Орисенко
М.А
Донецкий
национальный университет экономики и торговли
имени
Михаила Туган-Барановского
Критерии научности
знания. Характерные черты и отличительные признаки науки.
Вопрос о критериях научности традиционен для
теории познания. Его постановка связана со стремлением выяснить
гносеологическую природу научного знания, обладающего определенной спецификой
по сравнению с многочисленными продуктами познания. Исследования соотношения «знания» и «мнения», «знания» и
«догадки», «знания и «субъективного предположения», с целью нахождения наиболее
существенных особенностей, признаков научности восходят к античности, где они
получают широкое распространение и различное воплощение. Суть вопроса, которым
задавались античные мыслители, состоит в выявлении предпосылок познавательной
обособленности научного знания в сравнении с прочими результатами познания и
принципов, которыми должен руководствоваться субъект в своем стремлении к
научному знанию, преодолевая догадки, мнения, личностные убеждения.
В качестве основы решения этого вопроса в
античности формулировались теоретико-познавательные идеалы, которые, отражая
сущностные черты научного знания, приобретали характер установочных ориентиров
исследовательской деятельности субъекта познания. Так, уже в те времена было
обосновано представление об известной регулятивной шкале гносеологической
оценки знания – о критериях научности
Критерий научности – это правила, по которым
оценивается соответствие (несоответствие) некоторых знаний обобщенным
гносеологическим представлениям об установленных стандартах научного знания.
Они обусловливают качественную определенность тех оснований, с позиций которых
то или иное знание расценивается как научное и зачисляется в разряд научного
знания.
К числу типичных гносеологических признаков
научности знания, согласно критериям научности, относят: истинность,
рациональность, методичность, интерсубъективность, системность.
Под истинностью знания традиционно понимается
соответствие его познаваемому предмету. На основе признака истинности формулируется
дополняющий его признак предметности знания, а именно: всякое знание должно быть
знанием предметным, то есть характеризоваться отношением к существующему вне
его познаваемому, ибо если нет познаваемого, то нет и знания. Однако истинность
свойственна не только научному знанию. Ее могут включать донаучные знания,
мнения, догадки. В этой связи следует определиться с понятием истины. Понятие
истины выражает содержательную сторону некоей формы знания с точки зрения ее
объективности и безотносительно к субъективной оценке и признанию. Понятие
знания выражает форму признания истины, предполагающую наличие качественных
оснований, в зависимости от достаточности которых имеются различные формы
признания истины: мнение, вера, практически обыденное знание, научное знание.
Признак интерсубъективности выражает свойство
общезначимости, общеобязательности, всеобщности знания в отличие, например, от
мнения, характеризующегося необщезначимостью, индивидуальностью. В этом смысле
между истиной знания и истинами прочих модификаций познания намечается
следующее разграничение. Истины знания, вера, остаются «персональными», так как
относятся по недостаточным для того основаниям. Что касается истин научного
знания, то они универсальны, «безличны» и принадлежат к формам знания,
базирующимся на признании истины по объективно достаточным основаниям.
Собрание разрозненных знаний, не объединенных в
связную систему, еще не образует науку.
В основе научных знаний лежат определенные исходные положения,
закономерности, позволяющие объединять соответствующие знания в единую систему.
Знания превращаются в научные, когда целенаправленное собирание фактов и их
описание доводится до уровня их включения в систему понятий, в состав теории.
Уже в древности приобретает научный характер философия, логика. У древних
народов были накоплены немалые знания о количественных отношениях вещей. На
основе этих знаний строились довольно сложные сооружения: дворцы, пирамиды. Но
эти элементарные математические знания долгое время носили лишь донаучный
характер: они не были объединены в логически связанную систему на основе общих
принципов, закономерностей. Впервые математические знания стали обретать
научную форму лишь в трудах Эвклида, который придал им системный характер.
Практическая химия так же стара, как и
человечество. Но элементарные практические сведения о химических процессах не
составляли еще науку. Только в ХVII веке начиная с трудов Бойля химия стала
превращаться в науку. Системность как принцип характеризует различные формы
знания (результаты познания). Как правило, она связывается с организованностью
научного, художественного и обыденного знания. Однако трактовка системности как
организованности знания нуждается в уточнении. Системная организованность
знания обусловлена определенной его обоснованностью. Поскольку обоснование
предполагает установление отношений координации и субординации между
внутренними элементами обосновываемого, постольку оно предполагает организацию
последнего. В этом смысле известная организованность (а также обоснованность)
присуща не только научному, но и ненаучному типам знания. Различие между
определенностью научного и обыденного знаний по признаку системности
целесообразно искать на пути выявления качественных особенностей их системного
строя.
Следовательно, практически-обыденное знание
получает обоснование из повседневного опыта, правил, которые не обладают
необходимой доказательной силой, не имеют строгой принудительности, логической
демонстративности. Обоснованность же научного знания такова, что порождает
несомненность в истинности его содержания, ибо организация обоснования в сфере
науки в противоположность сфере практически-обыденного знания имеет строгую
дедуктивную структуру. Эта структура обеспечивает также свойство дискурсивности
знания, которое базируется на принудительной последовательности понятий и
суждений, заданной логическим строем знания, формирует чувство субъективной
убежденности в обладании истиной. Поэтому акты научного знания сопровождаются
уверенностью субъекта в достоверности его содержания.
Таким образом, под знанием понимают форму
субъективного права на истину. В условиях науки это право переходит в
обязанность субъекта признавать логически обоснованную, дискурсивно
доказательную, организованную, «систематически связанную» истину. Специфика
научного знания выражается тремя характерными чертами (признаками) –
истинностью, интерсубъективностью и системностью. Каждый признак в отдельности
не конституирует определенность науки. Интерсубъективным может быть «всеобщее
заблуждение». Признак системности, реализованный обособленно от других,
обусловливает лишь «наукообразность», видимость обоснованности. И только
одновременная реализация этих признаков в известном результате познания в
полной мере определяет его научность.
Литература:
1. Андреев И.Д. Наука и
общественный прогресс. М.: «Высшая школа», 1972г., 343 с.
2. Основы научных
исследований. Под ред. проф. Крутова В.И. М.: «Высшая школа», 1989 г., 399 с.
3. Философские проблемы
естествознания. Под ред. Мелюхина С.Т. М.: «Высшая школа», 1985 г., 400 с.
4. Пенкин М.С. Искусство и
наука: проблемы, парадоксы, поиски. М.: «Современник», 1982 г. – 302 с