Политология/ 6. Проблемы взаимодействия власти и общественности

Зуев К. А., Федосеева Ю.С.

Донецкий национальний университет економики и торговли имени Михаила Туган – Барановского, Украина

Нравственные нормы как фактор эволюции власти

 

«Идеальное правительство невозможно, потому что люди наделены страстями; а не будь они наделены страстями, не было бы нужды в правительстве»

Вольтер

Власть - не изобретение человека. Форма власти - не произвол его воли. Естественная организация жизни как бы извне требует от человека вовлеченности в отношения особого рода, которые и есть власть.

Человек по своему происхождению - не одиночка. Каждый из нас рождается в семье. Отец и мать - естественное и обязательное окружение ребенка. Сын почитает отца. Жизнь ребенка зависит от отца больше, чем от матери, ибо отец доставляет семье пропитание. Не любить, не чтить того, кто тебя кормит, - возможно, лишь в эпоху всеобщей гордыни, далекой от первоначальной естественности.

Итак, первичные отношения власти - это отношения между отцом и сыном, где власть отца неоспорима в силу авторитета отцовства.

Рост численности приводит к политическим изменениям, однако, ведущую роль играет не сама возрастающая численность, а сопровождающее этот рост снижение нравов.

В пределах двух поколений отношения власти просты. Но когда у сыновей рождаются дети, а отцы умирают, возникает первый вопрос о власти. Этот вопрос может быть снят, если каждый сын со своими детьми образует особый род, живущий отдельно. Однако ландшафт и соседние племена могут наложить запрет на такое решение этой проблемы. И когда сыновья и их дети живут одним родом, смерть отца заставляет их искать иные пути. Самый простой ход - передача власти старейшему. И не в том дело, что старейший имеет более богатый жизненный опыт. Просто его каждый может назвать отцом.

Но не всякий человек благословлен потомством. И не всякий старец в роду может считать своими близкими большую часть рода. Патриаршество в роду, таким образом, должно учитывать и фактор потомства, а значит, передача власти не может обойтись без обсуждения и выдвижения кандидатур. Родового главу выбирают. Но эта выборность - не демократия. Главное отличие от демократии, - что выбирают не по формальному алгоритму, а исходя из качеств конкретных людей.

Эта процедура естественна и бескорыстна, извращается она, когда выборы начинают рассматривать как средство овладения властью.

Изначально власть расценивается не как обретение, а как следствие объективных причин. Она не заключала в себе ничего кроме ответственности. Отец отвечает за своих детей. Они должны быть живы, накормлены. Они должны иметь детей - род не должен прерваться. Все эти заботы ложатся на плечи патриарха. Как говорил Джефферсон, «забота о человеческой жизни и счастье, а не об их разрушении — это первая и единственная законная задача хорошего правительства».

Когда обстоятельства жизни рода складываются благоприятно и род начинает богатеть, тогда к тому, кто обладает властью, приходят не только материальные свидетельства его положения и средства решения проблем, но и просто материальные блага, отличающие его семью в числе других семей составляющих род. Имущественное неравенство, вернее, личная собственность - порождает возможность использовать власть в личных целях. По мнению Поля Валерии «власть без злоупотребления не имеет очарования».

Как только люди поддались этому искушению, и пошли за властью, естественным образом возникла необходимость в формализации процедуры передачи власти. Таким образом, введение формальной процедуры наследования властных полномочий есть следствие падения общественных нравов.

Во избежание непорядков в обществе власть закрепляется за членами одной ветви рода, одной семьи. Возникает монархия. Внутри монархии утверждается принцип престолонаследия. Однако здесь есть нюанс, способствующий преткновению в дальнейшем.

Институт монархии учрежден, скажем, советом старейшин. Его законность обусловлена естественным авторитетом старейшин. Но вот эти люди умерли, а новые поколения оказываются перед лицом монархии. Ее легитимность укоренена в прошлом. Пока в народе жива родовая память, монархия чтима. Стоит людям забыться, - и принципы организации общества могут быть оспорены. Главные обязанности монарха - поставлять войско, обихаживать страну. Опять-таки, при благоприятных условиях эти обязанности выглядят необременительными, а права - значимыми. Семьи могут начать оспаривать друг у друга право на власть. А если родовая структура общества уже разрушена, претендовать на власть может почти любой. Из этого ощущения нелигитимности власти рождается смута, которая в соответствии со своей внутренней логикой порождает новую организацию общества - демократию.

Смысл демократии - закрепить право на власть за каждым гражданином - членом сообщества. Сейчас это кажется естественным, но это может быть естественным только тогда, когда в обществе попраны авторитеты. Каждый ныне существующий авторитет может быть оспорен, - это краеугольный камень демократической системы.

Таким образом, демократия - свидетельство очередного, более глубокого падения нравов. Оно говорит о торжестве гордыни и одержимости желанием обладать.

Литература:

1. http://politologa.net/