Жолдасбекова Д.Ш., магистрант
Южно-Казахстанский государственный университет
им.М.Ауезова, Казахстан
Личностно-ориентированное
педагогическое взаимодействие преподавателя со студентами при компьютерном
обучении на занятиях по графическому дизайну
На современном этапе остро стоит вопрос о
кардинальном переосмыслении роли преподавателя в учебном процессе, связанного с
тенденциями современной педагогики: педагогическим сотрудничеством: деятельным
подходом к учебному процессу: активизацией студентов: индивидуализацией обучения.
Авторитарная схема синхронного управления группам при всей её экономичности и
кажущейся эффективности, постепенно и неуклонно теряет свою универсальность.
Педагоги-новаторы предлагали неоднократно
различные схемы организаций со студентами различных курсов. Эффективность таких
новаций была высокая, все эти методики базировались на старой материальной базе
учебного процесса и имели чрезвычайно ярко выраженный личности характер. Ни
одна из этих методик, в силу названных причин, не смогла подняться до уровня
универсальности. С появлением компьютеров произошла смена материальной основы,
что открыло новые горизонты для глубинных педагогических поисков, для
принципиально новых структур учебного процесса. Появились позитивные суждения о
роли компьютера в обучении и сразу же сформировались негативные,
зачастую-недостаточного аргументированные.
Негативное суждение выражалось в
достаточно распространённом взгляде на компьютер как на препятствие в
педагогическом общении, ограничивающее возможность прямых контактов
преподавателя студентами и принижающее значимость этих контактов.
Это совершенно неверная точка зрения.
Педагог владеющий компьютерными технологиями, хорошо понимает, что компьютер
предоставляет учителю большой резерв технической и технологической поддержки,
высвобождающей значительную часть его времени именно для живого общения со
студентами, и даёт возможность сделать это общение более близким и человечным,
чем ранее.
Сторонниками позитивного эффекта внедрение
компьютерных технологий в учебный процесс и внеурочные занятие по
изобразительному искусству выдвигаются очень веские аргументы, которые можно
разделить на три основные группы:
1. Компьютер замыкает на себе большую
часть контрольных функций и оперативных реакций на ошибки студента. Ошибки
немедленно фиксируются компьютером, и становятся в значительной степени частным
делом студента, а не поводом для получения им негативных эмоций. Преподаватель
становится более свободен и позитивен по отношению к студентам
2. Как в академических занятиях, так и во
внеурочных, компьютер, вступая со студентом
в партнерские отношение, позволяет каждому студенту установить для себя
благоприятный темп и ритм учебной творческой деятельности, что освобождает
преподавателя от необходимости, постоянно контролировать и активизировать учебный процесс.
3. Компьютер освобождает преподавателя от
непрерывной мелочной опеки. Память компьютера дает преподавателю большую
возможность видеть весь творческий процесс в целом и уделять индивидуальное
внимание каждому отдельному студенту.
Эти аргументы позволяют сделать вывод, что
компьютерное обучение не только не препятствует педагогическому общению, а
наоборот – открывает для него значительно большие возможности; нужно только их
видеть и правильно ими пользоваться.
В пику положительного отношение к
компьютерному обучению, противники новых технологий приводят свои аргументы
отрицающие положительный эффект внедрения компьютерных технологий в практику
академического обучение.
Они считают, что компьютер:
- не всегда повышает эффективность
учебного процесса;
- нерационально используется;
- его роль сводится к «переворачиванию
страниц»;
- не стимулирует студентов к
интеллектуальной деятельности, снижает
эффективность работы памяти и мышления и общий творческий потенциал.
- в ущерб систематическому и
последовательному усвоению необходимых графических знаний и умений, придает
развлекательный характер обучению.
Такие аргументы не выдерживают никакой
критики. Их могут представлять только люди, и не знают предмета дискуссии, или
теми, кто просто не хочет или не может вложить в подготовку компьютерных
материалов свой труд и талант. В оправдание собственной бездеятельности, они
пытаются доказать, что этого вообще не следует делать и тем самым тормозят
научный прогресс педагогической науки.
Но как современному педагогу и педагогу будущего
сохранит за собой функцию и роль «идейного наставника», «лоцмана в мире
знаний», старшего товарища и авторитетного советчика. Современный педагог
обязательно должен учитывать тот факт, что студенты, благодаря возможностям
компьютерных коммуникации, открывая любой сайт, могут быть знакомы с такими
вещами, о которых преподаватель не имеет представления. Это не страшно, это
хорошо, это – нормальная, естественная ситуация новой педагогики, прямой
результат компьютеризации и характерная черта новой парадигмы обучения. В новых
условиях от педагога не требуется абсолютное «всезнайство», нужно только
правильно понимать связь явлений и их научную и житейскую значимость. В
настоящие время не каждый преподаватель готов по-новому осознать свою роль, так
как полученное им несколько лет назад педагогическое образование его на это не
ориентировало.
