Сагинбекова
Палзада
Г.Шымкент
Казахстан
Декоративно-прикладное искусство как средство решения
задач эстетического и трудового воспитания.
В условиях развития самостоятельности суверенитета
Республики, роста национального самосознания, возрождения культурных и духовных
традиций, обычаев, языка и релегии возрастает обьективная потребность в людях с
высоким интеллектом. В этой ситуации как никогда возникает необходимость
основательного, более глубокого знакомства школьников с духовными ценностями
своего народа, с его национальным прикладным искусством, в потенциале которых
обективно заложено нравственное начало. Решению этой приоритетности задачи
должна быть подчинена и трудовая подготовка учащихся в школе. В этой связи
большое значение для развития творческих способностей человека, особенно в
юном возрасте, приобретают знания
различных видов декоротивно-прикладного икусства. При этом важно развить у них
художественный вкус и вызвать желание создать декоративные изделия по
собственным проектам.
Принципиальное значение имеет развитие
образного мышления, памяти, волевых и моральных качеств детей. Руководитель
должен использовать любую благоприятную возможность, чтобы этому
способствовать, главная задача руководителя не определять, а развивать у детей
способности. Очень важное место в жизни ребенка, особенно подростка, занимают
внекласные учебные интересы, связанные с возможеностью приобретать знания
самосоятельно.
Большая
часть учебного времени должна быть
отведена на упражнения и самостоятельную работу школьников. Наша задача помочь
ребенку, чтобы у него складывались изобразительные интересы, которые могли бы
лечь в основу профессиональной ориентации. Важно дать понять ребенку, что
знания, плученные внекласы, могут сыграть немаловажную роль в дальнейшей его
жизни. Наряду с этими большими возможностями в
плане улучшения художоственного образования являются школьные кружки по декоративно-прикладному
искусству как одна из форм внеклассной работы. Совершенствование работы школьных кружков, разработка новых
программ, отвечающих современным требованиям актуальная задача школьного образования, решение вопроса воспитания
подрастающего поколения. Чтобы работа в кружке осуществлялась успешно и давала
наибольший эффект руководитель должен учитывать специфику кружковой работы,
понимать ее отличие от школьных занятий. Эта специфика определяется прежде
всего добровольностью посещения занятий, что в свою очередь накладывает
отпечаток на методику работы в кружке.Последняя строится исходя из интересов
детей к выбранному виду изодеятельности. Для поддержания этого интереса следует всемерно учитывать
художественные потребности детей, но не отходить от общих для всех кружков
правил.
Человек, сколько он помнит себя, всегда старался, свое желище
сделать уютным и красивым. Много тысяч лет назад, еще живя в пещере,
первобытный художник начал изображать
на ее стенах людей и животных. Каменный скребок был первым инструментом
художника, а полотном служили гранит и базальт. Потом в ход пошли самые разные
материалы: дерево, металл, глина, кости, шерсть, стекло, камень и даже болотные
травы. В исторических этнографических и краеведческих музеях сохранились
удивительные образцы народного творчества из металла, резонго дерева,
керамическая посуда, скульптура, ковры, узорные циновки, расписные ткани ,
вышивка кружива.
Народ веками отбирал лучшее, находил и
развивал самое ценное. В искусстве Казахского народа, как и в искусстве других
народов мира, складывались традиции формы, передаваемые из поколения в
поколение, создавались наследие, обладающее непреходящей ценностью. Ручной
творческий труд, составляющий основу деятельности народных художественных
промыслов- это дожившая до наших дней форма труда , естественно сочетающая все
стороны человеческой личности, проявляющая в неразрывном целом способности
человека чувствовать и творить и радововаться , познавать и учить других.
Многие из этих художественных ремесел сохраняет свое значение и в наши дни,
служит в известном смысле образцом для современного искусства, некоторые
забыты.
Наша задача не дать прерваться цепочке
декоративно-прикладного искусства, продолжить и передавать следующим
поколениям. Занятия декоративно-прикладным искусством позволяет более активно
использовать красоту природы в эстетическом воспитании , формировании
осмысленных зрительных восприятий школьников. Известный психолог С.Л.Рубинштейн
писал, что «главный источник всех нравственных неполадок, всех вывихов в
поведении – душевная пустота, которая образуется у людей, когда они становятся
безучастными к окружающей их жизни, отходят в сторону, чувствуют себя в ней
посторонними наблюдателями, готовыми на все махнуть рукой». В эстетических
категориях раскрываются и выступают в наиболее обобщенном виде эстетические
чувства, потребности и спасобности человека, эстетическая оценка явлений
объективного мира.
