УДК 371.38:77.04

 

КОМПОЗИЦИОННЫЙ СТРОЙ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ГРАФИКИ НА УРОКЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

 

Мынбаева Г. Р.

Южно–Казахстанский Государственный университет им. М.О.Ауезова, г.Шымкент

 

         Графика-самому распространенному среди всех видов изобразительного искусства. Важной ее части является композиционный строй графики. Именно благодаря ему еще в первой четверти XIX века учредители общества поощрения художников мечтали сделать искусство более массовым. Столетие спустя, в 20-х и 30-х годах прошлого века, такую мечту, но с гораздо большим размахом пытались осуществить лучшие современные графики и живописи.           

         Именно графику-потенциально-самый массовый вид изобразительного искусства-наш зритель знает хуже всего, хотя и видит ее нередко. В значительной мере такое положение сложилось из-за недастаточно широкой и квалифицированной пропоганды графики в целом, композиционный строй произведений графики в частности. Хотя это важное дело вносят свой вклад художественные музеи, пресса и телевидение, охватить все население эстетическим воспитанием важно только через среднюю общеобразовательную школу. Соответственно, должны предъявляться особыеғ требования к подготовке школьных учителей изобразительного искусства.

         Другая причина почти полного отсутствия преподования графики в педагогических институтах связана с довольно распространенным пренебрежением к искусству графики. Казалось бы, в теории давно решен вопрос об отсутствии иерархии видов, родов и жанров искусства, и поэтому нет нужды доказывать правомочность какого либо из них, в частности, графики. На деле же положение оказывается иным.

         Чаще всего графика считается чем-то второстепенным по отношению к живописи. Например; В.В.Ванслов писал: «Графика так близка живописи, что по существу, является не столько самостоятельным видом искусства, сколько как бы подвигом живописи».[1] Необходимо отметить, что графика, на наш взгляд, уделяется недастаточное внимание не только педагогической деятельности, но и искуствоведением, а также в музейном деле. Как правило, ей отводится более скромное место и на выставках современного искусства. В обзорах этих выставок графическое произведение порой вообще не упоминаются.

         Различные ошибки допускаются при экспонировании чаще всего опять-таки графики. То работу, выполненную сухой иглой именуют офортом, то резцовую гравюру назовут сухой иглой. Случается подобное и с литографией, которую путают у нас иногда с ксилографией. Подобные ошибки связаны не только с незнанием некоторыми искусствоведами той или иной техники исполнения, но и с невниманием к художественно-выразительному характеру произведения.

         В связи с этим представляется необходимым в настоящей статье попытаться решить следующие задачи:

   - определить  положение графики в системе изобразительных искусств;

   - показать богатство выразительных средств графики на примере      различных произведений мастеров отечественной и зарубежной графики;

   - проанализировать технологию, благодаря которой оказывается     возможным достижение этого богатства, учитывая особенности     современных, имеющихся в наличии материалов;

   - дать описание и анализ некоторых новых приемов работы как на стадии создания печатной формы, так и в самом процессе печати;

   - предложить некоторые рекомендации в области терминологии графического искусства;

   - показать роль графики в композиционном строе произведения в искусстве книги.

         Исследуя проблемы структуры графического искусства, мы делали следующие выводы: графика является одним из видов изобразительного искусства. Язык графики и главные его выразительные средства-это линия, штрих, контур, пятно и тон. Активно участвует в создании общего впечатления от произведения графики белый лист бумаги..

         Одним из отличительных признаков графики является особое отношение изображаемого предмета к пространству. Художественно выразительные достоинства графики заключаются в ее лаконизме, емкости образов, концентрации и строгом отборе графических средств. Графике доступны разнообразные жанры (портрет, пейзаж, натюрморт, исторический жанр и др.) и практически неограниченные возможности изображения и образного истолкования мира. [2]

         Важнейшей областью является книжная графика. Все элементы книжного оформления-и расположенные внутри книги, и внешние-создают целостное произведение искусства.

