Политология/ Избирательные
технологи
Зуев К.А., Шевченко
Т.С.
Донецкий
национальный университет экономики и торговки
имени
Михаила Туган – Барановского, Украина
Анархическое сознание
и поведение в обществе
Идейная традиция отрицания политической власти восходит к античности. Элементы анархизма обнаруживаются уже у стоиков и киников, а позднее в учениях средневековой секты катаров и некоторых течений анабаптистов в период Реформации. Однако для всех этих учений отрицание политической власти — лишь один из аспектов достижения человечеством духовного совершенства и часть пути к личному спасению.
Направления анархистской философской мысли включают в себя широкий спектр идей от крайнего индивидуализма до безгосударственного коммунизма. Одна часть анархистов отрицает любые виды принуждения и насилия выступают с пацифистских позиций. Другая же часть анархистов наоборот поддерживает насилие, как необходимую составляющую повседневной борьбы за свои идеалы, в частности выступая с позиций пропаганды социальной революции, как единственной возможности достижения анархистского идеала вольного общества.
Анархизм - общественно- политические и
социально-экономические учение, враждебно относящиеся ко всякому государству,
противопоставляющие интересы мелкой частной собственности. Анархизм во всех
вариантах обязательно включает:
1) Полное отрицание существующего общественного строя,
основанного на политической власти;
2) Представление об идеальном общественном устройстве,
исключающем принуждение;
3) Определенный способ перехода от первого состояния
ко второму.
Так как сознание – высшая форма
отображения объективного мира[1], имеющее психическую форму, то политическое
сознание можно назвать отображением политической сферы жизни, то есть
политической системы. По сути своей под политическим сознанием понимают совокупность знаний, установок,
оценок, умонастроений и переживаний, направленных на политическую систему.
Во-первых, стоит отметить оценку этой
системы – эта всегда негативная необходимость
данного института отвергалась всеми авторами-анархистами, во всяком случае, в
том виде, в котором им приходилось наблюдать этот институт. Даже если некоторые
из них и признавали возможность существования государства, то всегда его
значение сводилось к минимуму, вмешательство государства в какие-либо дела
общества предполагалось в очень небольшом объёме, намного меньше, чем мы можем
наблюдать сейчас.
Во-вторых, если анархистом государство и
воспринимается как «зло», то это «зло» никак не равняется тому, которое
относиться к сознанию моральному. «…зло, фигурирующее в политическом мышлении,
имеет утилитаристски-практицистскую нагрузку: за ним обычно скрывается вред,
который наступает для различных социальных субъектов вследствие
функционирования государства»[2].
Анархист мыслит себя вне политической
системы, он не видит смысла соблюдать законы, если они, по его мнению, не
соответствуют реальным потребностям общества. Он не признаёт государственных
границ, власть полиции, государственных органов, но при этом, вопреки тому, как
часто себе представляют анархиста, он никогда никого не убьет и не ограбит, не
сделает он этого, не по причине ожидаемой кары, а лишь от того, что этого не
позволяют ему его моральные принципы.
Анархисты полагают, что на место власти
должен быть привнесен принцип действительной низовой инициативы, когда люди
сами, коллективно будут решать общественные вопросы, и индивидуально (без вреда
для других) свои личные вопросы. Даже самый ярый анархист, не признавая
политическую систему общества, не участвуя в политических процессах никак, если
не учитывать попыток уничтожения государства или политической системы, всё-таки
должен учитываться социологическими исследованиями, в частности направленными
на изучение политического поведения различных слоёв населения. Причина этому
проста – даже если анархист не участвует в выборах, не ходит на митинги, не
ведёт никакой политической деятельности, он всё-таки представляет собой
какой-то тип поведения. Именно здесь и содержится одна из главных проблем
определения анархического поведения – анархист должен игнорировать всякое
проявление государственности, и, следуя этому принципу, он в одних случаях
смешивается с массой политически неактивных граждан, в другой – с массой
правонарушителей.
Как мы видим, учитывая относительно малую
долю анархистов, они теряются среди массы правонарушителей, перечащих закону,
но не имеющих за своими действиями какой-либо идеологической подоплёки. Таким
образом, высчитать влияние анархического сознания и поведения на общественную
жизнь становиться крайне затруднительным, более того, почти невозможным.
Исключением из этого правила могут быть периоды социальной напряжённости, когда
массы могут увлечься «Анархией», но их поведение вряд ли можно назвать
анархическим, если не учесть, что
лидерами этих масс становятся настоящие анархисты, то здесь можно сказать, что
анархизм оказывает значительное влияние
на жизнь общества.
1.
http://zhurnal.lib.ru
2.
Кропоткин П. А. Что
такое анархия? Анархия, её философия, её идеал // Анархия, её философия, её
идеал. С. 203—252; — М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. С. 51-54;
3.
Боровой А. А. Власть.;
Боровой А. А. Анархизм. — М.: КомКнига, 2007. С. 13-41.; Грав Ж. Будущее
общество. — М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. С. 82-111.;
4.
Кропоткин П. А.
Нравственные начала анархизма // Анархия, её философия, её идеал. С. 792—841