Кочетова Г.Н., Сидоренко В. В.
Карагандинский государственный университет им.Е.А.Букетова
Планирование музыкальных занятий, с внедрением
вариативных типов занятий в условиях реабилитационного центра с детьми с
проблемами в развитии.
Дефектологом, на основе полученных результатов
диагностического обследования, познавательной,
эмоционально-волевой сферы каждого
ребенка и обследование музыкальным
руководителем музыкально - ритмической деятельности детей, был разработан
перспективный план музыкальных занятий на один квартал, с внедрением
вариативных типов занятий.
Система
планирование музыкальных занятий направлена на повышение
эффективности коррекционно-воспитательной работы и приводит
учебно-воспитательный процесс к качественно новому состоянию. Перспективное планирование
составляется на один квартал, это определяется структурой психофизического
дефекта, особого состояния ребенка и рекомендациями психолого-медико-педагогической
комиссии. На основе перспективного плана
составляются планы на каждое занятие.
Задачи методики музыкального
воспитания не могут быть решены без тщательного планирования и учета всей
работы. Планирование позволяет установить связи между всеми видами музыкальной
деятельности детей и всеми формами ее организации. Планирование и учет отражают
темпы музыкального развития каждого ребенка и продвижение всего коллектива
детей в группе. Поэтому планирование можно рассматривать как один из способов
управления сложной воспитательной работой. Нельзя осуществить принцип систематичности в
применении всех педагогических воздействий, не намечая «что», «когда» и «как»
целесообразно применить в воспитании и обучении детей (Н.А.Ветлугина,
А.В.Кенеман).
Музыкальные занятия
проводятся два раза в неделю, включая тематическое и комплексное. Доминантные
занятия проводится малыми группами, выделяя более узкую педагогическую задачу.
Разрабатывая
планирования музыкальных занятий, мы опирались
на программу коррекционно-развивающего обучения детей с
нарушением интеллекта, под редакцией Е.А. Екжановой, Е.А. Стребелевой. Эта
программа не удовлетворяет всех нужд разнообразного контингента детей
поступающих на коррекцию в реабилитационный центр. «Ребенку, который является
неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться
специальные режим, образование и забота, необходимые ввиду его особого
состояния» (Сулейменова Р.А.) . Особый контингент детей реабилитационного
центра требует специфической организации коррекционного обучения
и предполагает определенное своеобразие его содержания, особых технологий
обучения. Это условие определяет специфику всей деятельности реабилитационного
центра.
Программу
коррекционно-развивающего обучения детей с нарушением интеллекта мы адаптировали
к детям, учитывая их психофизические возможности. Пересмотрели перечень
практических умений, которыми должны овладеть дети во всех видах деятельности, адекватные
характеру имеющегося нарушения в их развитии. Адаптированная программа явилась
ориентиром в определении направлений и содержания коррекционно-воспитательной
работы с детьми данной категории.
Наш план музыкальных занятий
поделен на четыре раздела, которые включают: сроки выполнения, все виды музыкальной
деятельности с программным содержанием, репертуар по всем видам деятельности и
примечание. При планировании разных видов музыкальной деятельности уточняются
их основные цели, чему педагог предполагает научить группу за один квартал по
данному разделу. Так, по слушанию музыки – воспринимать произведения целостно,
осмысленно, дифференцированно; адекватно реагировать на эмоциональное восприятие
музыкальных произведений; дать детям представления о жанрах музыки их
характерных особенностях. Пение - развитие вокально-слуховой
координации, звукопроизносительной стороны речи, овладение вокально-хоровыми
навыками (певческим дыханием, артикуляцией, звукообразованием, строем).
Музыкально - ритмические движения – умения передавать
движения средствами музыкальной выразительности: ритм, темп, динамика, характер
музыкального произведения. Игра на
детских музыкальных инструментах - извлечение одного звука, передача простого
ритмического рисунка (на барабане, ложках), различать по тембру детские
музыкальные инструменты. План помогает музыкальному руководителю представить
последовательность разучивания песни, танца, музыкальной игры, наметить общие
задачи работы над произведениями в течение нескольких занятий, показывает
постепенное усложнение репертуара.
Одна
из основных задач планирования, это последовательность расположения музыкального
материала, его доступность и простота для восприятия детей; В музыкальный репертуар должна входить
классическая, современная, казахская народная музыка.
Реабилитационный центр
постоянно находится в режиме развития, который предполагает апробирование,
внедрение и использование новейших методов и средств реабилитации.
В
разделе «примечание» мы, дополняем содержание музыкальных занятий, используя
пиктограммы для выразительного изображения эмоционального состояния;
мини-релаксации для расслабления при напряжении, после двигательной активности.
Для достижения совершенствования специфических образовательных потребностей и
максимальной коррекции в психофизическом развитии детей, в планирование
коррекционно-развивающего процесса дефектологом, музыкальным руководителем и
воспитателем была взята на квартал тема «Дикие животные». В планировании
музыкального воспитания этой темой были объединены вариативные типы занятий, для
более полного осознания образов диких
животных через яркие средства музыкальной выразительности, движений,
использования приемов театрализованности. Благодаря этому на занятиях по
развитию речи, ознакомлению с окружающим давало возможность детям более
осознанно, эмоционально воспринимать художественные произведения, художественный
образ. В свою очередь все это способствует развитию у детей познавательных
процессов, формирует навыки поведения в
обществе.
