Музыка и жизнь/5. Музыковедение

Мироненко Д. В.

Аспирант Белорусской Государственной Академии музыки, г. Минск

Артикуляция в теории исполнительства

на аккордеоне и баяне

Исполнительское баянно-аккордеонное искусство бурно развивается во второй половине XX века,  и в настоящее время интенсивность его развития не угасает. Бесспорны многочисленные достижения методической и научной мысли, педагогики в этой сфере. Вместе с тем в современных исследованиях касающихся теории исполнительства на аккордеоне и баяне есть ряд положений, требующих уточнения. В настоящей статье мы обратимся к одному из таких положений – теории артикуляции на баяне.

Теорией баянной артикуляции занимались и продолжают заниматься многие исследователи, среди которых можно назвать Л. Пухновского, П. Гвоздева, Б. Егорова, Ф. Липса, В. Максимова и ряд других. Внимание исследователей к различным аспектам теории музыкальной артикуляции не случайно. Ведь артикуляция является одним из важнейших звеньев творческого процесса исполнителя. Сегодня практика исполнительства на аккордеоне и баяне говорит нам о необходимости дальнейших исследований в этом направлении.

Первая попытка проанализировать природу звукообразо­вания, определить исходные точки интонирования на одном из духовых язычковых инструментов с под­вижным мехом - аккордеоне - была предпринята польским музыкантом Л. Пухновским. Особого вни­мания заслуживают его наблюдения в во­просе о меховой и мехо - пальцевой технике. Эта важная область исполнительства на баяне включает в себя множество понятий: координацию работы меха и пальца, смену меха, формирование и снятие звука, а также основы динамической пластики как важный компонент в работе исполнительского аппарата. Так или иначе, большая часть интонирования на баяне связана с одно­временностью действий меха и пальца.

Существенный вклад в развитие теории артикуляции на аккордеоне и баяне был сделан исследователем П. Гвоздевым в работе «Принципы образования звука на баяне и его извлечение», где он детально рассматривает наиболее типичные движения меха, выделяет основные виды туше, анализирует особенности применения регистров.

Исследователь Б. Егоров в работе «К вопросу о систематизации баянных штрихов» не только развивает и дополняет высказанные Гвоздевым мысли, но и впервые детально рассматривает и систематизирует баянные штрихи. Кроме того, им были детально рассмотрены вопросы звукообразования и звукоизвлечения на баяне.

Высказанные авторами названых исследований положения по настоящее время являются общепризнанными и повсеместно внедрены в теорию и методику обучения игре на аккордеоне и баяне. Вместе с тем, понимание сущности артикуляции у этих исследователей находится в традиционном, идущим от И. Браудо контексте. Современная практика исполнительства на аккордеоне и баяне свидетельствует о необходимости дополнения существующих положений.

Одним из первых, кто обратил внимание на необходимость такого рода дополнений, стал российский исследователь М. Имханицкий, который несколько под иным углом зрения предлагает нам взглянуть на существующую теорию баянной артикуляции. В частности, он справедливо отмечает, что баян, в отличие от органа, обладает широчайшей палитрой акцентности. Поэтому в своё определение артикуляции он вводит фактор акцентности как один из наиболее существенных. Исследователь справедливо отмечает, что «в человеческой речи, как известно, существенную роль играет не только степень расчленённости или слитности слогов, но и степень их ударности или безударности» [5, с.4].

Понимая явление артикуляции по аналогии с человеческой речью, фактор акцентности безусловно существенен. Однако есть ещё один, на наш взгляд очень значительный фактор, который ранее исследователями упускался из виду. Это фактор индивидуальности артикуляции.

По справедливому замечанию И. Браудо, сам термин артикуляция пришёл в музыкознание из науки о языке, иначе говоря – из человеческой речи. Можем ли мы утверждать, что артикуляция в человеческой речи определяется только лишь степенью связности или раздельности, ударности или безударности? Очевидно, нет. Фактор индивидуальности в артикуляции безусловен. Проявляться он может  не только в том, что человек говорит, но в большей степени в том, как он говорит: при каких обстоятельствах, в каком психологическом и физическом состоянии. Немалую роль здесь так же играет и особенности строения его артикуляционного аппарата.

Конечно же, индивидуальные особенности артикуляции не могут миновать и область музыкального исполнительства. Если мы обратимся к вокальной методике, где речевой артикуляции в пении уделяется большое внимание, то там мы увидим целый перечень особенностей связанных с индивидуальностью артикуляции. Эти особенности связаны как со строением голосового аппарата певца, так и с характеристиками его личности.

Значительное место индивидуальности в артикуляции отводится так же и в скрипичном исполнительстве. И это неудивительно, ведь известно, что понятие «штрих» появилось сначала у исполнителей на струнных смычковых инструментах. Как отмечают исследователи М. Либерман и М. Берлянчик,  штриховая артикуляция обладает едва ли не самыми богатыми выразительными возможностями. Естественно, что при этом нельзя игнорировать индивидуальность её проявления у различных исполнителей. «Если, как известно, не бывает двух абсолютно одинаковых интерпретаций одного и того же музыкального произведения, то и какая-либо мелодическая фраза не может быть идентично артикулирована разными скрипачами. Следовательно, конкретное звуковое решение фразы можно считать творческим художественным действием, что обусловлено индивидуальным прочтением (интерпретацией) авторского текста» [6, с.54]. Поэтому, по мнению исследователей, общепринятые штрихи обозначают не конкретные, завершённые образцы звучания, а некие типовые, обобщённые инварианты штрихового оформления скрипичного звука, которые в зависимости от художественной задачи могут быть реализованы в различных вариантах.

Пожалуй, первым, кто напрямую заострил внимание на факторе индивидуальности в артикуляции, стал белорусский исследователь вопросов исполнительства на  трубе Н. Волков. По его мнению, «в музыкальном исполнительстве на каждом конкретном инструменте артикуляция и её влияние на выразительные средства будут иметь свою специфику объективного и субъективного характера. Объективные особенности обусловливаются спецификой звукообразования, субъективные – физиологией и психологией исполнителя» [7, c.69].

Нет сомнения в том, что фактор субъективности, индивидуальности нельзя игнорировать в определении артикуляции применительно  к аккордеону и баяну. По нашему мнению, только с учётом фактора индивидуальности артикуляция может рассматриваться как явление художественного порядка в музыкальном искусстве.

Литература:

1. Puchnowski, W.L. Szkola miechovania I artykulacji akordeonowej Krakow:

 PWM, 1964.

2. Гвоздев П. «Принципы образования звука на баяне и его извлечение» //

Баян и баянисты. Сборник методических материалов. Ред. Ю. Акимов  -

М., «Советский композитор», 1970.

3. Егоров Б. К вопросу о систематизации баянных штрихов // Баян и

баянисты. Сборник статей. Ред.  Б. Егоров, С. Колобков. Вып. 6.  - М.,

«Советский композитор», 1984.

4. Браудо И. Артикуляция (О произношении мелодии). 2-е изд. - Л.,

«Музыка»,  1973.

5. Имханиций М. Новое об артикуляции и штрихах на баяне - М., РАМ им.

Гнесиных, 1997.

6. Либерман М., Берлянчик М. Культура звука скрипача. Пути формирования и развития – М., «Музыка» 1985.

7. Волков Н. Физические и психофизиологические предпосылки

образования звука на трубе и проблемы исполнительской артикуляции –

Мн., БГАМ, 2004.