маскулинное (использование)» «феминному (накопление)», то получится некое поле оппозиций с соответствующими доминантами. Вза­имное отношение доминант позволяет выделить четыре типа «экономик любви», отражающих также и историческое развитие профессиональной значимости женщин в первоначальном господстве мужчин: военная экономика, экономика богатства,   буржуазная экономика, экономика потребления  [2, c. 128]. Женщина становится частью производства, а также партнером, как в сфере занятости, так и в супружеской  (семейной) жизни.

Отметим,  что в целом  любовь – это высшая степень эмоционального положительного отношения, выделяющего его объект среди других и помещающего его в центр жизненных потребностей и интересов субъекта [10, с. 198]. Отношение, в котором «не слышно» лишних слов.

Ценность и значимость любви в отношении полов (супругов в браке) отражается не только в научных концепциях, но и в некоторых социологических исследований.   Так, анализируя данные исследований проведенных в российских городах во второй половине 60-х первой половине 70-х гг. ХХ века, которые констатируют, что среди мотивов выбора супругов, факторов супружеского счастья и прочности брака женщины и мужчины на первое место ставят любовь (А.Г. Харчев).  В социологических исследованиях стабильности брака во второй половине 70-х – начале 80-х гг. общность супружеских взглядов и интересов, чувство любви обнаруживается не только как ведущий мотив вступления в брак, но и как условие удовлетворенности супружеством (С.И. Голод). Опросы супружеских пар в 90-х гг. ХХ века показывают, что в постсоветский период в России любовь оценивается женщинами и мужчинами как необходимое условие для сохранения семьи (А.А. Темкина, А. Роткирх) [7, c. 87].

Приведенные данные подводят черту значимости такого возвышенного чувства для создания и сохранения семейного уюта, что свидетельствует о  многоаспектности данного феномена; духовную и лидирующую составляющую супружеского благополучия, в том числе и психологическую особенность гармоничных отношений в браке.

В любви заключена культурно-историческая природа, а также высшая форма человеческой близости, обеспечивающая оптимальные психологические условия для личностного развития и самореализации каждого из партнеров (И.С. Кон). Сложность и важность любви продиктованы тем, что в ней сфокусированы в органическом соединении физиологическое и духовное, индивидуальное и социальное, личное и общечеловеческое, понятное и необъяснимое, интимное и общепринятое [14, c. 205]. То есть те составляющие, развитие которых характеризует человека как личность, члена общества, супруга и др.

Теодор Райк выделил одну из  особенностей любви – отсутствие тревоги. Эта характеристика с особой очевидностью проявляется у здоровых индивидов. Речь идет о склонности ко все большей спонтанности, отказу от  оборонительных реакций, проигрывания ролей, попыток захватить лидерство во взаимоотношениях. По мере своего развития отношения становятся более интимными и честными, партнеры достигают высот самовыражения, что само по себе случается нечасто [9, c. 213]. Данная точка зрения позволяет обобщить интимность и честность партнеров в эгалитарные отношения в диаде, которые являются результатом взаимной любви.

Одна из главных загадок любви – ее странная, как бы двойная оптика. Достоинства любимого человека она увеличивает – как бинокль, недостатки уменьшает – как перевернутый бинокль [11, с. 43].

Любовные отношения содержат выраженный субъективный компонент: это, с одной стороны, неосознанное (в том числе и физиологическое) влечение, порой затрудняющее объективную оценку личностных свойств избранника, от которых зависит успешность длительного совместного сосуществования. С другой – это императивное желание видеть в объекте привязанности искомый идеал, благодаря чему человек приписывает другому те свойства и достоинства, которыми тот не обладает [12, c. 10 - 11].

Такая позиция, во многом, обусловлена разновидностью  любви: 1) эрос – это восторженная влюбленность, телесная и духовная страсть, бурная тяга к обладанию любимым человеком; 2) филиа – любовь-дружба, более духовное и более спокойное чувство; 3) агапэ – альтруистическая, духовная любовь; 4) сторгэ – любовь-нежность, семейная любовь, пол­ная мягкого внимания к любимому [11, с. 323].

И.С. Кон выделяет шесть видов любви:

-                          эротическую любовь (любовь-страсть), характеризующуюся высокой интенсивностью чувства, физическим контактом, единению с партнером;

-                          гедонистическую любовь, выступающую как наслаждение, игра, флирт;

-                           любовь-дружба – спокойную, теплую и надежную;

-                           прагматическая любовь – любовь рассудочная, по расчету, любовь, реализующую модус «иметь» (улучшение материальных условий существования, повышение статуса и др.);

-                           бескорыстную любовь – любовь-самоотдачу, альтруистическую любовь;

-                           любовь-манию – иррациональную любовь-одержимость, характеризующуюся стремлением к тотальному обладанию партнером [6, c. 74 - 75].  

 Э. Гидденс, во взаимоотношениях мужчины и женщины, придает особое значение романтической любви и любви-слиянию (confluent love). Любовь-слияние предполагает равенство в эмоциональной отдаче и получении – и в тем большей степени, чем больше какая-либо конкретная связь приближается к прототипу чистых отношений [5, c. 83].

Любовь, также можно представить в виде трехмерной модели отношений: симпатия/антипатия, уважение/презрение, близость/дальность (В.В. Столин, А.С. Спиваковская). 