Компьютерное обучение может быть реализовано
при хорошем техническом, программном и методическом обеспечении урока, а сам
преподаватель должен непринужденно владеть навыками работы с компьютером и
правильно осознавать свою изменившуюся роль.
К функциям преподавателя во внеурочном
обучении с применением компьютерных технологий являются: отбор учебного
материала, подборка заданий, планирование информации обучаемым, контроль
усвоенных навыков исполненных заданий,
коррекция процесса создания компьютерной графики в ходе обучения. Кратко охарактеризовать
особенности реализации этих функций можно следующим образом:
- наиболее сложной и творческой является
функция отбора материала и заданий. Здесь главенствующую роль играет опыт преподавателя, глубина знания им
компьютерных программ 3DMax, Auto CAD и др.
Основными требованиями при реализации этой
функции является необходимость четкого выделения главных моментов в изучении
программы и дифференциация материала по степени сложности (растровая графика,
построение трехмерного пространства, построение теней, фактура, цветовые
эффекты и.т.д.);
Планирование процесса обучения с
применением компьютерных программ должно осуществляется в направлении его
максимальной индивидуализации.
Индивидуализация внеурочного учебного процесса должна производиться в строгой
последовательности представление изучаемых графических понятий, по уровню
сложности материала, по времени обучения, по предлагаемым разъяснениям и
справочным материалом. Ориентироваться надо
на то, что индивидуализация внеурочного учебного процесса является в данный
момент одной из ведущих идей школьного обучения. Академия должна опираясь на
индивидуальные особенности студентов, подготовить их к той сфере
жизнедеятельности, к которой они наиболее расположены.
Целесообразно также разделить понятия «индивидуальное»
и «индивидуализированное» обучение.
Под индивидуальным следует понимать
обучение, которое осуществляется по принципу: один студент – один компьютер.
Так как компьютер чище всего используется при групповом обучении, он далеко не
всегда выступает как средство индивидуального обучения.
Индивидуализированным обучением считается
обучение студента не по усреднённому стандарту, а в соответствием с
определённой моделью, в которой отражены его психологически особенности. Эти
модели вводятся в обучающую систему и в процессе обучения могут уточняться и
видоизменяться. Следовательно, чтобы обучение могло быть индивидуали-зированным,
оно должно быть индивидуализированным. Специалисты, прогнозирующие будущее
педагогики, науки, искусства и другие виды деятельности человека считают, что
будущее за компьютерами.
В настоящее время в Вузах на занятиях по
изобразительному искусству, компьютер со всеми его возможностями, выступает в
двух ролях: как предмет изучения, и как техническое средство обучения. Третья
же и главном роль - развитие творческого потенциала – приходится на внеурочные
занятия.
Ещё не совсем ясно влияние компьютеризации
на поведение, моральные нормы, психику и жизнь будущего поколение. Но уже
очевидно, что студенты относятся к работе с компьютером по-разному. Статистика,
анкетные опросы подчеркивают важность формирования положительного отношения
студентов к компьютеру
Применение компьютерных технологий
позволяет планировать различные схемы прохождения учебных задач, расчленять
сложные задачи на составные элементы разного уровня, практиковать наиболее
рациональные формы их сочетания. Это даёт возможность простой и объективной
оценки временных затрат и позволяет оптимизировать дозирование заданий. Но
здесь необходимо правильно оценить временной фактор: скорость выполнения
графических заданий не гарантирует глубину мысли, и может учитываться в каких
то особых обстоятельствах. Да и моменты отвлечений, тормозящие темп работы,
могут быть очень различными.
Применение компьютерной техники на
внеурочных занятиях по графике представляет возможность использование
многообразных форм предъявление материала. Аппаратных и программных
возможностей компьютера вполне достаточно для эффективного ведения диалога и
обеспечения естественной и наглядной формы представления теоретических знаний
графического искусства, иллюстрационного материала (неограниченного), эскизов,
движущихся объектов и.т.и.
Предъявление информации может вестись в
различном индивидуальном временном темпе (с адаптацией под конкретный курс и
даже под конкретного студента).
Конечно, компьютер не может заменит преподавателя
творческой дисциплины, но он является чрезвычайно полезным его помощником и в
корректирующей функции обучения. Корректирующая функция реализуется с помощью
быстрой обратной связи между обучаемым и обучающей системой (преподаватель +
компьютер). Корректирующая информация для обучаемого должна быть такой, чтобы
заинтересовать его в дальнейшем обучении, подчеркнуть творческие достижения и,
главное, дать почувствовать ему, что преподаватель и компьютер понимают каждое
его действие и являются его надежными помощниками в творческом процессе
обучения.
Литература:
1.Михайлов
С.М. История дизайна
2.
Михайлов С.М., Кулеева Л.М. Основы дизайна
3.Мунипов
В.М., Лысенко А.И. Популярная эргономика
4. Мамардашвили
М.К. Эстетика мышления
5.Матвеева
Л.В. Рекламный имидж в бизнесе и политике//Реклама