Содержание музыкального воспитания
направлено на развитие у детей эмоциональной отзывчивости на музыку, обучение
знаниям, умениям, которые нужны для активного восприятия музыкальных
произведений, а затем их исполнение. Все это помогает музыкальному руководителю
последовательно планировать программные требования и в целом представить всю
работу, которую он должен выполнить с детьми данной группы.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН МУЗЫКАЛЬНЫХ
ЗАНЯТИЙ
на
один квартал |
||||||||||
сроки |
Программное содержание |
репертуар |
примечание |
|||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
|||||||
Слушание музыки |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
Использование на занятиях пиктограмм "Азбука настроения" 1. Выразительное изображение эмоционального состояния "радость", "грусть". 2. Тренировка умения распозновать эмоциональное состояние по мимике персонажей "радость" , "грусть". |
|||
|
Воспринимать произведения целостно, осмысленно, дифференцированно; Сосредотачивать внимание во время слушания и анализа произведения; |
|
|
|||||||
|
|
|
||||||||
|
|
|
||||||||
|
|
|
||||||||
|
|
|
||||||||
|
Адекватно реагировать на эмоциональное восприятие вокальных и инструментальных произведений; |
|
|
|||||||
|
Дать детям представления о первичных жанрах (песня, танец, марш), их характерных особенностях и жанрово-национальную принадлежность; |
|
|
|||||||
|
Воспринимать и различать эмоциональное содержание, характер музыкального произведения. |
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|||||||
1-4 неделя |
Слушать произведение, передающее образ грустной и печальной осени, выражающей сожаление об уходящем лете. |
"Осень", музыка А.Александрова |
Мини-релаксация использование аудиозаписи из серии "Волшебство леса", "Осенний сон", "Рассвет в лесу". Учить расслабляться при напряжении, после двигательной активности. |
|||||||
5-8 неделя |
Воспринимать бодрую, воодушевленную маршевую музыку; Сопоставлять произведение "Осень" с характером "Марша". |
"Марш", музыка Д.Козицкий |
||||||||
9-12 неделя |
Воспринимать веселую плясовую мелодию, эмоционально отзываться на ее задорный характер, подвижный темп. |
"Бітіқ
астық", музыка К.Моржанова |
||||||||
12 неделя |
Слушать пьесу, чувствовать ее спокойный характер, ласковое настроение, негромкое звучание, узнавать пьесу при исполнении мелодии. |
"Колыбельная", музыка В.Гречанинова |
||||||||
Пение |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
Развивать вокально-слуховую координацию(работу артикуляционного аппарата), звукопроизносительную сторону речи; |
|
|
|
||||||
|
Распевание:пропевание гласных звуков "а", "о", "у", "и" с наращиванием слога "ма", "мо", "му", "ми"; |
|
|
|||||||
|
Развивать музыкально-слуховое восприятие: использование ритмодекломации, мелодикломации в сопряженном и отраженном пении; |
|
|
|||||||
|
Укрепление речевой зоны голоса, развитие слаженной речи и двигательно-мышечных ощущений; |
|
|
|||||||
|
Овладение вокально-хоровыми навыками(певческим дыханием, артикуляцией, звукообразованием, строем). |
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
1-4 неделя |
Воспринимать песню спокойного, напевного характера; петь протяжно в умеренном темпе, негромко; различать музыкальное вступление, начинать петь сразу после него. |
"Листья золотые", музыка
В.Золотарева |
|
|
||||||
Передавать веселое радостное настроение песни; чувствовать выразительные элементы музыки игрового характера; различать музыкальное вступление. |
"Плетень", р.н.м.,
обр.А.Лядова |
|
||||||||
5-8 неделя |
Исполнять песню ласково, напевно, без напряжения, не спеша; передавая лирический характер. |
"Осенняя песенка", музыка
Т.Попатенко |
|
|||||||
9-12 неделя |
Петь в умеренном темпе, подстраиваясь к голосу педагога и инструмента; различать музыкальное вступление, изображающее звон капелию |
"Жаңбыр", музыка Л.Мельникова |
Проведение доминантных занятий на тему: "Дикий мир глазами детей" (с доминированием музыкально-ритмической деятельности)-использование этюдов-фрагментов, передающие музыкальные образы, стимулирующих детей на дальнейшее проявление творческой активности (с использованием пальчикого театра, настольного театра).
