Филологические науки/ 7. Язык, речь, речевая коммуникация
К.ф.н. Бердникова Т.В.
Саратовский
государственный университет имени Н.Г. Чернышевского, Россия
Речевое взаимодействие в поэтическом
диалоге
В поэтическом тексте,
специфическими чертами которого, по замечанию Б.А. Ларина, является
«интеллектуальное напряжение», «эмоции творческой власти над языком» [Ларин
1974: 61], взаимодействие реплик диалога происходит иным образом, чем в живой
разговорной речи. В разговорной речи высказывание одного участника диалога
(реплика) зависит от реплики другого, оно порождается им и формируется на его
основе. Взаимодействие реплик, как структурное, так и семантическое, образует
диалог. Под поэтическим диалогом нами понимается диалог в поэтическом тексте.
В художественном тексте, где основной
организационной доминантой является авторский замысел, диалог может иметь как
гармоничный, так и негармоничный (конфликтный) характер. В гармоничном диалоге
реплики участников диалога постепенно сменяют друг друга, обеспечивая смену
ролей говорящего /слушающего. Гармоничный диалог предполагает
согласованность стратегий и тактик собеседников, взаимоприемлемую тональность общения, достижение
взаимопонимания и согласия сторон. В разговорной речи диалог чаще всего носит
унисонный характер. В таком диалоге один участник задает тональность общения
разговора, второй же поддерживает ее.
Конфликтный диалог характеризуется отсутствием
согласованности стратегий и тактик собеседников, не возможностью достижения
коммуникативного эффекта.
Для лирического текста, для которого свойственна
«эгоцентричность» изложения, сосредоточение на фигуре лирического субъекта, в
большей степени приемлем гармоничный диалог, в отличие, например, от
прозаического или драматургического произведений, отражающих точки зрения
разных субъектов повествования.
Мы обратимся к лирике Н.А. Некрасова, которая
отличается драматичностью и «прозаизацией» (если так можно сказать) повествования.
«Прозаизация» – придание эпичности лирическому тексту, введение нескольких
субъектов и повествовательных сюжетов в поэтический текст (многие стихотворения
Некрасова поддаются пересказу). Не случайно Н. Скатов отмечает, что
«стихотворение под пером Некрасова становилось стихотворением-рассказом,
стихотворением-новеллой» [Скатов, 1:
8].
Так, стихотворение «В дороге» представляет собой
беседу барина и ямщика, который рассказывает о своей тяжелой жизни: «Скучно! скучно!.. Ямщик удалой,/ Разгони
чем-нибудь мою скуку!/ Песню, что ли, приятель, запой/ Про рекрутский набор и
разлуку;/ Небылицей какой посмеши/ Или, что ты видал, расскажи – / Буду,
братец, за все благодарен».// - «Самому мне невесело, барин:/ Сокрушила
злодейка жена!..» [Некрасов, 1: 89] (и далее следует рассказ о тяготах
жизни ямщика).
Реплика-стимул начинается с эмоционального
посыла: лирический герой тяготится скукой, однако читатель не знает причины
такого состояния лирического субъекта. Ответ ямщика также начинается с эмоции
(«невесело»), причинный которой объясняются впоследствии. Синтаксический и
коммуникативный параллелизм, обращения (барин,
ямщик удалой, приятель, ты) поддерживают связь реплик.
Взаимодействия реплик представлено в
распространенной для разговорной речи структуре – структуре вопросно-ответного
единства, которое отражает коммуникативную и лексико-синтаксическую связь и
взаимозависимость реплики-стимула и реплики-реакции. Прямая взаимозависимость
реплики-стимула и реплики-реакции служит показателем коммуникативных ролей адресата
и адресанта, которые в течение диалога могут взаимозаменяться: при наличии
вопросительной реакции, адресат занимает место адресанта и реакция становится
стимулом к продолжению диалога. Таким образом поддерживается динамический
характер гармоничного диалога.
Негармоничный (конфликтный) тип диалога также
имеет место в поэтическом тексте, при этом речевое взаимодействие приобретает
черты драматургического диалога. В поэзии Некрасова неполный диалог, т.е.
диалог с отсутствующей одной репликой, часто имеет конфликтный характер. На
какое-либо действие, поступок либо слова своей возлюбленной лирический герой
эмоционально реагирует. Такая реакция представлена, например, в стихотворении
«Так это шутка? Милая моя»: Так это
шутка? Милая моя,/ Как боязлив, как недогадлив я!/ Я плакал над твоим
рассчитано суровым,/ Коротким и сухим письмом. [Некрасов, 1: 119].
Письмо лирической героини порождает в душе
лирического субъекта мятеж, он признается в собственной слабости. Начало
реплики с вопросительного релятива, обращение (милая моя), возможность реагирования сигнализируют о диалогическом
характере реплики. Любовная лирика преодолевает эгоцентризм лирического
стихотворения, разрушая «лирическую замкнутость». Как отмечает Н. Скатов,
«любовные стихи не замкнуты на герое, но открыты для героини. Она входит в
стихотворение со всем богатством и сложностью своего внутреннего мира. Некрасов
шел новым и непростым путем. Так появляется в его поэзии «проза любви» [Скатов,
1: 13].
Таким образом, взаимодействие реплик в
поэтическом диалоге возможно как при вербальном наличии обеих реплик, так и при
отсутствии одной из них. О форме речевого взаимодействия – диалоге
свидетельствует возможность реакции со стороны собеседника.
Литература:
Некрасов
Н.А. Собр. соч.: В 4 т. – М.: Правда, 1979. – Т. 1. – 368 с.
Винокур
Т.Г. Говорящий и слушающий: варианты речевого поведения. – М.: Издательства
ЛКИ, 2007. – 176 с.
Ларин
Б.А. Эстетика слова и язык писателя. – Л.: Художественная литература, 1974. –
288 с.
Скатов
Н. Народный поэт // Собр. соч.: В 4 т. – М.: Правда, 1979. – Т. 1. – С. 3-50.