Особенностью школьного воспитания является
его направленность на всестороннее развитие личности, которое открывает самые
широкие возможности для ее активной, творческой, производственной и общественной
деятельности, для формирования всех ее способностей. В кружке каждый ребенок может проявит свои способности : кто-то
умеет хорошо рисовать и может выполнить эскиз будущей работы, а у кого-то
сильно развито воображение и он может подсказать сюжет очередного панно, кто-то
хорошо разбирается в сочетании цветов и может подобрать ткани для работы, а
кто-то просто хорошо, аккуратно шьет. Всем хватает работы, когда создается очередной «шедевр». На занятих кружка всегда
немного шумно и весело. Ведь это не школьный урок, когда учитель обьясняет
новый материал. На занятих кружка дети могут поделиться своими впечетлениями
или мыслями по поводу работы, посоветоваться, что-то подсказать друг-другу или
варызить свою радость, когда что-то очень хорошо получается. Помочь или
успокоить когда что-то не ладится. Возрастные возможности нужно знать
достаточно хорошо, чтобы творчески их использовать при решении разных задач. И
дело не только в том, чтобы правильно выбирать том или иной методический прием,
необходимо определенные детские способности, особенности сохранить. Н.С.
Лейтес, исследовавший возрастные возможности детей, писал: «Очень важно-именно
в связи с вопросам о спосбностях – не упускать из виду, что каждый детский возраст
имеет свои особые, неповторимые достоинства и что переход от одного возраста к
другому связан не только с приобритениям...
...Обращает на себя внимание, как это ни
удивительнона первый взгляд, что отдельные проявления особых возможностей
детской психики приходят и уходят,
бывают связаны главным образом с определенным этапом развития». Руководителю
кружка приходится в равной мере учитывать все возрастные факторы: и
способности, и возможности, и потребности в их диалектическом единстве и
противоречии. Не меньшее значение для успешной работы кружка имеет индивидуальный подход к
детям. Индивидуальный подход обязателен на всех этапах работы кружка.
Очень важны отношения детей в коллективе. Коллективная работа способствует не только
всестороннему эстетическому развитию, но и формированию нравственных качеств
ребят. Одна из задач педагога- создавать комфортный микроклимат. Дружный
творческий коллектив не только помогает детям обогащать себя знаниями и
умениями, но и чувствовать себя единым целым.
Работа кружка - очень сложный
процесс. Это творчество. А “творчество - это деятельность, в которой
раскрывается духовный мир личности, это своеобразный магнит, который
притягивает человека к человеку ” - писал В.А.Сухомлинский. Творчество -
«всегда принятие оригинального, нового, неповторимого решения…» Творчество –
это во многом именно способность выйти за пределы обыденного, найти научить
детей всему этому, вызвать у них интерес к творчеству, пробудить желание
творить самостоятельно - одна из основных задач руководителя кружка.
У
каждой работы своя история, все они возникают по разному. Важно только
направить фантазию ребенка в нужное русло, вовремя что- то подсказать тактично
исправить. Нельзя научить ребенка творчески мыслить, указывая ему, что нужно
делать. Надо давать свободу его мышлению, его фантазии и возможность воплотить
фантазии в реальность. Такой род деятельности обладает высокими воспитательными
возможностями. Очень больше развивающие возможности, позволяющие накапливать
положительный опыт эстетического отношения к действительности, имеет
индивидуальное творчество в процессе выполнения дела «по законам красоты», а
также эстетические оформление непосредственных результатов труда.
Процесс
создания декоративных изделий ценен еще и тем, что ученик с самого начала
представляет себе конечный результат, которого нужно достигнуть. То есть в ходе создание изделий из любого материала, (кожа, дерева, металл,
шерсть и.т.) ученик планирует свои действия. Ведь не сделав предыдущей операции,
нельзя перейти к последующей. Все это ведет к организованности и культуре
труда учащихся, воспитывает умение в
любое дело вносить элементы планирования. Работа в кружке позволяет
осуществлять единство идейного, трудового и нравственного-эстетического воспитания
школьников, на что нацеливает и реформа общеобразовательной школы. Реформа
школы предусматривает огромную работу по эстетическому воспитанию подрастающего
поколения средствами искусства. Кружковые занятия декоративно- прикладным
искусством проводятся в специально оборудованных кабинах- мастерских. У
учащихся так же возникает трудности с исходными материалами, т.е. материально-техническая база
позволяет проводить занятия на высоком уровне, Учащиеся посещают выставки, мастерские, встречаются с художниками, мастерами.
Поэтическое
творчество начинается с видения красоты. «Красота природы обостряет восприятие,
пробуждает творческую мысль, наполняет слово индивидуальными переживаниями». «Благодаря воспитанию
прекрасного в природе и искусстве, человека открывает прекрасное в самом
себе!»- говорил В.А. Сухомлинский. И хотя не каждый ребенок станет художником,
но благодаря искусству он научится любить добро и ненавидеть зло, научится
познавать окружающий мир и понять свое место в мире.
Литература:
1.
Программа «Народная культура» Казакова И.Ю.
Этнпедагогика в системе образование 2006\02 .
2.
В.А.Сухомлинский «О воспитании».-М.: Политиздат
1973.
3.
«Художественно- эстетическое воспитание школьников
в процессе обучения». Дуленко Е.А. Технология в школе №5-2007.
4.
Лейтес Н.С. «Умственные способности и возраст». М.,
1971 с.5.
5.
Цит.по кн. «Искусство и дети». Под. Ред.
В.Шестакова. М., 1969.с.207.
6.
Рубинштейн С.Л. «Принципы и пути развития
психологии». М., 1959. с.140-141.