|
|||||||
12 неделя |
Воспринимать песню спокойного, напевного характера, исполнять ее ласково, певуче. |
"Лиса", музыка
М.Раухвергера |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
||||
Движения
под музыку |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
Музыкально-ритмические
навыки (умения передавать движения средства музыкальной выразительности : ритм, темп, динамика, характер музыкального произведения);
|
|
|
|
|
|||||
|
Навыков выразительных движений (упражнения с предметами и без них, сюжетно-образных, танцевальных); |
|
|
|
|
|||||
|
Овладеть выразительным "языком движений"-с помощью мимики, жестов, так и активизации речевой деятельности; Испытывать чувство эмоционального удовлетворения от участия в музыкально-ритмических движениях; |
|
|
|
|
|||||
|
Формировать как общую музыкальную культуру, так и культуру тела. |
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
1-4 неделя |
Реагировать на начало и окончание звучания музыки. Передать в ходьбе бодрый, ритмичный характер музыки; |
"Марш", музыка Д.Козицкий |
|
|
||||||
"Цепочка"- двигаться в соответствии с характером музыки, друг за другом. Учить ориентироваться в пространстве.; |
"Погуляем", музыка
М.Раухвергера "Листья золотые", музыка
В.Золотарева |
|||||||||
|
||||||||||
Упражнения с листочками-выполнять движения с листиками: вращательные движения кистей рук (вверх-вниз), кружение вокруг себя, мягкая пружинка, сужение и расширение круга; |
||||||||||
|
||||||||||
Весело непринужденно исполнять хоровод, сопровождая игровыми движениями в соответствии с текстом песни; |
"Огородная-хороводная",
музыка Б.Можжевелова |
|||||||||
5-8 неделя |
Передавать в движении характер музыки, развивать воображение, наблюдательность "в лесу" |
"В лесу",использование аудиозаписи |
Проведение тематического занятия на тему: "Приключения колобка в осеннем лесу" |
|||||||
В соответствии с музыкой передавать тяжелою покачивающуюся походку медведя, сердитого волка, хитрой лисицы, легкие прыжки трусливого зайца: в движениях передавать чувство юмора. Инсценировать песню, создавая в движениях образы разных персонажей в соответствии с текстом и характера музыки; сопровождать песню плясовыми движениями хоровода. |
"Медведь",
"Лиса", "Волк", "Заяц", использование аудиозаписи "Плетень", р.н.м.,
обработка А.Лядова |
|||||||||
9-12 неделя |
Развивать интерес к театральному действию происходящему на "сцене" (настольный театр) сказка "Колобок". Вызывать у детей положительные эмоции от общения с кукольными персонажами. |
Использование музыкальных фрагментов
к образам персонажей. |
|
|
||||||
12 неделя |
Эмоционально воспринимать музыку веселого, подвижного характера; двигаться легко, свободно. |
"Колобок", музыка
Е.Тиличеевой |
Проведение комплексного занятия (театр + музыка) тема:"Колобок собирает друзей" |
|||||||
Быстро , легко двигаться под музыку веселого подвижного характера, прятаться по окончанию музыкального сопровождения. |
"Жмурка", музыка
Ф.Флотова |
|||||||||
Мягко, плавно передавать платочек ребенку, стоящему справа. На заключительный аккорд выполнять любые произвольные движения под музыку. Доставить детям удовольствие. |
"Передача платочка",
музыка Т.Ломовой |
|
||||||||
|
Музыкально-дидактические
игры |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
в течение квартала |
Различать и запоминать музыкальные звуки по тембру, высоте, направлению, силе, длительности; |
|
|
Занятия проводятся индивидуально, подгруппами. |
||||||
|
|
|
|
|
|
|||||
Определять звучание инструментов (барабан, бубен, колокольчики, ложки). |
"Узнай инструмент" |
|||||||||
Различать высокое и низкое звучание, отмечая его игровыми действиями. |
"Птичка и птенчики",
музыка Е.Тиличеевой |
|||||||||
|
Различать направление движения звуков вверх и вниз. |
"Лесенка", музыкальный
букварь Ветлугиной |
|
|||||||
в течение квартала |
Менять движения, отмечая характер музыки колыбельной и плясовой, двигаясь с куклой. |
"Что делает кукла ?", музыка М.Раухвергера, музыка Филиппенко |
Занятия проводятся индивидуально, подгруппами. |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|||||
Тихо и громко греметь погремушками в соответствии с изменением динамики музыки. |
"Тихие и громкие
звоночки", музыка Е.Тиличеевой |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Игра
на детских музыкальных инструментах |
||||||||||
в течение квартала |
Обучение игре на детских музыкальных инструментах проходят следующие этапы: |
|
|
|
|
|||||
1. Передача ритма с помощью естественных движений: - руками (хлопки, шлепки) - ногами (притопы) |
|
|
|
|
||||||
2. Извлечение одного звука; |
|
|
|
|
||||||
3. Передача простого ритмического рисунка (на барабане, ложках, колокольчиках). |
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
Различать по тембру детские музыкальные инструменты. |
"Узнай на чем играю", музыка Е.Тиличеевой |
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
Сочетание пения с использованием колокольчиков, погремушек для оформления "осенних миниатюр" |
Песенка "Кап-кап",
мелодия Е.Макшанцевой |
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
Литература:
1. Стребелева Е.А., Екжанова Е.А.
Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. М.: Просвещение,
2. Сулейменова Р.А. Организация
деятельности реабилитационного центра – Алматы: ОАО «Алматыкітап»,
3.
Айдарбекова А.А. Роль музыкального
воспитания в развитии умственно отсталых школьников. Мин. Обр. Каз. А.А.,