Политология/
К. ф. н., доцент Рыбаков В.
В., Иванова А. М.
Донецкий национальный университет экономики и
торговли
им.
Михаила Туган- барановского
Политические
и правовые учения в государствах Древнего Востока
Древнейшие политико-правовые
учения возникли в Египте, Индии, Палестине, Китае и других странах древнего
Востока. Общественное
сознание в этот период носило религиозно-мифологический характер, поэтому политические
явления того времени получили религиозно-мифологическое истолкование.
В цивилизациях Древнего
Востока сложился самый ранний тип общества, пришедшего на смену первобытному.
Экономически он характеризуется господством патриархального натурального
хозяйства, устойчивостью государственных форм собственности на землю и
общинного землевладения, крайне медленным развитием индивидуальной частной
собственности. Современные исследователи относят древневосточные общества к так
называемым локальным (или речным) цивилизациям земледельческого типа.
Основную массу населения в
государствах Древнего Востока составляли крестьяне, объединенные в сельские
общины. Привилегированное положение в обществе занимали лица, принадлежавшие к
аппарату государственной власти, придворная и имущественная знать. На
содержании политической идеологии Древнего Востока сказались, прежде всего,
традиционализм общинной жизни, незрелость классов и классового самосознания.
Патриархальные сельские общины ограничивали инициативу человека, удерживая его
в рамках вековых обычаев. Политическая мысль Древнего Востока длительное время
развивалась на основе религиозно-мифологического мировоззрения, унаследованного
от родового строя [1].
В Древней Индии, чтобы облегчить управление обществом, была создана система разделения людей по варнам.
Члены трех высших варн: брахманы
(жрецы), кшатрии (воины) и вайшьи (земледельцы и ремесленники) считались полноправными членами общества. У них в подчинении находились члены низшей
варны — шудры. Такое положение
было закреплено политическим трактатом «Законы Ману», а другой трактат, «Артхашастра», обосновал идею сильной
царской власти, основывающейся на соображениях государственной пользы. Главная мировоззренческая идея
обоих трактатов заключалась в
утверждении, что существующий общественный уклад имеет божественное происхождение. Человек не в силах изменить изначально установленное свыше и
обязан с этим смириться. Любая попытка
нарушить естественный ход событий повлечет соответствующую кару[2] .
В
Древнем Китае главной политико-этической доктриной было конфуцианство. Учение Конфуция изложено в сборнике
«Лунь юй» («Суждения и беседы»).
Здесь Конфуций обосновывает свою патриархально-патерналистскую концепцию
государства: государство — большая семья, где
правитель, как отец, заботится о подданных, а подданные почитают его и любят друг друга, как братья.
В целом
политическая мысль Древнего Востока развивалась в русле постоянного укрепления единоличной власти,
максимальной централизации всех сфер
жизни общества. Она внушала людям идею божественного происхождения правителя и беспрекословного подчинения ему.
Современное содержание религиозных и
морально-политических доктрин, возникших в государствах Древнего Востока,
расходится с их первоначальным смыслом. В частности, конфуцианские принципы
человеколюбия первоначально относились только к китайцам и сочетались с
представлением о том, что Китай — это центр Поднебесной, которому должны
подчиниться все остальные народы. Исторически адекватное освещение
политико-правовых концепций прошлого требует учитывать обстановку, в которой
они зародились, и не допускает их модернизации [3].
Изучение политико-правовой
мысли Древнего Востока имеет не только познавательное, но и теоретическое
значение. Документы и памятники литературы, дошедшие до нас от древнейших
цивилизаций Египта, Месопотамии, Палестины, Индии и Китая, позволяют проследить
формирование политических и правовых идей на самых ранних этапах становления
классового общества. История Древнего Востока предоставляет в этом отношении
уникальные возможности, поскольку многие страны древневосточного мира
длительное время развивались изолированно друг от друга и процесс зарождения
политической идеологии протекал в них что называется в чистом виде, независимо
от внешних влияний. Подобная ситуация крайне редко повторялась в последующей
истории у других народов. Кроме того, высокий уровень культуры и богатые
литературные традиции сочетались здесь с замедленными темпами социального
развития. Значительное число памятников письменности, сохранившихся от древних
цивилизаций Востока, относится к тому периоду, когда процессы образования
классов и государства не получили своего завершения. Это позволяет воссоздать
достаточно полную картину возникновения политического и правового сознания из
нерасчлененной (синкретической) идеологии раннеклассовых обществ.
В настоящее время интерес к идейному
наследию Древнего Востока заметно возрос. Его стимулировало
национально-освободительное движение в Индии, Китае, Египте и других странах,
входивших в состав древневосточного региона. Образование независимых государств
с древней и самобытной культурой усилило интерес к их историческому прошлому.
Немаловажную роль при этом сыграло пробуждение национального самосознания
народов Востока, стремление молодых государств сохранить (или воссоздать)
традиции, унаследованные от предшествующих эпох.
Литература
1.Тадевосян
Э.В. Политология. Учебное пособие. – Изд. 2-е, испр. И доп. – М.: Знание, 1999
2.
Жоль К. К. Политология: Учеб. Пособие. – К.: Либідь, 2005.
3.Азаркин
Н.Н., Левченко В.Н., Мартышкин О.В. История политических учений. - М., 1994.