В структуре любви выделяют три составляющих: интимность, страсть и решение/обязательства (Р. Стенберг). Данные составляющие в супружеских отношениях выражаются в уважении и ценности любимого человека,  физической близости, чувстве любви и дружеской поддержки, обязательств супругов друг перед другом.

Отметим, что дружеские взаимоотношения отличаются интимной доверительностью. Они дают супругам возможность узнать, каковы они на самом деле, и почувствовать, что их принимают именно такими. Этот приятный опыт переживается в ситуации счастливого брака или близкой дружбы, то есть при взаимоотношениях, когда настороженность вытесняется доверием и когда партнеры могут раскрыть себя без страха потерять любовь [4, c. 138].

Как зарождается любовь? Одной из классических работ, объясняющих  функциональное развитие  любви, является труд Стендаля «О любви». Основой данной концепции выступает процесс «кристаллизации». Ученый описывает процесс «зарождения» любви следующими этапами: 1) восхищение; 2) человек думает: «Какое наслаждение целовать ее, получать от нее поцелуи!» и т. д.; 3) надежда; 4) любовь зародилась; 5) начинается первая кристаллизация.  Это явление исходит от природы, повелевающей  наслаждаться и заставляющей кровь приливать к мозгу от чувства, что наслаждения усиливаются вместе с уве­личением достоинств предмета нашей любви: «она – моя»; 6) рождается сомнение; 7) вторая кристаллизация [13, с. 22 - 23].

Такое психологическое слияние – Мы – переживается человеком как доверительность, открытость влияния, то есть психологической близостью (Н.А. Логинова, Б.Ф. Поршнев, Д. Фелдеса).  Согласно Б.Ф. Поршневу, «полное доверие тождественно принадлежности обоих участников данного акта или отношения к одному «мы». Закономерна и обратная формулировка: психическая общность («мы») в ее предельном чистом случае – это есть поле абсолютной веры» [цит. по 8, с. 68].

Гармония в браке, предполагает единство противоположных начал – мужского и женского, в  центре которого любовь. Это возвышенное чувство, наделенное качествами «оживлять» и побуждать людей к дружбе, а затем и к браку,  проходит определенные этапы жизни, как и цикл развития брачно-семейных отношений.

Рассмотренные научные точки зрения на любовь  (А. Адлер, Н.А. Бердяев, Э. Фромм и др.),  результаты социологических исследований (С.И. Гозман, А.Г. Харчев и др.), виды любви (И.С. Кон, Э. Гидденс) и этапы зарождения любви (Стендаль) позволили сделать следующие выводы:

-                          актуальность любви во взаимоотношениях мужчины и женщины  не утратила свою значимость;

-                           главным мотивом для заключения брака по-прежнему выступает любовь;

-                          это чувство, на наш взгляд, является психологической особенностью гармоничных отношений в браке. Под гармоничным браком, мы понимаем непротиворечивые, согласованные отношения между супругами, проявляющиеся в партнерском взаимодействии, направленном на их (супругов) самореализацию в супружеской (личностной) и профессиональной сферах.

Любовь – единственная страсть, которая не выносит ни прошлого, ни будущего (О. Бальзак).

 

Литература:

 

1.                   Адлер, А. Очерки по индивидуальной психологии / Пер. с нем. / А. Адлер. – М.: «Когито-Центр», 2002. – 220с.

2.                   Астафьев, Я. У. Экономика любви: формирование гендерных стереотипов /Я. У. Астафьев//Социологические исследования. – 2002. –№11. С. 127 – 134.

3.                   Бердяев, Н.А. Эрос и личность: Философия пола и любви /Н.А. Бердяев. – СПб.: Издательский дом «Азбука-классика», 2007.-224с.

4.                   Гаранина, Е.Ю. Семьеведение: учеб. пособие/ Е.Ю. Гаранина, Н.А. Коноплева, С.Ф. Карабанова. – М.: Флинта: МПСИ, 2009. – 384с.

5.                   Гидденс, Э. Трансформация интимности / Э. Гидденс. – СПб.: Питер, 2004. – 208с.

6.  Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования:  учеб. пособие / О.А. Карабанова. – М.: Гардарикш, 2006. – 320с.

7.                   Климова, С.В. Социальный феномен любви / С.В. Климова // Социологические исследования – 2009. - № 2. С. 79 – 88.

8.     Кратохвил, С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний / Пер. с чешского / Под ред. Г.В. Васильченко / С. Кратохвил. – М.: медицина, 1991. – 203с.

9.                   Мотивация и личность / А. Маслоу. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2003. – 352с.

10.               Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Политиздат, 1990. – 494с.

 11.  Рюриков, Ю. Б. Мед и яд любви /Ю. Б. Рюриков. – М.: Мол. гвардия, 1990. –  446с.

12.               Собчик, Л.Н. Диагностика психологической совместимости. Еще раз про любовь (психолог о любви, о семье, о детях). / Л.Н. Собчик. – СПб.: «Речь», 2002. – 80с.

13.      Стендаль.  О любви. Новеллы: Пер. с фр. /Сост., вступ. ст. и примеч.

В. Мильчиной; Ил. Л. Дурасова. – М.: Правда, 1990. – 528с;

14.                Философия любви. Ч.1 / Под общ. ред. Д. П. Горского; Сост. А. А. Ивин. – М.: Политиздат, 1990. – 510с.

15.                Фромм, Э. Искусство любить / Э. Фромм / Пер с анг.; Под ред. Д.А. Леонтьева. 2-е изд. – СПб.: Азбука-классика, 2005. – 224с.