         К прикладной графике относятся поздравительные открытки, красочные календари, конверты к пластинкам, которые нарисовал художник, и многое другое.

         Мы может подошли к проблеме графике разными способами;

-         во-первых, попытались определить, что такое «графичность» как принципиальное качество какого-либо изображения в противоположность, например, «живопистности».

-         во-вторых, попытались понять мотивы отнесения именно к графике тех или иных форм изобразительного или знакового творчества, проследить, как эти формы складывались и обособлялись, какимим факторами-смысловыми, технологическими, историческими связываются они друг с другом же целесообразно коротко рассмотреть здесь, во введении к ней.

         Современный графический дизайн включает не только шрифты, но и разнообразные знаковые изображения, в том числе геометрические и растительные.

         Новым видом является компьютерная графика. Художники выполняют композиции из сложно пересекающихся линий, объемных элементов, узоров, цветовых пятен на экране дисплея, а затем печатают на принтере,полученные изображения. Способность графики быстро откликаться на актуальные события, выражать чуства и мысли хужожника, развитие техники создают условия для возникновения новых видов графики.

         Изучение структуры графики, а так же степени разработанности этой проблемы, позволило выявить противоречия между понятиями «графика» и «графический стиль», определило недостаточность обоснованных методик анализа графического искусства и средств практического осуществления графики. Разрешение данного противоречия, а именно, поиск и разработка структуры мира графики, является актуальной проблемой, научное исследование которой необходимо для организации эффективного и целенаправленного обучения студентов и развитие их творческих способностей.

         Разделение специфических качеств материальной формы рисунка и гравюры еще более сложно, так как в рисунке и гравюре все факторы и сопоставляющие элементы этой формы являются общими. Различие рисунка и гравюры с этой точки зрения также связано с различным характером их материалов и изобразительных средств, ее в то же время и это существеннее, оно возникает в силу различного назначения и характера произведений, самого генезиса этих разновидностей графики.

         Сопоставление графики с живописью сопряжена с тем, что проблема плоскости в изобразительном искусстве не исчерпывается взаимосвязью плоскости и пространства. Проблема имеет два аспекта, которые не всегда разделяются. Первый-это плоскость как материальная поверхность, на которую наносится изображение, отношение этой плоскости и изображаемого на ней пространства. [3]

 Изменение технологии в современном производстве (по сравнению с прошлыми веками) нисколько не дискредитировало творческие находки прошлого, а дало возмозность еще более расширить границы рисунка. Более того, современная технология позволяет применять и многие новые графические приемы.

         В процессе обучения художника-графика необходимо предусмотреть его широкое ознакомление с имеющими опытом в станковой и иллюстративной графике, давая ему возможность проверить эти приемы и методы в практической работе с натуры.

         В графике применяются различные композиционные правила, приемы и средства, однако они дают несколько иные результаты в станковой графике по сравнению, скажем, со станковой живописью, скульптурой. Оно связано со спецификой станковой графики. Главная особенность графического искусства в целом графичность рисунка, которая в основе своей значительно отличается от живописной лепки формы и тем более от скульптуры где положение объемной формы в пространстве не изображается на плоскости, а передается в буквальном смысле. В графике преобладает рисунок, хотя графические произведения в цвете (эстампы, иллюстрации) бывают достаточно живописными.

         Процесс формирования художественного образа совпадает с направлением развития познания, что и обусловливает внутреннее качественное своеобразие художественного образа, единство эмоциональных и рациональных начал в его становлении. Вполне очевидно, что методическое исследование особенностей его формирования на занятиях по рисунку позволит вскрыть несипользованные резервы развития творческих способностей студентов.

 

 

 

 

 

 

 

Список используемых литератур:

1.     Герчук Ю.Я. История графики и искусства книги. М, 1987

2.     Ломов Б.Ф. Формирование графических знаний и навыков у учащихся. М, 1959

3.     Зайцев А.С. Советы мастеров. Живопись и графика. Л, 1979