Нурымбетова А.А
Южно-Казахстанского государственного университета им.
М.Ауезова, Республика Казахстан
ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ
ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
В современных условиях интеграции образовательных систем отдельных государств в мировое
образовательное пространство как объективная необходимость их поступательного
развития в соответствии с мировыми
стандартами образования, все
больше усиливается роль и место обучения иностранным языкам в школе. В мире
параллельно идут процессы глобализации и национального возрождения.
Значительное расширение международных связей, межэтнического взаимодействия требует
формирования поликультурной личности, людей
освоивших разные культуры и ценности. С другой стороны, у современной
учащейся- молодежи ощущается активные
стремления к изучению, освоению, сохранению и обогащению родной культуры. Это
вызвано ростом национального самосознания,
созданием благоприятных условий для возрождения вековых традиций и ценностей народов.
Иностранные языки в
школе относятся к разряду школьных дисциплин, в которых заложены большие
потенциальные возможности формирования поликультурной личности, приобщения
детей к ценностям иноязычных культур, а через них к общечеловеческим ценностям.
Однако следует помнить, что поликультурная личность не может быть сформирована
без приобщения школьников в первую очередь к собственной, родной культуре. Без
должной постановки национального воспитания,
как в учебном процессе, так и во внеклассной воспитательной работе
нельзя утверждать о подлинной культуре личности выпускника школы.
Еще на заре ХХ века выдающийся русский педагог П.П.Блонский
отметил, что «путь к общечеловеческой культуре лежит через национальное
воспитание» /1, с.63/. С этой мыслью
выражают полное согласие и авторы многих фундаментальных работ по проблемам
национально ориентированного образования и воспитания, написанные в последующие
десятилетия (К.Б.Жарыкбаев, С.К.Калиев, М.Куранов, Ж.Ж.Наурызбай и др.). В том
числе по мнению современных исследователей, которые пытаются рассматривать
проблемы национального воспитания в контексте компетентностного подхода,
«формирование этнокультурной компетентности предполагает введение ребенка
изначально в родную для него, а затем на иные культуры» /2, с.36/.
Мы исходим из того, что в основу обучения иностранным языкам,
параллельно с другими наиболее важными теоретико-методологическими подходами (как коммуникативный подход,
компетентностный подход и др.), следует выставить этнокультурный подход,
рассматриваемый как один
методологических принципов проектирования и осуществления
учебно-воспитательного процесса.
Этнокультурный подход исходит из идеи этнокультурного
образования, которая, согласно казахстанскому ученому Ж.Ж.Наурызбаю, предполагает создание «системы обучения и
воспитания, направленной на сохранение этнокультурной идентичности личности
путем приобщения к родному языку и культуре с одновременным освоением ценностей
мировой культуры» /3, с.19/.
Российские авторы, в частности В.С.Безрукова отмечает о
необходимости постановки «национально ориентированного образования». Его
суть состоит «в таком построении
принципов его содержания и технологии обучения, которые позволяли бы учащемуся
воспитываться в культуре своей нации, своего народа, осваивать ее и
способствовать ее дальнейшему сохранению и развитию» /4, с.231/. По мнению
ученого, этнокультурный подход к образованию предполагает: воспитание в детях положительных черт
национального характера; приобщение детей к глубокому познанию своего родного
языка, истории, литературы; учет и уважение в детях особенностей этнических
стереотипов поведения, общения, интересов, ценностей, привычек, обычаев и
традиций своего народа; полное использование национальной культуры как
источника формирования национально ориентированного содержания образования и
образовательных технологий; обращение к национальной религии как исторически
формообразующей национального менталитета; воспитание в духе чувства
патриотизма, искренней преданности и любви к своему народу, Родине; воспитание
дружественных отношений ко всем народам, расширение знаний о них, их культуре
/4, с.231/.
Опыт передовых школ убеждает нас в том, что реализация
этнокультурного подхода к обучению
иностранным языкам в школе позволяет поднять на более высокую ступень качества
обучения иноязычному говорению, освоению чужой культуры в силу следующих
особенностей:
- детям предоставляется возможность освоить иную культуру
через родные, близкие к их сердцу духовные ценности и жизненные реалии;
- в обучении
иностранным языкам более широко
реализуется принцип природосообразности, прежде всего за счет учета
этнопсихологических особенностей школьников, в частности их национального
мировоззрения, особенностей познавательных и эмоционально-волевых процессов;
- обучение иностранным
языкам приобретает более культуросообразный характер, так как вводя школьников в современную им культуру,
обеспечивается приобщение их к
иноязычной культуре;
- детям предоставляется
возможность сравнивать, сопоставлять образ жизни, культурные нормы и принципы,
правила этикета и другие ценности своего народа и народов, носителей изучаемого
языка и культуры;
- открываются большие возможности для формирования
межкультурной коммуникации школьников путем
их включения в ситуации,
имитирующие разнообразные формы отношения и общения разных культур и ценностей;
- школьники научаться распространить свою, родную культуру
среди носителей иных культур, так как
национальная культура применяется как средство приобщения к иноязычному
говорению.
Этнокультурный подход к обучению иностранным языкам в школе
реализуется:
- введением в содержание обучения иностранным языкам
национально-регионального компонента;
- использованием элементов народной педагогики в процессе
обучения иноязычному говорению;
- усилением межпредметных
связей преподавания
иностранного языка с другими
школьными курсами, особенно с теми, где больше предоставляется возможность
приобщения детей к ценностям родной культуры ( например: родной язык и родная
литература, история, изобразительное искусство, музыка и пение и др.);
- организация и проведение
интегративных (бинарных) уроков иностранного и родного языка,
иностранного языка и родной литературы, иностранного языка и музыки и пр..
Передовой опыт учителей иностранного языка школ
Южно-Казахстанской области подтверждает эффективность использования элементов
народной педагогики в преподавании иностранных языков в школе. На занятиях
можно практиковать применение народных изречений, обширного фольклорного и
этнографического материала. Так, образцы детского фольклора – колыбельные и
щуточные песни, пестушки, потешки, сказки, скороговорки и др.значительно
расширяют познавательную активность детей, позволяют развивать умственный
потенциал детей к освоению иноязычной речи, обеспечивает эмоциональный подъем,
порождает их веру в преодоление учебных трудностей.
При обучении иностранным языкам весьма привлекательными являются народные игры, которые
являются незаменимым средством
стимулирования мотивации к учению. Обучая иноязычной речи можно эффективно
применить разнообразные народные игры, например дидактические, подвижные,
драматизированные, а также эпизодические игровые приемы.
По мнению некоторой части учителей иностранного языка,
обучение иноязычному говорению должна вестись по возможности исключительно
больше на этом языке и с привлечением материалов культуры народов, носителей
именно этой культуры. В связи с этим, часть
педагогов до сих пор скептически относятся к использованию народного
материала в качестве средства обучения иностранному языку. Наш опыт убеждает в
том, что в основу изучения любого иностранного
языка в национальной школе должен быть положен этнокультурный подход,
ориентированный на изучение иного языка и культуры через родную культуру.
Литература
1.
Блонский
П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. В 2 т. Т.1.- М.:
Педагогика, 1979.
2.
Поштарева
Т.В.Формирование этнокультурной компетентности // Педагогика, 2005, № 3.-
С.35-42.
3.
Наурызбай
Ж.Ж. Этнокультурное образование.- Алматы: Гылым, 1997.
4.
Безрукова В.С. Педагогика. Проективная
педагогика.- Екатринбург: Деловая книга, 1996.